Я считаю, что на сегодняшний день, особенно, всякая философия должна быть прошита антропологией, а всякое философствование так или иначе должно ввергать человека в осмысление практик рас-человечивания и во/о-человечевивания, как существующих сегодня, так и бытовавших в истории культуры. Следует поднять на щит идею Канта о том, что любое знание имеет смысл, если дает ответ на вопрос: «Каким я должен быть, чтобы быть человеком?».
Актуальность этого связана с реальной гуманитарной катастрофой, разворачивающийся весь ХХ век (а культурно-исторически мы его так и не покинули), свидетелями которой мы являемся. И катастрофа не столько в том, что человек мало читает или пишет (это - не причины, это следствия, её проявления), а в том, что он не может мыслить: вместо критичности - критиканство и категоричность утверждение чего-либо в качестве истины, вместо множественности, сплетающей единство - бинарное видение мира, вместо мысли - воспроизводство штампов и слоганов (Ханна Арендт в «Банальности зла» прекрасно показала опасность этого на примере речей Адольфа Эйхманав суде над ним), вместо диалектики единого и множественного - либо эклектика, лоскутное одеяло из атомизированных элементов, либо - культ новой тотальности, единого для всех смысла, инициирующего практики всеобщего подчинения (эпоха ковида замечательно продемонстрировала мотив полного контроля над человеком, его тела, и механизмы подчинения).
Человек есть мера, которая сама ныне обмельчала. Исчезли глубина и высота, остались лишь поверхность и изнанка. Поэтому вместо способности глубоко переживать трагичность и/или высокую радость, человек живёт в пространстве
оптимизма или пессимизма: обе позиции являются пошлыми (буквально, заземляют человека, замыкают его в пространстве повседневного). Переживание трагичности же - это способность удерживать свет в темноте, реализуя человеческое среди ставших уже привычными практик расчеловечивания (унижение человеческого достоинства, превращение человека только в средство, не говоря уже об убийстве невинных и невиновных, о войнах как маркерах максимального обесценивания и низведения отдельного человека до статуса объекта, предмета). Эмоциональный интеллект - показатель силы раскрытия человеческого в человеке.
Мельчает человек, мельчают и иссушаются его горизонтальные связи: вместо глубокого общения - обмен информацией, а также - не связанное с опасностью для жизни других - отгораживание и огораживание тех, кто хотя бы чуть думает или ведёт себя по-иному, выраженное от практик социальной стигматизации до изоляции и уничтожения.
Поэтому философия должна учить мышлению, распознающего расчеловечивание не только явное, но и скрытое под оберткой красивых идеологем.
Философия второй половины столетия - философия постмодернизма. Ее значимость видится мне двоякой:
- с одной стороны, она провела важнейшую работу по деконструкции субъективности человека, его привилегированного положения человека в мире, но - вместе с водой выплеснула и ребёнка - понимание специфичности человека, являющейся в его творческой природе (Фихте до Фромма) и любви (от Фейербаха до Фромма);
- также, она вроде бы поставила человеку достаточно точный диагноз, что человек - существо фрагментированное множеством факторов, формирующих его субъективность, а современный человек - особенно, но при этом эта философская мысль неявным для неё самой способом со-действует сохранению этой фрагментированности / разорванности / не-цельности человека культивированием множественного в отрыве от единого. Такой человек-пазл, собираемый культурой, обнаруживает себя не-цельным сам по себе: он мыслит одно, а живет и поступает по-другому.
Человек как Ничто - предел расчеловечивания в философии, как мне видится.
Поэтому нынче философия должна встать в просвет человеческого бытия, удерживая тот от поглощения тьмой. Отдельные её направления могут усилить в своих исследованиях антропологический аспект, например, так:
- философия науки: осмысление и производство практик чуткости и бережности в отношении с миром в процессе его познания и преобразования;
- философия техники: практики переживания вещей как событий, исцеляющих человека (буквально, восстанавливающих цельность человека); разработка критериев гуманитарной экспертизы сферы технического;
- онтология: практики осмысления и переживания бытия, ничто, небытия, сущего - как практики актуализации себя, культурных особенностей бытования той или иной общности; бытийные экзистенциалы;
- социальная философия: социальные практики трансформации человека, как функции политического, - в человека, ставшего ядром политического, где последнее должно быть стать лишь измерением человеческого; практики цельного личностного бытия *;
- аксиология: практика формирования субъектности из собственной субъективности, когда последняя - текст, написанный на человеке, практика обретения ценностной вертикали как пути к собственной индивидуальной цельности, чуткости и ответственности (одной из самых первых по значимости проблем - это проведение интеллектуальной ревизии концептов «коллективная ответственность» и «коллективная вина» как властного дискурса тотальности, как источников ресентимента на уровне группового и индивидуального сознания);
- философия сознания должна расшириться и включить в себя свое теневое - бессознательное (например, осмысление практик активизации и преодоления культурных комплексов **, ибо именно последние запускают реальное расчеловечивание любых иных идентичностей); философия сознания должна открыть или переоткрыть практики производства субъекта как специфического участника акторных - сетевых - отношений, о которых сейчас так много мыслится и пишется; еще одна проблема - осмысление языка вражды и смысловых подмен;
- философия культуры, культурология: технологии раскрытия сущностных сил человека и технология противостояния дегуманизации культурной и общественной жизни; осмысление практик обоего типа сквозь призму цивилизационных особенностей (культурная антропология), а также философии и культуры диалога.
Пока как-то так - о перспективах антропологии в философии.
И, повторюсь, нынче все философствование должно содействовать удержанию просвета человеческого бытия, защищая его от поглощения тьмой невежества, фанатизма, банального не-умения мыслить. Только так можно попробовать заменить «человек человеку - часть стаи/стада», на «человек человеку - Человек».
________________________________
* Ныне сфера политического - симулякр, который начал уже симулировать и играть сам в себя, окончательно превращая человека в ничтойность - только-в-точку приложения политических сил.
** Культурный комплекс - это короста на ране, защищающая от заражения, но которая сама по себе - отжившее, мешающее и стягивающее кожу... Ресентимент - это один из вариантов действия культурного комплекса. В основе культурного комплекса - культурный архетип, чья базовая архетипическая энергия (архетипическое ядро) генерирует определенные эмоции и ассоциации. Культурный комплекс с сильными эмоциями, заряженный архетипической энергией и разделяемый представителями определенной группы, активизируют межгрупповой конфликт.