1997-2007 - годы, когда многие из нас, и дети, и взрослые, с упоением зачитывались выходящими одна за другой книгами из знаменитой серии романов о "Гарри Поттере". По состоянию на июнь 2011 года количество проданных книг составило около 450 миллионов экземпляров. Романы переведены на 67 языков. Серия романов удостоилась множества наград, экранизация "Гарри Поттера" имела большой успех.
Личность автора романа Джоан Роулинг показалась мне необыкновенно интересной, завораживающей. Посмотрев фильм о ней, изучив ее биографию и речи, я получила от работы над этой статьей большое удовольствие, узнала о жизни и Божием творении нечто новое, полезное, вдохновляющее.
Как и в предыдущих моих исследованиях, мне помогает раскрыть самую суть человеческой личности системно-векторная психология. С ее помощью чаяния, мысли, устремления человека удается сложить в уникальный психологический портрет личности. Как бутон раскрывается человеческая сердцевина, показывая себя во всей своей красоте и многогранности.
Итак, с точки зрения системного психоанализа [i] можно сказать, что сердцевиной личности Джоан Роулинг является ее убежденность в первостепенной ценности жизни, в том, что смысл жизни - в любви, причем любовь для нее важна не только душевная, но и духовная.
Зрительный вектор у Джоан выражен очень ярко. Суть зрительного вектора - антиубийство. И в жизни и творчестве Джоан эта линия прослеживается четко. Это удивительно воплотилось в финале "Гарри Поттера", когда ситуация была, казалось бы, безвыходной, и Гарри должен был убить Волан-де-Морта, другого выхода спасти мир от зла не существовало. Однако Джоан нашла гениальное ненасильственное решение: Волан-де-Морт совершает ошибку и, думая, что убивает Гарри, убивает себя сам. Удивительная аллегория, когда зло как бы самоуничтожается.
Человек со зрительным вектором понимает, что в любой чрезвычайной ситуации он будет первым в очереди на смерть, т.к. не способен себя защитить. Интересно, что будучи в состоянии страха, такой человек боится за свою жизнь, а будучи в состоянии любви, направленной наружу, он осознает ценность всей существующей жизни в целом, как своей, так и любой другой. Живя в Любви, зрительный человек утверждает важность и неприкосновенность самой Жизни для всего мироздания.
Такой человек свои богатые эмоции выносит наружу: он тонко чувствует эмоциональные состояния других людей, умеет по-настоящему сострадать и сопереживать. Все это ярко проявляется в творчестве Джоан, заметно по ее словам о сопереживании людям, пострадавшим от насильственных режимов:
"И пока сердце бьётся в моей груди, - говорит Джоан, вспоминая о том времени, когда она работала секретарем в исследовательском отделе штаб-квартиры организации «Международная Амнистия» в Лондоне, - я буду помнить тот день, когда я шла по пустому коридору и неожиданно из-за закрытой двери услышала такой леденящий душу крик боли и ужаса, который мне никогда до или после этого не доводилось слышать. Дверь открылась, и моя коллега, высунув голову, сказала мне, чтобы я бегом приготовила кофе для молодого человека, сидевшего у неё в кабинете. Она только что сообщила ему, что в наказание за его открытую позицию против режима в его родной стране его мать арестовали и казнили.
Каждый день во время работы в Международной Амнистии я ловила себя на мысли о том, насколько мне повезло, что я живу в государстве, где правительство избирают демократическим путём, где каждый имеет право на адвоката и открытое судебное разбирательство".
Эти переживания причудливо вплелись в ткань ее произведения.
Земная любовь, воспетая поэтами, возможна только в зрительном векторе.
В 2001 г. Джоан вышла второй раз замуж за эдинбургского врача-анастезиолога Нила Скотта Мюррея. В 2003 г. у супругов появился сын Дэвид, а в 2005 г.- дочь Джин. Джоан говорит, что нашла завершенность в работе и в личной жизни. "Сейчас я счастливее, чем когда бы то ни было, счастливее, чем в детстве, отрочестве, юности".
Для человека с развитым зрительным вектором любовь - самое глубокое, искреннее, бескорыстное и подлинное чувство. Если такой человек терпит неудачу в любви (как это было у Джоан, когда она рассталась со своим первым мужем), он наполняется страхами, так выходят наружу не нашедшие лучшего применения эмоции. Джоан боялась за жизнь своей дочери:
"В этот момент у меня определенно была клиническая депрессия", - говорит Джоан о том периоде жизни, когда она жила одна со своей совсем маленькой дочерью на пособие по безработице. "Я ощущала оцепенение, холодность, невозможность поверить в то, что можно снова быть счастливой, радостной, из моей жизни ушли все цвета. Я очень сильно любила Джесику и очень боялась, что с ней что-нибудь случится, потому что у меня было депрессивное состояние ума. И каждое утро то, что она жива, было для меня сюрпризом. Я все боялась, что она умрет. Так бывает, когда у человека остается кто-то один, кого он безумно любит".
Важно, какой, в конце концов, Джоан смогла найти своим эмоциям наилучший выход. В самый сложный период своей жизни она вынесла чувства на страницы своей книги. Она сочувствует, сопереживает героям своего произведения, вместе с ними плачет, смеется, страдает. Джоан делится, что книга "Гарри Поттер" - это история об искупительной силе любви. Любовь - самая мощная сила на свете. "Я много думала о людях прошедших через ужасы войны, и выстраивающих после этого свою жизнь заново, о возвращение к норме после травмы. Это гораздо сложнее - строить заново".
Интересное свойство зрительной натуры - высочайшее самовнушение, гипнабельность. Джоан создала образы, и ее вера в них была настолько сильной, что они стали реальностью, в т.ч. на экранах. Да, зрительник - фантазер, но иногда вымысел может быть точнее любой правды. Это хорошо заметно в произведении Джоан Роулинг.
"Воображение это не только уникальная способность человека видеть то, чего нет, и, тем самым, представляющая собой источник всех инноваций и изобретений. Воображение помогает нам понять и преобразовывать действительность, и, возможно, наиболее важным здесь является то, что оно позволяет нам сочувствовать абсолютно незнакомым людям", - говорит Джоан Роулинг.
И вот однажды ночью в поезде, во время вынужденной остановки, Джоан вдруг почему-то захотелось выглянуть в темное окно. И спустя годы Джоан недоумевает: почему? зачем? что можно было увидеть там, в тумане ночи? Но она увидела там детскую фигурку. Впервые ей явился образ взъерошенного мальчишки с таинственным шрамом на лбу и в круглых очках - совсем таких, какие носила в своем детстве сама Джоан.
Мораль, как ограничение зла, и благотворительность, как поддержка слабых, - так же отличительные черты людей со зрительным вектором ярко проявились в личности Джоан.
В книге Джоан обращается к серьезным моральным вопросам доверия, верности, честности, нужды противостоять злу. Здесь разворачивается борьба силы добра против темных сил Волан де Морта.
Благотворительный фонд Джоан занимается финансированием исследований рассеянного склероза (болезни, от которой умерла её мать), также работает с проблемами депривации (психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей), в основном по устранению социальной изоляции женщин, детей.
Джоан сердится на людей, не имеющих понятия, каково это жить в бедности, и когда видит несправедливость. Она раздала миллионы фунтов, потому что не забыла, каково быть бедной. Она не забыла, кем она была в самом начале.
Потрясающе интересно проявился в жизни Джоан Роулинг знаменитый анальный вектор.
Усидчивость и особое, системное мышление хорошо видны у Джоан.
В архетипе у человека с анальным вектором - сбор и передача информации (накопленного опыта), интровертированность из-за нацеленности на прошлое, чтобы исполнить видовую роль - собрать весь накопленный поколениями опыт и передать его детям. Отсюда уважение к авторитетам, традициям и всему, что проверено временем, интерес к старине, антиквариату, книгам по истории. Это удивительно воплотилось в книге "Гарри Поттер" - старинный замок, давние традиции, много древних книг, в т.ч. по истории магии. Своим произведением Джоан передает нынешнему подрастающему поколению важнейшие знания об устроении жизни.
Человек с анальным вектором не забывает ни одной детали. Он переспрашивает, задает уточняющие вопросы, разбираются в мельчайших подробностях, чтобы докопаться до самой сути, чтобы каждую деталь поместить на свое место, создать точную систему. В произведении "Гарри Поттер" это хорошо прослеживается. Сказочный мир Гарри Поттера - это досконально продуманная система, целая страна, со своими правилами, законами, традициями. Повинуясь своему внутреннему устроению Джоан чувствует необходимость довести своей замысел до состояния идеальной завершенности, поэтому даже закончив книгу, она продумывает жизнь каждого героя в деталях:
"Будто ты участвуешь в гонке, добираешься до финиша, но бежишь дальше по инерции, так что я знаю, что будет потом. Я не могу остановить свое воображение". Интересным показалось, что Джоан считает, что Дамблдор - гей.
У Джоан сразу бросаются в глаза такие качества анального вектора, как прямота в словах, мыслях, правдивость. Когда мужа Джоан попросили рассказать о своей жене, Джоан сразу же попросила его говорить правду. Она не умеет юлить, врать, поэтому слова Джоан Роулинг о себе - и есть наилучшее о ней свидетельство.
На вопрос корреспондента о том, какие чувства испытала Джоан при виде покойной матери, она ответила: "Я хотела увидеть мать мертвой, но не увидела из-за уважения к желаниям отца, т.к. он не хотел этого, теперь я думаю, что ошиблась. Очень сожалению об этом, потому что я считаю, что правда проще лжи или увиливания. И это еще одна тема моих книг. С правдой легче иметь дело.
В книге Джоан заметна ее приверженность к братскому типу взаимоотношений. Это прослеживается во взаимоотношениях неразлучной троицы главных героев, да, и всего факультета Грифиндор и других членов ордена Феникса.
Люди с анальным вектором стремятся все делить поровну: "хлеба горбушку и ту пополам". Отсюда качество справедливости, которая в их понимании - «всем поровну».
"Я также поняла, что у меня были друзья, чья дружба для меня была дороже всего золота мира", - делится в интервью Джоан. Именно люди с анальным вектором - лучшие друзья на свете.
Особо важно сказать об отношении к мести и обидам в анальном векторе. Геометрией наибольшего комфорта здесь является квадрат. Такому человеку важно, чтобы линии шли максимально ровно, и если это не так, это вызывает дискомфорт. Поэтому если человек с анальным вектором не получил то, что считал справедливо причитающимся, это вызывает у него ощущение, что ему недодали, т.е. обиду.
Чувство обиды может быть очень тяжелым, забирая жизненную энергию (вспомним депрессию Джоан). Обида со временем усугубляется и требует выравнивания состояния. Если человек не может простить, ему требуется компенсация, месть.
Удивительно, как Джоан выравнивает свою обиду на судьбу из-за ранней смерти матери. Она поручает своему главному герою задание мщения за родителей (месть против существа, которое верило, что может стать бессмертным, убив других людей).
Интересно, как Джоан исправляет неровность через благотворительность, финансируя исследования рассеянного склероза, болезни, от которой умерла её мать (это ведь тоже своеобразная месть болезни). Она работает с проблемами депривации, борясь с процессами, которые принесли ей самой много зла. Причем все это она делает не на личном, а на общественном, т.е. более высоком уровне.
Переживания из-за кривой челки в детстве и отказ от общения с отцом - тоже проявления вышеназванного стремления к выравниванию, прямоте.
Моногамность (брак - святое); верность, преданность семье; дом, как территория комфорта, тоже ярко проявляются у Джоан, как качества анального вектора.
"Только тот, кто изведал отчаяние и безденежье, может ЭТО понять. Оценить нежное тепло от камина; яркий свет и тонкий аромат свечи, зажженной в спальне; запах запеченной рождественской индейки. Тепло и уют дома…", - говорит Джоан.
Обстоятельность, основательность, стремление довести до конца дело - так же неотъемлемые качества Джоан, это видно по кропотливому труду ее книги.
Важно сказать несколько слов о роли матери для ребенка с анальным вектором. От того, как сложатся их взаимоотношения, зависит в дальнейшем весь жизненный сценарий ребенка. Это самые зависимые от мамы дети, они абсолютно беспомощны, именно мама выступает для них гарантом безопасности. Смерть матери для Джоан стала мощным потрясением. Недаром до сих пор больше всего она сожалеет о том, что ее последний разговор с матерью был слишком коротким.
Секрет счастья от Джоан Роулинг - прост: делай свое любимое дело, от которого не можешь и не хочешь оторваться. Найди то дело, которое удастся делать на высочайшем уровне только тебе.
Так Джоан Роулинг опытом своей жизни подтверждает, что профессионализм - это верный путь к успеху для человека с анальным вектором. .
В конце мне бы хотелось сказать несколько слов о звуковом векторе. Вообще, не бывает писателей без анального и звукового векторов.
Погруженность в себя, внутреннее сосредоточение на самом себе, самосозерцание, размышление и страдание над вопросами о смысле жизни и смерти, отягощенность собственным телом. Казалось бы, эти качества на первый взгляд не бросаются в глаза. С другой стороны, вот одна из фраз Гарри из книги: "Я жив…пока жив он сам? Но я-то думал, что все как раз наоборот! Я думал, мы оба должны умереть. Или это одно и то же?" В книге много подобных размышлений о тайнах жизни и смерти.
Отвечая на вопрос "считаете ли Вы, что помимо этой, есть еще какая-то другая жизнь?" Джо после некоторого раздумья отвечает: "я думаю, да".
На вопрос "верите ли Вы в Бога?", она отвечает "да", но неуверенно. "Не буду притворяться, меня гложут сомнения во многом. Это одно из таких сомнений, но я сказала бы - да".
Религиозная вера, как и ее мысли о любви, смерти, загробной жизни были ею испытаны в жизни.
Звуковику нужно время вынырнуть из себя наружу, чтобы полноценно ответить на вопрос собеседника. Говоря, Джоан делает паузы, задумывается, зависает. Временами, после очередного вопроса лицо Джоан анемично, совсем не отражает эмоций. Эмоции на лице Джоан появляются, когда ответ на вопрос найден, тогда они очень яркие (вступает в силу зрительный вектор), но в основном печальные (это уже звуковое).
Джоан легко давалось изучение иностранных языков. Тишина и уединение важны для звуковика, как средство самоуглубления, в тишине хорошо думается. По возможности Джоан избегает шумных компаний и мест. Она говорит, что светская жизнь, в частности премьеры, съемки ее тяготят. "Мне не нравится постановочность, полуночность этого бизнеса, но мне нравится говорить с читателями. Я вся сжимаюсь, чувствую себя дурой, я не актриса. А успех на телевидении, - это когда на камеру наслаждаешься успехом, но иногда я выглядела жалкой".
Депрессия - состояние, колоссально внутреннего напряжения, в которое впадает человек со звуковым вектором, терзаясь внутренними вопросами, и не находя ответа. Так же в звуковом векторе возможно опасение сойти с ума.
Роулинг говорит, что она писала "Гарри Поттера", когда ей было очень плохо, и надо было чего-то достичь. "Не бросив вызов, я бы сошла с ума». Работа над "Гарри Поттером" помогла Джоан выстоять в тот тяжелый момент.
«Вера и упрямство» - девиз Джоан, где вера, на мой взгляд, именно духовное звуковое качество, благодаря которому она следует именно своему внутреннему голосу, ведущему ее по жизни, и заставляющему ее, когда надо, проявлять упрямство (в анальном векторе).
На мой взгляд, книга "Гарри Поттер" обладает звуковым, духовным измерением, она несет в себе свою собственную философию, вопросы и ответы на тему о смысле жизни и смерти.
С большой благодарностью я завершаю эту статью.
Я благодарна Творцу за дар человечеству уникальной талантливой личности; благодарна Джоан Роулинг за ее творчество и те усилия, которые она приложила, чтобы воплотить свою мечту, за то, что ей хватило упорства сделать свой роман достоянием человечества; благодарна системно-векторной психологии за то, что она помогла мне соприкоснуться с личностью Джоан Роулинг во всей ее многогранности, красоте и глубине.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
[i] Группы желаний и черт характера человека взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют вектор, или векторальный набор. Существует всего восемь векторов. Их различные комбинации и степень развитости во многом обуславливают жизненный сценарий человека. Знание и понимание векторального набора, как своего, так и людей вокруг нас, дают ключ к позитивному развитию жизненного сценария.