Недавно прочла письмо на тему национализма. Один человек из бывшей союзной республики делится тем, что часто бывает в России по делам бизнеса, и испытывает, как он говорит "напряг" из-за недоброжелательного отношения к нему по национальному признаку. Он говорит, что у него есть друзья самых разных национальностей, в том числе, конечно, и русские, и все они понимают и помогают друг другу, не разбирая, кто какого происхождения. Но, приезжая в Россию, он слышит "Россия для русских", "Москва для москвичей".
Во времена Советского Союза не возникало таких конфликтов из-за национальности человека, все жили в мире и согласии, - говорит автор письма.
Да, и сейчас в принципе нормально получается по бизнесу с русскими работать. Расстраивает то, что иногда из-за некоторых отморозков из приезжих, судят обо всех приезжих, забывая про то, что немало своих местных педофилов, убийц, воров и маньяков, что всем известно. Но, к сожалению, на эти факты часто закрывают глаза.
Автор письма говорит о том, что понимает, что разные вероисповедания так же могут быть причиной недоброжелательного отношения местных жителей к приезжим. И делится тем, что его религия мирная, проблема опять-таки в том, как интерпретируют ее отдельные личности.
Автор письма говорит, что задираются скинхеды, националисты, и самое интересное, что когда их много и один приезжий - наезжают, а видя, что он не один убегают.
В заключении автор подчеркивает, что его намерения исключительно мирные. Как я понимаю, для него важно, приезжая в Россию, чувствовать себя безопасно.
Добавлю от себя еще только, что я специально убрала все возможные детали, которые могли бы указать на то, какой национальности автор письма.
Мне же в связи с этим письмом стало важно разобраться, что же действительно это за явление - национализм, в том числе, и нацизм. Почему националистические тенденции в последнее время в России обострились?
Начать хотелось бы именно с Советского Союза. Я прожила в Советском Союзе некоторую часть своей жизни, и могу сказать, что в основном там действительно не существовало напряжения по национальному признаку.
Чтобы рассмотреть это явление с точки зрения системно-векторной психологии, вспомним вначале, что группы желаний и черт характера человека взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют вектор, или векторальный набор. Существует всего восемь векторов. Их различные комбинации и степень развитости во многом обуславливают жизненный сценарий человека. Знание и понимание векторального набора, как своего, так и людей вокруг нас, дают ключ к позитивному развитию жизненного сценария.
Хотелось бы также отметить, что понятие "вектор" гораздо шире, чем "психотип", поэтому с помощью этого понятия возможно определить не только векторальный набор отдельного человека, можно также понять особенности менталитета населения целой страны.
Российский менталитет в корне своем характеризуется милосердием и справедливостью, это подразумевает подсознательное стремление граждан иметь во главе государства вождя, который бы проявлял себя в отдаче от себя всем, неограниченно и вдоволь, на благо всех членов сообщества (я не рассматриваю сейчас возможные искажения этих свойств, но говорю об идеальном здоровом восприятии). Такой менталитет называется уретральным (подробнее см. статья "Загадочная русская душа"
http://www.yburlan.ru/biblioteka/zagadochnaya-russkaya-dusha).
В то же время многим россиянам свойственны такие качества, как безропотность и терпеливость, стремление быть, "как все". Это свойства мышечного менталитета (см. мышечный вектор
http://www.yburlan.ru/biblioteka/myshechnyi-vektor ). Людям с мышечным вектором свойственно разделение людей на "мы - свои" и "они - чужие", что, по сути, есть ксенофобия, неприятие чужих. Однако мышечная ксенофобия в сочетании с уретральностью в менталитете дают "ксенофобию наоборот" - т.е. любовь к иностранцам, особенное их привечание, открытость, доброжелательность, гостеприимство. И мы те, кто жили при Советском Союзе, помнят эти проявления. С какой непонятной для людей из других стран теплотой относились советские люди к приезжим иностранцам. Как в России доброжелательно, хлебом и солью встречали гостей из других советских республик.
Стоит отметить также, что СССР в силу своих особенностей удавалось дольше, чем на Западе, сохранить на своей территории консервативную фазу развития человечества, которая на Западе сменилась кожной фазой (подробнее см. статья "Великий кожаный путь"
http://frau-kam.livejournal.com/94177.html) уже по окончании Второй мировой войны. На территории же России кожная фаза развития началась с распадом Советского Союза.
Говоря об особенностях этой консервативной, т.е. анальной фазы развития (анальный вектор
http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor) на примере Советского Союза, можно отметить такие ее некоторые основные характеристики, как системный тип мышления, доверие всему, проверенному временем, нацеленность на прошлое, интерес к истории. К примеру, чем дальше в прошлом отстоит событие, тем более радостным, лучшим оно людям кажется.
Это также свойственное в своей массе советским людям стремление перенести прошлое в настоящее, что характеризуется консервативным укладом жизни. Перемены нередко воспринимаются болезненно. Это также старательность, лояльность и исполнительность, прямолинейность и честность, неспособность юлить. Стремление делить все поровну. Важность внешней и внутренней чистоты. Это и моногамность в браке. Неприкосновенность чужого. Родина-Мать для советского человека - святое.
В анальную фазу развития люди с анальным вектором в Советском Союзе в частности чувствовали себя особенно хорошо еще и в силу того, что их свойства были комплиментарны уретрально-мышечному российскому менталитету. Это были успешные, уважаемые люди, которые хорошо зарабатывали, и чьи портреты висели на досках почета, отчего они же испытывали чувство глубокого удовлетворения.
И вот привычный уклад рухнул с распадом СССР. На территорию России пришла кожная фаза развития, которую можно охарактеризовать, как эпоха общества потребления. Взлет технологий, все новые и новые открытия, расцвет торговли и финансов, жизнь здесь и сейчас. Гибкие, подвижные, как телом, так и психически, легко приспосабливающиеся к изменениям, карьеристы, - наступило их время.
Однако стоит отметить, что в России из-за ее уретрально-мышечного менталитета по причине особой контрарности к нему кожных ценностей развитие людей с кожным вектором (и в целом формирование кожных ценностей на уровне менталитета) было весьма проблематичным. Вспомним, с каким отвращением относились в Советском Союзе к торгашам, спекулянтам, фарцовщикам и т.п. людям с жилкой бизнесмена.
Когда же наступило время для людей с кожным вектором, оказалось, что не то, чтобы кожные свойства не развились,… есть у нас развитые кожники, но даже их жизненный сценарий во многом корректируется архетипичными кожными ценностями.
На просторах России это проявляется воровством, взятками, коррупцией, криминалом, пренебрежением законом. Мошенничество для них - искусство, "кинуть лоха" - чуть ли не особая доблесть.
Кого же "кидают" архетипичные кожники? Конечно же, людей с анальным и мышечным векторами, простых, честных, добропорядочных, бесхитростных, неприспособленных к переменам, негибких, тех, кто не возьмет чужого, и по себе судит о других, предполагая, что они его тоже не подставят, не обманут.
Так еще вчера уважаемые, реализованные люди с анальным вектором оказались выброшенными на обочину жизни, обманутыми, никому не нужными. Многие из них умерли от инфарктов в 90е годы. Многие живут с чувством тяжелой обиды, обманутости, с желанием вернуть прошлое, вновь обрести былую справедливость по отношению к себе, вернуть наследие предков. В силу того, что геометрией наивысшего комфорта для человека с анальным вектором является квадрат, любая обида для такого человека требует "выровнять квадрат" - либо извинением, либо отмщением, "восстановить справедливость". Отсюда в нереализованном состоянии у анального человека желание рано или поздно наказать обидчиков.
Вглядываясь в прошлое, человек с анальным вектором ищет причины своего теперешнего положения. Он умиляется старинному деревенскому укладу, кокошникам, сарафанам, песням, прочему фольклору, древнерусскому языку, славянскому Богу, русским царям. Жизнь раньше была добрая, не то, что нынче. А виной всему проклятые инородцы, - рационализирует человек с анальным вектором в нереализованном состоянии. Отсюда в соответствии с анальным типом мышления приходит решение - отомстить, показать кузькину мать этим приезжим.
Так, начиная от лозунгов "православие-самодержавие-народность" через русскую национальную идею и начинается русский национализм. Желание выровнять то, что "мне не додали!" через агрессию к людям другой национальности. Национализм - это как бы пока еще только попытка словесно вернуть себе утраченное. Нацизм же - это уже активные насильственные действия против людей другой национальности с целью наказать их за свои проблемы.
Нацизм фашисткой Германии, кстати, формально начинался подобным образом, как ответ на грабительские условия Версальского мирного договора, официально положившего конец Первой мировой войне. Известно, что эти условия считаются унизительными и жестокими по отношению к немцам. Именно по этой причине в Германии образовалась крайне нестабильная социальная ситуация, что спровоцировало возникновение ультраправых сил и позволило прийти к власти нацистам. Фашизм сформировался как сумасшедшая звуковая идея на базе анального желания вернуть прошлое, задержать грядущую смену эпох и ценностей. Заявленное желание возместить причиненный некогда немцам ущерб - это лишь повод, хотя очень логичный, поскольку месть - это также один из атрибутов анального вектора.
Здесь же можно отметить, что садизм это следствие фрустрации у анального человека, его реакция на обиду. Так в фашистской Германии национализм в лице убежденных фанатиков нередко носил садистический характер по отношению к иноплеменникам.
В заключении хочется отметить, национализм, как и нацизм, конечно же, явление имеющее место в самых разных странах мира. Национализм, как отдельные единичные явления можно было встретить и в Советском Союзе практически в каждой республике, но такого размаха, как сегодня в России, он никогда не достигал.
Национализм, так или иначе, существует в современном мире и на Востоке, и на Западе. В прибалтийских странах это выражается притеснением русскоязычного населения. В восточных странах - в агрессии к людям, ведущим себя не в соответствии с местными традициями. Все это есть проявление фрустраций в анальном векторе людей, которые не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, их невротическая реакция на перемены.
Однако мир изменился окончательно и бесповоротно, возврат в прошлое невозможен. Мир стал глобальным, он взаимосвязан и взаимозависим. Он стремится к снятию разграничений, к объединению. И это вовсе не значит, что для людей с анальным вектором в нем нет места.
По опыту западных и не только стран можно сказать, что родившиеся и выросшие в странах с кожным менталитетом люди с анальным вектором прекрасно вписываются в современные условия и имеют возможность состояться в жизни в качестве профессионалов своего дела. В развитом состоянии это лучшие специалисты своего дела - учителя, врачи, историки, коллекционеры, писатели, ювелиры и т.п.
Узнать более подробно о том, как использовать во благо данные нам от природы дары и таланты, как реализовать свои способности, как находить язык с самыми разными людьми (даже националистически настроенными, будучи приезжим в другой стране) можно на бесплатных тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
http://www.yburlan.ru/ .
Наталия Баранова