Обидчивый и эмоциональный ребенок

May 08, 2012 13:13




Наткнулась недавно в интернете на вопросы матери о своем ребенке. Девочка (пусть будет Настя), 10 лет - эмоциональная, обидчивая и в то же время послушная.

Суть проблемы в том, что ребенок очень ранимый и впечатлительный. И хотя девочке повезло, у нее прекрасная учительница, демократичная, доброжелательная, и дети ее любят и слушаются, но вот эта учительница заболела, и на замену пришла другая, нервозная, много кричит, а девочка не выносит, когда на нее голос повышают и сразу обижается.



Новая учительница в конце урока по информатике попросила детей переписать номера компьютеров. Настя не сразу сообразила, немного закопалась (бывает, что она в задумчивость впадает), осталась последняя не переписавшая этот номер. Учительница стала кричать, что теперь все останутся после уроков и будут ждать, когда все перепишут. Одноклассники, конечно, ополчились на Настю.

Из школы девочка пришла в слезах, сказала, что пока её учительница с больничного не выйдет, в школу она не пойдёт, наестся снега и заболеет.



И действительно возникают вопросы:

Что делать в такой ситуации?

Как утешить обидчивого и эмоционального ребёнка?

Как объяснить такому ребенку поведение людей с серьезными недостатками и подготовить к тому, что такие люди будут встречаться в жизни?

Как снизить у ребенка обидчивость и эмоциональность?

Еще немного о сути проблемы и о подпроблеме - "как сделать, чтобы каждая домашняя работа по сложному для ребенка предмету не становилась для него стрессом и не заканчивалась ссорой с родителем, приходящим ему на помощь" - на конкретном жизненном примере:



Девочка учится в 4м классе. Обстановка в семье в принципе спокойная.

Настя всегда была эмоциональной. Папа спокойный, и скорее мама с ним ссорится, чем он с мамой. Чаще всего ссора кончается шуткой.

Мама с дочерью ссорятся чаще; как правило, когда Настя делает домашнее задание по математике, которую не любит. Задачи, по мнению мамы, Настя решать ленится, и начинает ныть, чтобы ей помогли. В понятие помощи у Насти входит, что маме надо решить всё за неё. Поэтому мама иногда взрывается, после чего обе расходятся по разным комнатам, и Настя, поплакав, решает все задачи сама. Затем они мирятся. Здесь бывает по-разному, иногда мама приходит мириться, иногда дочка, иногда обе "забывают" про ссору.

Причем, мама оговаривается, такая история только с математикой, все остальные уроки делаются очень быстро и без приключений. Да и математика делается быстро и правильно после слёз.

А вначале дочка подходит, просит помочь. Мама предлагает ей начать думать вслух, а сама она будет говорить правильно или нет. Тогда дочь говорит, что ничего не понимает и не знает, как решать. Здесь они какое-то время спорят, пока мама не начинает злиться. Дальше следует «игра». Мама ругается, дочка плачет, обе расходятся, математика решается…

Если спросить, в каком именно месте Настя не понимает и не знает, она отвечает, что вообще ничего не понимает. Хотя таких задач девочка уже решила десяток, и мама знает, что вот сейчас они по всему сценарию пройдут, и дочка всё решит сама.



Мама задает первый наводящий вопрос, дочка отвечает, мама задает второй вопрос, дочка отвечает, в третьем действии нужно взять число из первого действия, а Настя спрашивает: "А что это за число?" Здесь у мамы возникает ощущение, что последние десять минут она сама с собой разговаривала. Нервы быстро кончаются.

По словам мамы Настя очень не любит ошибаться.

Мама добавляет свое наблюдение: мозг Насти так устроен, что выучить стихотворение она может, прочитав его и три раза повторив. В театральной студии она легко выучивает большой объём текста за небольшой промежуток времени. А для решения простейшего примера по математике ей надо напрячься.

У самой мамы с математикой в школе все хорошо было. И мама понимает, что это одна из причин ее раздражения.

Мама уделяет дочери достаточно внимания. Они много времени проводят вместе, по вечерам перед сном они гуляют, болтают, все выходные проводят вместе. Когда дочка была маленькая, мама много читала ей вслух, а теперь девочка много и с удовольствием читает сама.



Возвращаясь к случаю с учительницей, мама подчеркивает, что Настя понимает, что учителя бывают разные. Например, учительница по французскому тоже крайне эмоциональная, но она и похвалить может, и знания адекватно оценивает, и на уроках интересно.



А с этой учительницей по-другому, нормально она объяснить не может, если дети не понимают, сразу кричит и здесь видимо у дочки чувство унижения и стыда, что на неё накричали при всём классе, и она всех задержала.

Мама добавляет, что такая обидчивость была у Насти еще до школы.

Дочке года полтора было. Мама говорит, что тогда вообще её ни за что никогда не ругала. Настя съела «Агушу» и остались у неё в руках коробочка и чайная ложка. Мама попросила ее положить ложку в мойку, а коробочку в помойку. А та перепутала. Мама со смехом сказала: «Ну вот, ложку выбросила!» Этот смех Настя тогда тоже восприняла как оскорбление и горько плакала.

Добавлю, что девочка не переносит громкий голос, воспринимает его как что-то резкое, сказанное в свой адрес. Как это изменить?

Дело в том, что бабушка Насти глуховата, долгое времени отказывалась носить слуховой аппарат, из-за этого говорила громко всегда. Девочка часто на неё обижалась. После того, как бабушка стала носить слуховой аппарат и, как следствие, говорить тише, Настя стала уравновешеннее.

Думаю, эта ситуация показалась мне интересной, потому что сама сталкивалась с некоторыми похожими моментами в поведении своих детей. Именно поэтому захотелось разобраться в вышеописанной ситуации с точки зрения системно-векторной психологии.

И действительно, какие же они мнительные и обидчивые, эти самые послушные в мире дети. Вот как обстоит с ними дело. Это дети с анальным и зрительным векторами [i].

От зрительного вектора http://www.yburlan.ru/biblioteka/zritelniy-vektor у них эмоциональность, перепады в настроении, частые слезы, но и отходчивость, а вскоре и улыбка, легкая ранимость и впечатлительность. Людям зрительного вектора присущи актерские таланты, зрительная память позволяющая запоминать большие прозаические тексты и стихотворения.

Важно, чтобы такие люди не скапливая свои эмоции в себе во избежание телесных болезней, а выводили их наружу здоровым образом, не через истерики, а через сочувствие и сострадание; актерская игра также прекрасный здоровый выход для высокой эмоциональности зрительного человека.



Если у человека нет кожного вектора, http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor, то у него нет логического мышления, логика - только кожный вектор.



Зато присутствует замечательный анальный вектор http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor, который обладает уникальными чертами и свойствами. Дети с анальным вектором - это и есть самые послушные дети в мире. Для них очень важны отношения с матерью. Им труднее адаптироваться, и связь с мамой для них является гарантом безопасности. Мама помогает им, говоря, что надо делать, а они с радостью слушаются и лучшая награда для них - мамина похвала.

На примере Насти мы видим, что задачи она решает не при помощи логики, а при помощи анализа и систематизации ранее накопленного опыта. Для нее как раз очень важно то, что учительница и мама уже показали ей ход решения подобных задач раньше, и, проанализировав ранее приобретенную информацию, девочка решает новую задачу. А подобный способ работы требует больше времени, что вполне понятно.



Именно поэтому девочка сначала пытается заставить выполнить работу, которая по природе не является комплиментарной ее врожденным талантам, свою маму, для которой это легко и просто. Одновременно, когда мама берется помогать ей, девочка получает от мамы первый толчок к тому, чтобы вообще начать процесс решения задачи. Так же она получает от мамы и подсказку, с чего именно ей начинать. Ведь для человека с анальным вектором очень трудно сделать именно первый шаг, начать что-то делать. К тому же, мы помним, что мама для ребенка с анальным вектором - гарант безопасности, и в сложной ситуации девочка ищет в первую очередь помощь у мамы.

Именно анальный вектор может проявиться в человеке обидчивостью. Эти состояния в анальном векторе можно компенсировать выравниванием квадрата (геометрия наибольшего комфорта для человека с анальным вектором), т.е. научить девочку прощать, когда у нее просят прощения, и самой просить прощения, если она сама совершила ошибку.

Люди с анальным вектором не любят ошибаться, испытывают при этом серьезный дискомфорт. Человеку с анальным вектором свойственно, чтобы плоды его трудов были перфет, т.е. превосходного качества. Здесь может помочь разговор родителя с ребенком о том, что нет людей совершенных, что надо стараться делать все как можно лучше, но ошибка - не катастрофа, почти все в жизни можно исправить.

Мы так же можем рассмотреть интересную особенность проявления звукового вектора http://www.yburlan.ru/biblioteka/zvukovoi-vektor в человеке. Такой человек смотрит внутрь себя; ему важна тишина, чтобы находить внутри себя ответы на вопросы познания себя и мира. Мышление абстрактное. Такие люди не дорожат телом, предпочитают уединение.

На примере Насти, мы видим, что она не выносит, когда на нее повышают голос. Об этом говорит и история с учительницей и то, что плохо слышавшая бабушка говорила очень громко, и девочка испытывала стресс от ее крика. Ей стало гораздо легче, когда бабушка приобрела слуховой аппарат, и крик в доме прекратился.



А на уроке она в какой-то момент впала в задумчивость, "закопалась", осталась последняя, не успевшая написать номер по заданию учительницы. Реакцией девочки на стрессовую ситуацию после того, как ее обидела учительница, стала обида, желание замкнуться у себя дома, заболеть.

Также, похоже, что девочка на время может застревать в своем внутреннем мире и отключаться от того, что происходит во внешнем пространстве, особенно в моменты, когда тут происходит нечто для нее малоприятное, или неинтересное.

Об этом могут свидетельствовать слова мамы: "Я задаю первый наводящий вопрос, она отвечает, я задаю второй вопрос, она отвечает, в третьем действии нужно взять число из первого действия, она спрашивает: "А что это за число?" Мама делится, что здесь у нее возникает ощущение, что последние десять минут она разговаривала сама с собой. Возможно, девочка на это время ушла в себя.

Но это вовсе не означает, что ребенок со звуковым вектором не обладает достаточными талантами, или что он неразвит. Это говорит лишь о том, что для того, чтобы переключить внимание со своего внутреннего мира на внешний, да, еще и на не очень приятный для него предмет, ему требуется больше времени, чем тем, у кого звукового вектора нет.

Очень важно помнить, что с детьми, у которых есть звуковой вектор, надо разговаривать спокойным голосом, ни в коем случае не орать, иначе возможны стрессовые состояния.

Теперь, когда отдельные фрагменты мозаики сложились в целостную картину, можно сделать вывод, что основная проблема у Насти в анальном векторе. Ведь "я не знаю, "я не понимаю", "я не хочу" - это признаки стресса анального вектора, что чаще зависит от взаимоотношений в семье и в первую очередь с матерью. Тут заметно начало психического торможения. И если отношения в ближайшее время в семье не исправятся, это может привести к еще большим проблемам для ребенка. Мать и дочь - не одновекторные, существует натяжение между анальным (у дочери) и кожным (у матери) векторами, кожный вдобавок дает маме раздражительность, и у обеих присутствуют эмоциональные раскачки зрительного вектора. Таким образом, ребенок уже знает весь сценарий и как бы провоцирует мать на него.

Как сделать так, чтобы домашняя работа по сложному для ребенка предмету не становилась для него стрессом и не заканчивалась ссорой с родителем, приходящим ему на помощь?

Возможно, если ребенок с анальным и зрительным векторами обратился за помощью в выполнении домашнего задания, хорошо просто напомнить ему, что такого типа задания он уже выполнял. Можно освежить этот опыт в памяти ребенка. Затем в случае Насти (ребенка имеющего также звуковой вектор) просто оставить ее одну, желательно в тишине, не торопить и не беспокоить, чтобы она смогла сосредоточиться на выполнении задания.



Как объяснить обидчивому и эмоциональному ребенку поведение людей с серьезными недостатками и подготовить к тому, что такие люди будут встречаться в жизни?

Конечно, невозможно уберечь ребенка от встреч с людьми с неадекватными реакциями. В 10 лет, а, возможно, и раньше, ребенку уже можно начинать давать азы системно-векторного анализа. Системный подход дает на выходе удивительный дар толерантного отношения к людям. Пропадает обидчивость просто в силу того, что приходит понимание, что все люди по природе своей разные. И это понимание уже останется на всю жизнь. Я думаю, что системно-векторную психологию необходимо преподавать как учащимся школ, так и студентам педагогических вузов. Эти знания незаменимы для родителей, желающих вырастить счастливых, здоровых, реализованных детей.



Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

[i] Известно, что группы желаний и черт характера человека взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют вектор, или векторальный набор. Существует всего восемь векторов. Их различные комбинации и степень развитости во многом обуславливают жизненный сценарий человека. Знание и понимание векторального набора, как своего, так и людей вокруг нас, дают ключ к счастливому развитию жизненного сценария.

детская психология, эмоциональность, толерантность, Юрий Бурлан, системно-векторная психология, обида

Previous post Next post
Up