Удо Диркшнайдер - король гномов)

Nov 12, 2018 19:04

Много лет назад меня настигла интуиция о том, что каждая зрелая нация манифестирует способом своего бытования специфически организованный Дух (например, я писала уже чуток об английском духе и французском). В этом году я наткнулась на курс лекций философа, культуролога и литературоведа Георгия Гачева "Портреты национальных миров", чьи идеи и мысли в отношении "духа" разных народов мне оказались довольно-таки близкими. Пишу это сейчас потому, что несколько раз обращусь к его описаниям германского духа, дабы передать свое впечатление от прошедшего в Екатеринбурге 11.11.2018 года концерта группы "U.D.O" (бывшая "Accept") из ФРГ, а более - от ее лидера Удо Диркшнайдера.

Сразу скажу: я - не любитель тяжелого металлического рока. Совсем не любитель. Мне, выросшей на советских бардах, даже российский-то рок не сразу стал близок (сейчас любимые - Аквариум, Пикник, Кино...). А тут. Однако раз уж я ввязалась в эту авантюру, то мне ничего не оставалось делать, как открыться действу: впустить в себя эти ритмы и скрежеты (справедливости ради стоит сказать, что гитарные соло были потрясающие!!!), прислушиваясь к своим ощущениям и наблюдая возникающие в воображении образы... И понеслось.

Маленький седой человечек (ему - 66 лет) с добрейшим лицом - сам Удо - привиделся мне... гномом. Да-да, не смейтесь и не гневайтесь!



Хриплый визжажщий голос, который как будто длительное время звучал лишь под землей, но -  вырвался-таки наружу,  изменил вокруг себя пространство. Минимум движений, гримасничанья, только - звук, напоминающий то ли лязг шахтерских вагонеток, то ли соскачивающие удары кирок об искрящуюся от этого каменную породу (даже слов не разобрать! но сдается мне, что это и не важно для российских слушателей)... Эффект подлинно хтонического существа.

Чуток из истории группы. Удо Диркшнайдер стал одним из основателей группы Accept (в будущем U.D.O.), возникшей в 1972 году в небольшом сталелитейном городе Золинген, расположенном в Рурском угольном бассейне. Отсюда, как мне видится, совсем не случайно, что во время концерта название группы - на заднике сцены - расположилось в шахте на вагонетке.



Мне кажется, этот факт является самым красноречивым для передачи моего ощущения от нынешнего выступления Удо. Подземный мир, лязг холодного металла, а также жар расплавленной металлической лавы - все это я услышала в вырвавшихся, как вулкан из жерла, звучаниях, переживая которые я всей кожей вдруг ощутила присутствие духа древних германцев. И это меня потрясло! Источник личной харизмы Удо Диркшнайдера - несомненная укореннность в германском мифе. И то, что мне привиделся гном в его образе (а я ведь не знала на тот момент о географическом регионе происхождения этой группы), как оказалось, - совсем не случайность! Угольный бассейн, горы, подземные шахты, сталелитейное дело...



Вообще гномы - частые персонажи германо-скандинавской мифологии: они ведают земными (подземными) богатствами (в алхимии гном - дух земли), знатные мастера, в том числе, кузнечного дела, в котором без огня не обойтись никак. Вот и Георгий Гачев говорит, что дух Германии соотвествует стихиям огня и земли, и реализует идею ургии (дела): "в начале было дело" - дело, отрицающее статику земли энергией (огонь) великого делания (германский дух - это вертикаль от подземного мира до небесного). Причем это делание не отрицает материальную природу (землю), а преобразует ее в иное. "Золото королей" выстрелило в музыкальный ряд Удо: как будто ни больше, ни меньше, а - все хтонические силы вырвались через горловые связки, которые, казалось, вот-вот лопнут от напряжения, ан - нет, выдерживали, создавая своими вибрациями неповторимую атмосферу вокруг.

Выше написанное выводит на следующую черту германского духа, которую Г. Гачев называет отрицанием (отсюда, говорю я: протест Лютера, критика Канта, диссонанс, открытый немецкой музыкой 19 в., нигилизм Ницше и т.п.). Фауст и  Мефистофель - та еще пара (!): творческое отрицание старого порядка через разрушение и создание нового. Огонь-жар беспокойства, стремление в высь и дело вместо света созерцания, пишет Г. Гачев. "Accept" была первой группой, в отношении которой появилось название стиля - heavy metal, основной интенцией которого был личный протест против общепринятого порядка вещей в виде подстрекательства к систематической деятельности, к труду. Так и Удо Д.: не-молодой уже человек два часа (причем, ровно два часа! вот он - немецкий расчет, немецкий порядок во всем - в действии!) - без перерыва, без фонограмм, на максимальном напоре: попробуйте выдержать подобное без привычки к внутренней работе!

И, конечно, не могу я не затронуть тему мужского-женского! Мужской характер немецкого духа (я тоже это для себя открыла давненько), по Г. Гачеву, дополняется поиском женственности в своей душе. Действительно, достаточно вспомнить, чем заканчивается "Фауст" Гете, или учение К.Юнга об Аниме - все это порождения немецкой культуры. "Душу прячут, а конструкцию выпячивают", - говорит Гачев (последнее проявляется в предельной, подчас, рациональности, технологичности, порядке, от которых временами буквально "сносит голову", порождая буйствующую иррациональность). Напускная маскулинность призвана скрыть ранимость души; весь воинственный образ Удо Д. - именно таков: камуфляж, куча металла на себе, татуировки, рокерские перчатки. Однако при этом от него исходят и доброта, и сентиментальность, что чувствуется хотя бы по тому, как он относится к играющим рядом с ним на сцене молодым парням. А уж об его же сдерживаемой, но пробивающейся всей мощью через голос эмоциональности, и говорить не стоит...

Почему я еще заговорила здесь о мужском начале. Потому что дух России - женственен. Не потому ли однажды, проехав с гастролями по России, Удо Шнайдер написал песню "Поезд по России", в которой чувствуется его потрясение от простора и ее широт (российская горизонталь как дополнение германской вертикали: вода и воздух, как российские стихии, перемещаются по горизонтали), от душевности. Этой песней он и закончил свой концерт, кстати. В ней есть такие слова: "Поезд нас несет к началу всех начал"... Чем вам не гетевское: "вечная женственность манит нас к ней [истине]"? Россия для германского духа в лице Удо Д. - начало всех начал: мать, возлюбленная, само бытие, тогда как мужской дух начинается как отрицание, как утверждение ничто... Понятно, что сам Удо понятия не имеет о всех - выше написанных - интеллектуальных выкладках, тем и ценнее: он интуитивно воспроизводит и манифестирует собой германский дух. Этакий король гномов, аристократ духа...

И российские слушатели тянутся ведь к этой энергии подземного огня, стремящейся ввысь... Хотя, повторю: Удо Диркшнайдер - не мой герой, я не буду его специально слушать, однако столкновение в его лице с германским духом - дорогого стоит! Вот рада я, что побывала на этом действе! Важный жизненный опыт)).

Такие вот впечатления от концерта.

P.S. Для не-слабых нервами))):

image You can watch this video on www.livejournal.com


Удо Диркшнайдер, Германия, рецензия, дух, мифология

Previous post Next post
Up