Уроки от Геракла: о равносущности и равномощности (из "незрелых мыслей вслух...")

May 11, 2019 14:42

Читаю Александру Баркову - "Введение в мифологию". Близкой оказалась идея, процитированная ею из В.Я. Проппа, что только равное/подобное может убить равное/подобное. Ранее я то же утверждала относительно, правда, любви, в которой любят равномощные, равносущные, хоть и различные, ибо любовь соединяет различное и разъединяет одинаковое, тогда как ненависть объединяет одинаковое, а разъединяет различное. Убить же может равносущное (хоть и не равномощное при этом): например, в мифах, змея может убить тот, чья природа змеинна, льва - в ком есть лев, человек может убить только человеческое в человеке, богов же могут убить только те, в ком есть божественная природа.



Франц фон Штук "Гуракл убивает Несса" (1899 г.)

Александра Баркова демонстрирует это на примере сказаний о Геракле, который, по ее мнению, имел следующие природы:
- человеческую;
- божественную (мало того, что его отец - Зевс, так и его мать Алкмена ведет свою родословную тоже от Зевса: её далекой пра-пра-пра... матерью была Ио);
- животную (лев, на которую указывает львиная шкура, в которой только и ходил Геракл, а также - змея, ибо стрелы Геракла - древний символ змеи; стрела змееподобна: она жалит, да и ее вид похож на вытянутую змею), т.е. в целом - естественную: его ярость безумна (читай: иррациональна), не укротима и безмерна, как стихия.

Именно поэтому Геракл смог победить Немейского Льва (задушим голыми руками, по-звериному) и Лернейскую Гидру (последнюю - бессмертную - голову гидры он заваливает камнями), что был подобен им.

И смерть его случилась довольно-таки сообразно его природам. Убив Несса - божественное существо из царства мертвых - стрелой, наконечник которой был смазан ядом Гидры (хтоническое божественное убило хтоническое божественное), он ( а точнее, его такая же хтоническая божественная природа) гибнет от ядовитой крови Несса (ею жена Геракла натерла его хитон, сама оставшаяся при этом живой, ибо она - только-человек). Но его тело смертного при этом не умирает: он мучается, кожа сходит вместе с хитоном (так когда-то он снял шкуру со льва), и тогда руками людей складывается погребальный костер (человеческое в нем могут погубить только люди): огонь стихия, подобная ярости Геракла, так что и тут подобное уничтожает подобное. Геракл вступает в огонь, заживо сгорая в нем... И - воскресает (усилиями Зевса) чистым богом на Олимпе.

Так вот и подумалось.

1. Так и в жизни. Равные (равномощные, равносущные) могут друг друга убить:
- Слабые убивают слабых миллионами, и они уходят в собственное полное небытие, ибо слабость втягивается в чёрную сердцевину мира, не имея сил противостоять ей, преображая собой мир вокруг небытия.
- Слабые убивают в сильных только физическую оболочку, подобную себе самим, но не их дела, так что бытие сильных продолжается и после смертных.
- Сильные никогда намеренно не убивают слабых, ибо подлинная сила - не во власти над слабыми, а в истинной (позволяющей расти силе другого) помощи.
- Сильные, если и сражаются с сильными, то из любви к идее мощи как таковой, переживаемой друг в друге и друг через друга. Кто бы из них физически не умер, они друг друга делают бессмертными в веках.
Или - так можно увидеть действие в нас животной (биологической) и условно-божественной (духовно-культурной) природ человека. Так, животных (вообще все живое) убивает, дрессирует (пусть и с использованием интеллекта, но не разума!) животное/естественно-природное начало человека. Чем более человек интегрировал в себе животное (жизненное) начало, сублимировав его в творчество и любовь, тем более он далек от насилия над любым живым... 
2. Психоаналитическое. Сосбтвенная тень, изначально, актуализуется как будто чужим. Однако иное проявляется (выходит на свет из тени) в психике человека, если уже есть в сокрытом для самого человека виде: чужое извне только актуализирует его.  И это иное в себе нельзя уничтожить (одна природа не может уничтожить иную, по сути своей, природу), но - интегрировав в уже-бытующую осознанную природу, сделав ее более целостной, а не рассеченной на эго и тень. 

тень, эго, любовь к врагам, Геракл, природа человека

Previous post Next post
Up