Пока ждала очередную операцию на свой многострадальный, но долготерпивый левый глаз, добралась до сборника, вышедшего по следам конференции "Образ инженера ХХI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие" (2017 г). И "пропала" в хайдеггеровском тексте С.В. Комарова "Обретение настоящего времени" (С. 84-99; к сожалению, нет сетевого варианта сборника, но
здесь вы можете ознакомиться со статьей С.В., правда, без сносок и списка литературы - в изначальной сборке). Причем, такое внутреннее общение с С.В. было уже во второй раз: в апреле я тоже, сидя перед операцией, делала наброски своего отзыва на другую его статью. Ниже - сжато изложенны (как я поняла) несколько поразивших сегодня меня идей, либо требующих осмысления, либо пережитых мною как событие, под названием операция. Да и само время ожидания операции обратилось событием, прибавившим объем и интенсивности моему жизненнному миру. Идеи изложены для себя, но - вдруг и читателя заинтересуют, и он обратится к первоисточнику?? Надеюсь. Статья стоит этого.
Между звездочками (* .. *) идут мои комментарии. Указание страниц соотвествует страницам в вышедшем сборнике.
1. Настоящее - это направленность на стоящее, это то, что стоит в потоке изменений, что суть бытие. Настоящее бытие - подлинно, поэтому оно имеет ценность и оно - стоящее, и при этом оно есть покоящееся место (пространство, простор, просвет) для изменяющихся сущих (обстоятельств). - С.88. Сущее имеется (имеет, обретает себя) в этом месте.
*Подумала, что сущее - в качестве вещи - может быть собой только в просвете бытия, при-ключе-бытия. Если этого нет, то оно преращается в дурную бесконечность означающих друг друга предметов, их функцией...
приключение
коль жизнь лелеет приключенье,
она полна живой водой,
что бьёт из ключика весенне,
напоминая брызг игрой
простую истину истока:
он - изливанье Бытия,
единство ужаса с восторгом
от шага за свои края
в не-знаемое: вот крещенье (!) -
быть при ключе за разом раз,
не пузырясь рутинно в пене,
а - брызгами ловя экстаз.
март, 2017 *
2. Шикарно передана диалектика бытия и сущего (наподобие тому, как Хайдеггер в "Вещи" показал диалектику
"близи-дали"). Сущее существует в настоящем (бытии) как изменяющееся, и само настоящее (бытие) есть как стоящее в перемене. Схлопывание этого различия опасно: как схлопывание дали уничтожает близость и бережность, так и признание сущего в качестве присутствия, а не присуствующего, сводит (и свело) время к только измнениям, а настоящее - к моменту, к исчезающей точке. (С. 90)
3. Бытие становится явленным сообразно собственным силам человека, ибо оно всегда обладает антропной размерностью: пространство и время только тогда открываются человеку, когда они им обжиты - неспешно и осознанно. (С. 91).
*Ибо бытие человека - это его жизненный мир со своим хронотопом*
Навязывамый техникой мир "сжатого" пространства и "сокращенных" скоростей сокращает пребывание в настоящем, и это ведет к тому, что человек промахивается, проскакивает мимо как бытия, так и сущего, *способного быть Вещью, так и себя самого.* (С. 92).
4. Очень красивой мне показалась идея двойной природы темпоральности (С. 93-94):
А. Время как прехождение - время линейное, время, ничтожащее настоящее. Это время - количественное: активный счет и линия - фигуры этого времени.
Б. Время как пребывание - это вмещение всех модусов времени не в их смене, а в их вложенности друг в друга. Оно есть вмещение: в этом месте даны в-месте - внутри интервала - то, что уходит (*но еще не ушло совсем*), то что наличествует (*есть*) и то, что грядет, приходит (*уже есть при-, около- наличиствующего*). Это время - качественное: его убывание и прибывание суть интенсивность того же самого. Это и есть событие.
5. Следующая мысль С.В. разворачивается в отношении того, как возможно овладеть этими сторонами темпоральности.
А. (С. 94-97) Техническое овладение - инструментальное и методичное, оно позволяет приручать время линейное. С.В. использует шикарную метафору: любая машина (любое техническое) есть машина времени, производящая время алгоритма, время счета, время смены состояний и т.п. Методичность времени превращает его в ресурс, которым можно управлять для наступления хоть как-то контролируемого будущего. (*в оппозицию вспомнилась реплика В.Н. Железняка: "Грядущее всегда приходит иным, чем его творишь и ожидаешь"*). Это и есть менеджмент как "философия успеха", основанная на методичности времени. Можно говорить, что техническое овладение временем привело к прекращению существования человека и началу его веществования (*веществования тем самым сущим, ставшим жизненым миром человека: и это еще куда ни шло, ибо через Вещь человек может экзистировать и даже трансцендировать. Однако, если нынешний человек не дорос до техники, не дорос до Вещи, то тогда происходит опредмечивание человека, его обнуление, превращение его в функцию технического...*)
Б. (С. 97-98) Нетехническое овладение временем: неспешность пойэсиса (*смыслового и символического творчества, как я понимаю последний*). Это - личностная медитация бытия, "место" различения/обретения смысловых горизонтов наличного личностного здесь-бытия. Это - антропосоразмерный способ пребывания. Данное овладение временем и есть пестование времени как пребывания *через... и в событии*. Здесь мы обретаем время как то, в чем мы сбываемся, а не как то, чему мы противостоим (курсив мой - Н.Х.).
6. И далее (С. 98-99) - сногсшибательный заход мысли: о комплиментарности способов овладения временем. Собственный способ (поэйсис) рождает решимость как экзистенциал самой структуры присутствия, как модус нашей собственной воли. Несобственный способ (техническое) - отрешенность, отданность воле обстоятельств. Однако отрешенность, как и решимость, может стать медитацией бытия, и тогда: немогота и сладкое безволие нашего присутствия во вборшенном мире технэ (*присутствования*) высветляют нам бытие, как наш собственный волевой порыв, который уводит нас в тишь и неспешность пойэсиса.
*И тогда "дорасти до техники" - это научиться использовать технику в качестве возможности создания смысловой оболочки бытия, воспринять ее как вещь, вещающую о возможности лада своего жизненного мира.*
7. Бытие открывается не рассудком, а личным переживанием. (С. 99).
__________________________________
И вот читала я текст С.В. и понимала, что со мной творилось во время второй операции и к чему я готовила себя вчерашним стихом.
- Тогда в апреле я написала: "Яркий - буквально ослепляющий - свет, и после - я нежданно оказываюсь настигнутой бесподобными волшебством, игрой и торжеством Цвета. Сначала мир наполнился плавно колеблющимися жёлто-белыми кляксами с зеленеющими оторочками на красном фоне... Затем всё окрасилось в реально неземной - очень глубокий - синий цвет, местами переходящий в то в голубой, то в фиолетовый. И вот на этом фоне появляется странный тёмно-багровый, казавшийся даже чёрным, силуэт как будто застывшей - в готовности к прыжку - змеи. Но так и не осуществив прыжок, она начинает всасывать в себя взявшиеся откуда-то белёсо-голубые пузырьки, которые, как загипнотизированные, устремились к ней. Змея то появлялась, то исчезала, но пузыри никуда не девались, как будто ожидая возвращения этого существа, чтобы в следующее его появление уже самим оказаться поглощенными... Внезапно всё кончилось, но в последние несколько секунд мир погрузился в фантастический красно-оранжевый закат... И яркий свет погас.
- Ну, вот и всё! - сказал оперировавший меня врач, - силикон извлекли, сетчатка лежит как надо!
Мда. И чего только не увидишь внутренним взором внутри своего глаза! Хорошо, что я в сознании была во время операции. Иначе такую бы красотень пропустила! Было незабываемо!".
А вот - написанное накануне операции и чтения статьи С.В.:
* * *
закрой глаза и жди картинок лета:
восход, закат и зелень сочных трав,
прохлада синих вод, из фиолета -
ночное небо в сизых облаках,
слепящий свет зенитного светила,
до силуэтов истончивший суть...
коль лето наяву не наступило,
то взором внутренним попробуй заглянуть
в его красоты, ибо мир снаружи -
такой, каков внутри: ты - демиург!
забыв про боль, узри игру жемчужин!
пока над глазом ворожит хирург...
_____________
А ведь в этих текстах нашло отражение то, что я выделила для себя в п. 6. Решиться сделать шаг (ибо был выбор), и отдаться воле обстоятельств (воле оперирующего хирурга, например) - это все равно что пасть в гущу сущего, узывающего на бытие как свой ключ... Время ожидания операции и время ожидания ее окончания обратилось: я не потеряла время, а обрела его, а с ним - в который раз - себя и свой жизненный мир. И вылилось это в итоге в такой вот стих:
соразмерности меня и технэ
а-ля Хайдеггер (С.В. Комаров)
...здесь-и-сейчас грядущего рука
играет с прошлым волею своей:
мощь техники вонзается в меня,
а я ловлю присутствие вещей,
отдавшись им до трепета в душе,
до удивленья от своих глубин:
как многоцветен мир - наедине,
внутри меня, как он неотразим!
и как божествен тот, кто в этот миг
вплетает логос в полотно технэ:
он даже сам, скорее, не постиг,
какие распахнул ворота мне!
просвет: здесь (в)месте "есть", "уже", "ещё" -
недвижимо, и - словно нет меня,
но это я вещаю ряд имён
всему, что - при истоке бытия.