Благодарю судьбу, что вывела меня на потрясающие лекции Александра Ф. В одной из недавно прослушанных лекций услышала басню Григория Саввича Сковороды (философа и богослова 18 века) "Навоз и Алмаз". Ниже - сама басня (без "морали", т.е. без "силы" басни, как это называл сам Сковорода), и мои - мысли по поводу...
"Басни Харьковские". Басня 22. "Навоз и Алмаз".
Тот-то самый Навоз, в котором древле Эзопов петух вырыл драгоценный камушек, дивился Алмазу и любопытно вопрошал:
- Скажи мне, пожалуйста, откуда вошла в тебя цена столь великая? И за что тебя люди столь почитают? Я удобряю нивы, сады, огороды, красы и пользы есть я податель, а при всем том ни десятой доли не имею чести в сравнении с твоей.
- И сам не знаю,-отвечает Алмаз.- Я та же, что и ты, есть земля и гораздо хуже тебя. Она есть пережженный солнечным зноем пепел. Но только в сухих моих водах благолепно изображается блистание солнечного света, без которого силы все твои удобрения пустые, а произращения мертвы, по старинной пословице: «В поле пшеница годом родится, не нивою, не навозом».
________________
Вот и подумалось вслед за Сковородой и Алексанром Ф.
Как грани Алмаза позволяют солнечному свету стать видимым в прекрасной игре преломлений (ибо на свет нельзя смотреть без боли, он слепит), так и искусство, и наука, и философия отвечают важнейшей потребности человека - знать, что Свет есть. Они - свидетели Света и Истины, их проводники, их проявители.
Метафора, например, является тем, что связывает дольнее и горнее, подручное и трансцендентное, воспринимаемое и умозрительное, приращивая смысл первых. Истина здесь входит путями Красоты, которая вторгается через органы чувств, преломляя Свет о грани наших чувств.
Научный факт и его теоретические интерпретации в разных парадигмах инициируют удивление и изумление от - то схватываемой, то ускользающей действительности. Даже техника - всего лишь "всполох истины в вещах" (Аристотель), но этот всполох зажигает свет в сердцах и умах.
В философии, конечно, - много субъективности, однако, само философствование есть способ бытования мысли, благодаря которому объективная сторона Истины лишь преломляется гранями индивидуальности философствующего человека, но не вытесняется (идеология, например, выдает субъективное за объективное, закрывая возможность метафизическому сомнению присутствовать в мышлении). Философская мысль всегда предметна, но она есть такой ответ на вторжение объекта, который мерцает множеством смыслов.
Философское сознание, Мысль - это своеобразный Алмаз, гранями которого играет и являет себя Дух ли, Свет ли, Истина, Идея - не противостоя миру материальному, но просвечивая и просвещая последний...