Куклы приглашают…

May 05, 2013 22:31

Сегодня моя гостья - талантливая и известная кукольница Грузии, Лали Топурия. Мы встретились в контексте проводимой в Тбилиси выставки «Куклы приглашают танцевать», где были представлены работы известных грузинских и украинских мастеров.
- Лали, скажите, а как родилась эта замечательная идея совместной выставки?
-В 2011 году меня пригласили на выставку в Киев. Я с гордостью ответила, что кроме меня еще многие мастера в Грузии изготавливают куклы, и взяла с собой несколько работ  разных кукольников и дизайнеров. Там мы и познакомились с Оксаной Воропай, которая сразу же проявила интерес к творчеству грузинских кукольников. Сама она делает большие и красивые куклы. Мы подружились с мастерами из Украины, и на празднование «Тбилисоба» я пригласила их в Грузию. Среди них были и Оксана, и Ирина Пилькив. Оксана Воропай возглавляет «Объединение кукольников Киева», а Ирина состоит в этом же объединении на должности заместителя директора. По прохождении некоторого времени, уже находясь в Украине, Оксана позвонила и рассказала о проекте, который хочет организовать совместно с грузинскими мастерами. Так и возникла выставка «Куклы приглашают на танец».



Специально для этого проекта Денис Гоноболин создал прекрасную композицию «Танцующая кукла», которую мы отправили в Киев. Кукла осталась на Украине, ее купил министр культуры. К сожалению, из-за разного рода проблем и неблагоприятной финансовой атмосферы, немногие могут позволить себе частые поездки за пределы страны. Наши мероприятия никто не финансирует. Мне, конечно же, хотелось, чтобы и они привезли своих кукол и показали грузинским любителям искусства и коллекционерам свое творчество. Но, к сожалению, с собой при перелете можно взять не более двух коробок и поэтому не удается более близко познакомиться с работами многих замечательных кукольников. Я решила организовать аналогичную выставку здесь, в Тбилиси и пригласила коллег из Украины. Немногие смогли приехать, но даже по находящимся на этой  выставке экспонатам можно смело утверждать, что украинские художники-кукольники очень талантливы. В Грузии очень много мастеров, которые занимаются кукольным делом, и потому на выставку я пригласила преимущественно мастеров с интерьерными куклами. Оксана Воропай активно занимается вопросами информационного характера и довольно обширно освещает мастерство кукольников Грузии и на территории Российской Федерации.

-  Мы были очень рады принять у себя в Киеве такого замечательного мастера, как Лали Топурия. Были дни грузино-украинской недели «От сердца к сердцу». По окончании выставочных дней, Лали провела мастер-класс по изготовлению кукол для наших художников. Мы сделали  несколько своих вариантов, - интерпретация грузинских кукол в украинском исполнении, и подарили их нашей гостьи, сейчас эти куклы находятся  в ее частной коллекции.  Затем Лали уехала в Грузию, и впоследствии родилась идея сделать совместную выставку  «Волшебный мир мастеров», которая состоялась в Тбилиси и проходила с 1 по 9 мая 2012 года. Мы привезли 120 кукол 9 украинских мастеров. Выставка прошла при поддержке посольства Украины в контексте 20-летия международных отношений Грузии и Украины. Здесь мы провели свой мастер-класс, думаю, это было очень интересно и нам и нашим грузинским коллегам. А проведение второй выставки приурочено к тому, что 19 сентября  исполнился год со дня зарождения  общественной организации «Объединения кукольников Киева», соучредители которой - я и Ирина Пилькив. И мы решили отметить это событие проведением выставки «Куклы приглашают танцевать». К сожалению, у нас на родине, и как я успела заметить и здесь в Грузии,  к данному направлению не наблюдается желаемого интереса со стороны государственных чиновников. Но я активно занимаюсь решением этого вопроса, и перед приездом несколько раз встречалась с министром культуры Украины с предложением создания праздника «Дня авторской куклы», который будет отмечаться 7 марта. Мною уже запланировано проведение выставки «Моя любимая кукла», дни которой совпадут с празднованием Международного женского дня, - рассказала Оксана Воропай.



Предлагаем ваше вниманию мою беседу с самой Лали Топурия.

-Как способствует развитию данного вида искусства министерство культуры Грузии?
- Представители прежнего состава министерства никак не реагировали на  деятельность наших организации и творчество кукольных мастеров. Не было ни помощи, ни заинтересованности, многие даже и не считали данный вид творчества искусством. Новое министерство приятно удивило отзывом на наше приглашение  ознакомиться с творениями грузинских кукольников. Как выяснилось, впоследствии, Хатуна Хундадзе , нынешний заместитель министра культуры Грузии, человек тонкого вкуса, в детстве сама занималась изготовлением кукол. Будучи человеком творческим и имеющим прекрасный вкус, она по достоинству оценила работы наших мастеров и даже заявила о желании обучаться рукодельному направлению в этом виде искусства.
-Как Вы оцениваете результаты приложенных усилий по организации данной выставки? Вы довольны условиями и реакцией посетителей?
- Я думаю, что выставка удалась. Заметила, что приехали гости из Академии художеств, все посетители очень интересовались историей появления кукол, замыслом авторов, спрашивали о будущих планах. Думаю, сейчас на нас, кукольников, уже обратили, давно ожидаемое и должное внимание и наступит время хороших перемен. До этого прошла выставка, тоже организованная мной, тогда приехали несколько кукольников, были представлены прекрасные экспонаты.



- Творческие способности выявились еще в детстве или интересу к куклам  способствовали какие-то события в вашей жизни? Может кто-то в вашей семье занимался этим замечательным и красивым ремеслом?
- Не совсем так, или, вернее, совсем не так. Я родилась в Тбилиси, в 1972 году окончила школу №100 и поступила в Тбилисский государственный университет на исторический факультет, параллельно училась профессии искусствоведа и на факультете искусства, отделении кино и теле - драматургии. Мне преподавал сам Михаил Чоурелия.  Снимала документальные фильмы об известных людях в преклонном возрасте, что запечатлеть их лица и записать их разговоры в историческую хронику, чтоб они навсегда остались в памяти людей.  Молодость поощряла меня энтузиазмом и я, без робости и стеснения подходила к таким великим людям, мощь таланта которых я осознала намного позже. Я непринужденно беседовала с ними, как со старыми знакомыми, рассказывала анекдоты и беззаботно смеялась. А сейчас, с высоты многолетнего опыта и жизненной мудрости я осознаю, насколько велико было мое рвение к познанию нового и интересного, мой задорный напор и целеустремленность в те годы даже несколько удивляют меня сегодняшнюю. Я брала интервью у Константина Гамсахурдия, и тот же юношеский максимализм позволял мне общаться с талантливейшими гениями с завидной простотой. Многим из моих респондентов было далеко за 80, кто-то был уже болен и прикован к инвалидному креслу, но моя искренняя признательность и открытость заставляла их улыбаться мне в ответ. Часто, как я понимаю теперь, моя наивная наглость заставала этих творческих людей врасплох, и, наверное, в душе они умилялись моему радужному отношению, тому, что я так, запросто, без преград, подхожу и задаю свои прямые и откровенные вопросы. Быть может, это подкупало. Ведь журналистов они редко, а многие и вовсе не подпускали к себе. А сейчас мне страшно, я не осмелюсь расспрашивать таких великих людей.
Меня многие знали, и в обществе людей искусства я чувствовала себя комфортно и непринужденно.  Я работала во многих тбилисских школах, преподавала историю. Затем в художественном техникуме им. Николадзе вела этику и историю искусств. Работа занимала много времени и сил, приходилось переносить повышенные нагрузки, что не могло не сказаться на состоянии здоровья. Со временем я стала испытывать недомогание, и сильно заболела.


Куклами я начала заниматься в 50 лет. Тогда я впервые взяла нитку с иголкой. После тяжелой болезни я долгое время была вынуждена соблюдать постельный режим, много читала, и, когда это занятие стало немного наскучившим, мне захотелось творить. В этот период родилась моя внучка Лика, и я стала шить куклы для нее. Первую куклу я сделала по росту новорожденной, отмерила 52 сантиметра и приступила к работе. К моему удивлению, получилось удачно. Когда внучка подросла, на протяжении нескольких лет не выпускала эту куклу из рук. Она сохранилась до сегодняшнего дня. Я поняла, что это мое и стала заниматься этим серьезно.
-Как развивалось кукольное производство в Грузии в последние десятилетия?
-Многие молодые талантливые художники уехали за границу, люди старшего возраста остались, но были трудные времена и большинство мастеров перестали заниматься любимым делом. Мало кто приобретает выставленные экспонаты, даже коллекционеры редко позволяют себе такую роскошь - пополнять свои коллекции новыми куклами. Мне стало очень обидно за своих коллег, и я решила организовать поездку в Украину, чтоб и за пределами Грузии люди знали насколько изящно и великолепно творчество грузинских кукольников. И мы познакомились с талантливыми украинскими мастерами, со многими подружились и поддерживаем приятельские отношения.
Я была на многих международных выставках и могу с уверенность сказать, что куклы грузинских мастеров могут составить достойную конкуренцию творчеству мастеров французской, немецкой и голландских школ. Нашим мастерам приходится заказывать материалы из Италии. Зачастую из-за нехватки нужного исходного сырья используются подручные средства, все, что попадает под руку. И это делает наши куклы уникальными и очень интересными. Я сама изготовляю своих кукол исключительно из материи, так как для меня кукла - это приятное соприкосновение с чем-то мягким и теплым. Я считаю, что это то, что непременно надо держать в руках, чтоб ребенок имел возможность безопасного контакта с куклой. Выступая куратором выставки, часто приходится ограничивать детей в  контакте с экспонатами. Приходится говорить: «Не трогайте, не подходите!», ведь это дети и им, конечно же, хочется взять понравившуюся вещь в руки. А кукла не может не нравиться маленькому ребенку. Поэтому я и выбрала ткань, как  основной материал для изготовления моих кукол. Куклы обладают сильной энергетикой. Поэтому важно вложить в них позитивные эмоции, как можно больше любви и теплоты. Работаю я дома. К сожалению, иметь собственную отдельную мастерскую, возможности нет.


-Возвращаясь к вашим корням, все же хочется узнать, быть может, все-таки существуют тонкие нити к появлению такого прекрасного таланта?
-Мой дед был художником. Его я помню очень смутно. А вот бабушку помню очень хорошо. В моих детских воспоминаниях четко отпечатались ее рассказы о жизни, детстве и молодых годах. Тогда я узнала о старинном обычае выдавать дочерей замуж по договоренности, в 14-15 лет, девочка переселялась жить в дом будущего мужа в таком юном возрасте, но до наступления совершеннолетия была под присмотром свекрови и спала с ней в одной комнате. За несколько лет она привыкала к традициям и новому дому. Бабушка рассказала, что когда этот диковатый обычай коснулся ее, и наступила  ее очередь переезжать в новый дом, она плакала и горевала, и тащила за собой куклу, которую сшила сама. К сожалению, эта кукла не сохранилась, но эта виртуальная картинка навсегда осталась в моей памяти и каждый раз, представляя это, «по коже мурашки». Быть может в потаенных уголках сознания этот эпизод настолько основательно засел и затаился, что именно поэтому я выбрала для себя этот путь.
Моя мама, Этери Бакидзе, многие годы во Дворце пионеров заведовала фольклорным центром. А отец, Михаил Мамасахлиси, работал инженером. Мой супруг, Реваз  Топуриа, ныне покойный, по профессии был зубным техником. Познакомились мы при очень интересных обстоятельствах.  В ущелье Ркони, где находится знаменитая церковь Св.Марии,  мы с друзьями участвовали в археологических раскопках. Мой будущий супруг тоже находился там. Вместе с моим братом они обеспечивали нас едой и питьем, приносили хлеб и воду из близлежащего села. Так мы и познакомились. Мы поженились, затем родилась дочь Кети, а вместе с ней и я родилась во второй раз. После тяжелых родов состояние резко ухудшилось, и я перенесла клиническую смерть. Конечно, физически ощутить этого состояния  я не могла, а вот так называемый «клинический сон» я видела. Ко мне пришла бабушка, та самая, из моих воспоминаний, взяла меня за руку и повела куда-то наверх, к свету. Мы шли по улице, по обе стороны которой словно на старых фотокарточках дома в стиле прежних построек  были озарены ярким желтым светом. Мы зашли в одно заброшенное строение, и я увидела огромные старинные часы, секундная стрелка двигалась, они тикали.  Пытаясь усмирить мое удивление, бабушка сказала: «Это часы времени. Они отсчитывают время жизни. А сейчас тебе пора возвращаться, а мне надо остаться здесь». Со словами: «Зажги в Сиони свечку» бабушка вытолкнула меня из темной комнаты, и я оказалась на освещенной улице Тбилиси. (Сиони - церковь в Тбилиси, прим.автора). В этот момент я очнулась и увидела абсолютно обескураженные лица врачей, которые не могли поверить, что через такое длительное время после наступления смерти человек может вернуться к жизни. После, когда я чувствовала себя уже намного лучше и благодарила врача, он мне ответил: «Девочка, я не при чем. И более того, я даже не думал, что такое возможно. Не знаю почему, но тебя там не приняли, видно на Земле у тебя остались важные дела».



- Ведь родился ребенок, которому очень нужна мама. Это ли не одно из самых «важных дел» в жизни женщины?
- Да, тогда я думала только об этом. Страшно было подумать, что моя малютка останется без меня, моей теплоты и ласки. Я думаю, что в те роковые минуты, на «заседании небесного совета» именно она стала ключевым аргументом возвращения меня на землю.  Моя дочь для меня близкий и понимающий друг. Она закончила юридический факультет, работает менеджером в сети французских продуктовых магазинов «Антре». Я очень горжусь ее успехами и знаю, то она всегда поддержит меня и будет рядом в трудную минуту, как  тогда в день своего рождения.  А много лет спустя поняла, что помимо материнства меня ждут еще очень интересные и увлекательные дела. Тогда я уже была бабушкой. Сейчас у меня двое внуков- 19 и 12 лет.
- Как члены вашей семьи относятся к вашему творчеству? Быть может,  кто-то из них уже задумывается перенять опыт и знания мамы и бабушки и по совместительству знаменитой кукольницы?
 -Они, конечно, рады за меня и восторгаются моим рвением к развитию кукольного дела в Грузии, однако, у них не наблюдается никакого интереса к участию в творческом процессе. Раньше моя дочь занималась бижутерией и украшениями из золота. До сих пор говорит, что прикосновение к металлу вызывает у нее необычные и волнующие ощущения. А я получаю удовольствие от ее работ, в том числе и портретов, она очень хорошо рисует. Я надеюсь, что когда-нибудь моя дочь и моя внучка тоже захотят создавать куклы, главное, чтоб желание это было искренним и пришло не ценой таких тяжелых испытаний, которые пришлось пережить мне.
После возвращения в этот мир я на многое взглянула новым перерожденным взглядом, стала переоценивать многое в своей жизни и поняла, что Господь вернул меня к жизни для чего-то важного.  Сейчас я пониманию, что моя поддержка вдохновляет многих людей и придает им сил, ведь многим талантливым женщинам, создающим эти прекрасные куклы негде работать, они растеряны, многие из-за постоянно сопровождающихся проблем оставили свое дело и забросили такое ценное ремесло. Я делаю, что могу, иногда, мне кажется, невозможное. Хожу по различным инстанциям, прошу помощи для возможности нормальной работы талантливых мастеров. Так хочется, чтобы столь прекрасное и тонкое искусство не  только продолжало жить, но и успешно развивалось наряду с многими видами художественного и прикладного мастерства.

Светское, личность, Тбилиси

Previous post Next post
Up