Актеры Сергей Шведков и Нино Манагадзе
Поводом для моей беседы с актерской четой Шведков-Манагадзе послужила премьера нашумевшего блокбастера "5 дней в августе"А причиной новая рубрика моего ЖЖурнала: "Творческие пары: взгляд изнутри"
Я попытаюсь разобраться каково жить под одной крышей с одаренным человеком, увлеченным своей творческой профессией. Некоторые мои собеседники окажутся коллегами и тогда вопрос будет стоять еще острее - способны ли талантливые семейные пары безболезненно делить кров, воспитывать детей и зачастую делать одно общее дело.
Добро пожаловать в театральную семью!
Недавно в Тбилиси состоялась премьера фильма Рени Харлина «5 дней августа» о российско-грузинской войне. На премьеру приехали голливудские актеры, принимавшие участие в съемках фильма. Кроме них Тбилиси посетила и Шерон Стоун. Билеты на премьеру стоили 5, 7 и 10 000 долларов США, в эту цену входило и участие на благотворительном ужине в театре Руставели. Все эти деньги пойдут детям, потерявших родителей во время военной агрессии России в Грузии в августе 2008. Сразу же после начала премьеры в других залах кинотеатра Руставели начались обычные сеансы, и конечно везде показывали "5 дней августа". Был полный аншлаг, и билетов было не достать. Автору этих строк не удалось побывать на премьере фильма, зато я с радостью пообщалась с грузинском актером театра и кино Сергеем Шведковым, сыгравшем в блокбастере Рени Харлина роль экс-министрa по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили. Наша беседа с Сергеем и его супругой актрисой Нино Манагадзе посвящена впечатлениям от работы с голливудскими звездами, каждодневной работе в родном ТЮЗе, поискам житейской мудрости и любимому хобби Сергея - живописи.
«5 ДНЕЙ АВГУСТА»
- Сергей Юрьевич, позвольте начать нашу беседу с ваших впечатлений от сотрудничества с голливудской съемочной группой.
Сергей Шведков : Вы не поверите, но я не люблю сниматься в кино. Нет, это не поза и я не набиваю себе цену. Просто, меня всегда удивляло насколько иррационально в процессе работы над фильмом используется время… Мало того, что актеров всегда вызывают на съемочную площадку в 9 утра, до прихода операторов, ассистентов и осветителей. Хотя начало съемок в 4 часа дня. Но даже в процессе так сказать кинопроизводства приходится по долгу отсиживаться загримированному и настроенному на игру вне кадра. Я уже не говорю о множестве дублей. Очень трудно оставаться в том самом творческом настроении. Такая работа требует колоссальной концентрации и самодисциплины.
- И все же, как вам работа в «5 дней августа»? Вы испытали удовольствие от процесса и результата?
С.Ш.: Это было интересным опытом. Я заметил, что всегда «вползание» в съемочный процесс вызывает некий душевный дискомфорт. Затем уже все идет по накатанному. Мне выпало играть нашего бывшего государственного министра по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили. Директор по кастингу посчитал, что мы с ним внешне похожи, видимо из бороды (смеется).
Нино Манагадзе: Вообще история с Сережиным участием в проекте напоминала бородатый анекдот, в котором советский актер отказывается накануне Нового года ехать работать в Голливуд из-за плотного графика «елок». Сергея некем было заменить в ТЮЗе, где он играет роль Медведя в спектакле «Колобок». За сутки в нашей квартире раздалось такое количество телефонных звонков, какого наверное не было в течении целого года! Совместно с администрацией театр мы нашли выход. На два дня Сергея заменил режиссер ТЮЗа Анатолий Лобов.
С.Ш.: Я человек крайне не амбициозный, если бы замена мне не нашлась в театре, с легкостью отказался от съемок в фильме. Правда!
- Вы снимались всего два дня?,
С.Ш.: Да, первый день в здании Администрации Президента, в его кабинете. У меня была уникальная возможность целых пять часов провести в святая святых (смеется). Я даже живьем видел нашего президента , ведь мы волей неволей снимали в его доме, там где Михаил Саакашвили обитает вместе со своей семьей. В кадре мы работали вместе с Энди Гарсия, исполнявшего роль Президента и еще тремя актерами - американцем и англичанами. Играли на английском языке, благо я им владею.
- Каковы впечатления?
С.Ш.: Мы немного пообщались вне съемочной площадки. Мне он показался профессионалов с большой буквы: немногословным, собранным, образованным, серьезно относящимся к своей работе. Энди курит сигары (кубинец, сам Бог велел).
- Расскажите о втором съемочном дне.
С.Ш.: Мы снимались на фоне Дома правительства, перед 30 000 толпой. Я думаю, что Гарсия и его зарубежные коллеги были шокированы таким количеством массовки. Ведь в Голливуде каждому из пришедших поучаствовать заплатили бы по сотне долларов. Представьте этот бюджет! У нас же граждане с удовольствием бесплатно поучаствовали в создании кинофильма. Помню, что я почувствовал нечто щемящее внутри. Такая огромная скандирующая толпа, море эмоций. Вот это пожалуй и был «драйв». Когда я снова попаду в такую ситуацию? Не знаю.
О СЪЕМКАХ В КИНО
- Сергей, это ведь ваша не первая работа в кино? Какие в вашей «актерской копилке» есть еще интересные роли?
С.Ш.: В 1992 году я снимался в одной из главных ролей в фильме «Они» у режиссера Левана Закарейшвили. Кроме меня в фильме снялись Заза Колелишвили, Миндия Лордкипанидзе, Кети Панцхава, Матлюба Алимова и Бэка Джгубурия. Фильм был представлен кинокритикам в 1992 году на Каннском кинофестивале. Участвовал в кинофестивале в Чехии в 2005 году. В 1992 на Тбилисском кинофестивале получил Приз за лучшую режиссуру.
- О чем это кино?
С.Ш.: Фильм снят как социальная притча с использованием жанра криминальной драмы. В фильме показана жизнь одного молодого человека. Вместе с его жизнью показана и меняющаяся Грузия - последние годы социализма, первые годы независимости. А главный герой проходит за это время свою историю - вначале он попадает в тюрьму, а затем ведёт криминальную деятельность во время неразберихи начала 90-х годов. Я играл одного из друзей главного героя, русского парня.
- Как вам работалось с Леваном Закарейшвили?
С.Ш.: Он был довольно известный, модный в Грузии режиссер, к сожалению ныне покойный. Работа с ним доставила мне множество приятных момент. Леван был эдаким тбилисским парнем, широкой души. Одновременно очень тонкой чувствующим людей. Мог и выругаться и похвалить. Мне было интересно принимать участие в его картине. Вообще съемки всегда дарят множество новых и интересных знакомств, общение. Думаю в этом и есть соль актерской жизни.
СЕМЬЯ
- Расскажите о театральных традициях вашей семьи.
С.Ш.: Моя мама Лариса Cеменовна Кубарева, заслуженная артистка Грузии - коренная жительница Тбилиси, отец Юрий Степанович Шведков, родом из Оренбурга. Оба последние 30 лет родителя всю жизнь проработали актерами в нашем русском ТЮЗе. С самого детства я проводил много времени за кулисами. Смело могу назвать себя театральным ребенком. Думаю, что с лицедейством у меня была какая-то кровная связь, если хотите, предопределенность.
- Сергей Юрьевич, ваши родители живы?
С.Ш.: К сожалению нет. Мама ушла от нас относительно недавно - в 2007 году, отец умер в 1983. Он скончался на гастролях в Одессе, прямо за кулисами, в ожидании своего выхода на сцену.Возможно, это лучше, чем мучиться в ожидании конца. Болеть. Но для нас, для семьи, это был настоящий шок.
Нино Манагадзе: Дело в том, что это произошло через месяц после нашей с Сергеем свадьбы, мы были все вместе на гастролях. Так вышло что он умер на моих руках.
- Печально. Сергей Юрьевич, в каком районе вы выросли?
С.Ш.: Первые счастливые 11 лет моей жизни прошли на улице Грибоедова. Я родился в соседнем с Консерваторией «итальянском дворе». Что-то было очень хорошее для ребенка в том старом тбилисском районе, какая-то потрясающе светлая аура. До 4-го класса я ходил в школу №44. Ту, что около Фуникулера. Позже Консерватория начала расширяться. В нашем доме сделали ректорат, а нас переселили сюда, в Ваке, на улицу Кипшидзе.
- Тоже не самый плохой район.
С.Ш.: Согласен, но в то время для меня, мальчика выросшего на Руставели, переезд в Ваке был очень неприятным событием. Это сейчас Ваке - престижный густонаселенный столичный район, а тогда… В далеком 1966 году наш семиэтажный дом был единственным корпусом на всю улицу. Этот дом был построен от университета и его заселили профессора, лекторы и мы - жители улицы Грибоедова. Помню, как он гордо возвышался над частными домами. По улицам бегали куры, по вечерам звучали концерты лягушек, частные дома утопали в садах. Это было такое столичное предместье, - настоящая деревня, овраг в котором расположено русло реки Вера, был покрыт густым лесом. Мне казалось, что я очутился в диких прериях, где-то в далеких американских пампасах. Одновременно изменилось и мое окружение - местная молодежь удивляла другими, уже взрослыми, представлениями о жизни. По началу было трудно адаптироваться. Но детская психика - гибкая структура. У меня было яркое детство. Знаете, о чем я жалею больше всего? О том, что в те времена не было ни видеокамер, ни столь доступных теперь молодежи фотоаппаратов. Для того чтобы я мог запечатлеть картины своего детства и отрочества. К сожалению, мало чего осталось в памяти.
- Ваши воспоминания все же с вами, они живы.
С.Ш.: Многое забылось, увы. Думаю, что те самые светлые годы детства - самое чистое и самое неповторимое в жизни каждого из нас.
ШКОЛА И «МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ»
- Со школой у вас тоже связаны приятные воспоминания?
С.Ш: К сожалению нет, я хорошо учился только первые 4 класса, после переезда я был вынужден сменить школу, и не одну. У меня были проблемы с учителями некоторых предметов, конфликты. Мы с одноклассниками бегали на «шатало», пропускали уроки неделями. В результате я окончил школу круглым двоечником. Родители, пропадая целыми днями в театре, не могли уделять много времени контролю моей успеваемости, и я не виню их и не осуждаю. Театр - это магнит, который притягивает к себе и не отпускает…
- Вы окончили грузинскую школу?
С.Ш. : Нет, русскую. И дома у нас говорили по-русски.
- Сергей Юрьевич, где и как вы выучили грузинский язык? Это было трудно?
С.Ш.: В основном помогло общение со сверстниками, восприятие языка в детстве приходит незаметно, исподволь. Хотя, не могу сказать, что я владею государственным языком в совершенстве, в театре, например, я играю только роли на русском языке. На грузинском- только небольшие, не чувствую себя до конца уверенным, в основном из-за произношения.
- Как произошел выбор профессии? Вы сомневались, становиться ли вам актером?
С.Ш.: После окончания школы, все мои друзья, довольно быстро стали серьезными. Началась подготовка к экзаменам, взрослая жизнь. А мне очень нравилось «ничегонеделание», я любил безумно наш двор, проводил там много времени. Этот процесс растянулся у меня на целых два года. Потом, когда все же нужно было определяться со своим будущим, родители отвели меня в свой родной русский ТЮЗ, и определили во вспомсостав - это так называемая актерская массовка. Я стал появляться периодически на сцене то в роли солдата с ружьем, то стража, то еще кого-то из королевской свиты. Театр, сам по себе, это веселое заведение. Когда говорят: « Я хожу в театр на работу», для меня это звучит немного странно. Кто-то может быть и ходит сюда - на работу, но для меня это был праздник. Театр вошел в мою жизнь, затем в 1974 году меня призвали в армию.
- Где вы служили?
С.Ш.: Я попал в ракетные войска стратегического назначения. Представьте себе - ядерные боеголовки, ракеты высотой с восьмиэтажный дом, глубокий лес, территория оцепленная колючей проволокой. Мы дислоцировались на границе с Польшей, в Калининградской области. Я считаю эти два года вычеркнутыми из своей жизни.
- Вы сталкивались с дедовщиной?
С.Ш.: Думаю, что по сравнению со стройбатами, пехотой и другими родами войск, у нас с этим было полегче. Все потому что дисциплина была на высоком уровне. Я хлебнул армии по полной программе, как пришел рядовым, так им и прослужил все два года. Говорят, что армия для юноши - это школа жизни. Но я с этим не согласен. Как могут быть такие сумасшедшие физические и психические нагрузки полезными?
- У вас были однополчане грузины? Как складывались с ними отношения?
С.Ш.: Да было несколько человек, но друзьями мы не стали.
- Отслужив, вы вернулись в театр?
С.Ш. Да я снова оказался в ТЮЗе, поработал какое-то короткое время в массовке и понял, что мне недостаточно этого. Решил учиться. Выбрал Ростовское театральное училище. Но тут возникли проблемы. У моей мамы я был единственным ребенком, и она не хотела меня отпускать на учебу куда-то далеко от себя. Помню, как она уговаривала меня остаться: Сережа, зачем тебе учиться, ты же и так работаешь в театре! Благодаря благословлению отца, я все же смог добиться своего и отправился в Россию на учебу.
- Вы легко сдали вступительные экзамены?
С.Ш.: Да, но вот только проблема с акцентом была. Я с ним боролся на протяжении всех четырех лет учебы, и мне удалось справиться. По возвращении в Тбилиси я говорил как самый настоящий заправский москвич !
- Как сложились отношения в коллективе?
С.Ш.: На курсе я, конечно, был самым старшим. Одногрупники уважали, из-за опыта работы в театре.
- Интересно было учиться? Каково вам было после работы в театре изучать азы актерского мастерства?
С.Ш.: Очень интересно. Студенчество - замечательные годы жизни. Я подошел к изучению предметов очень ответственно. Тем более если ты учишься любимой профессии, это закономерно, правда? Да и окружение мне попалось очень хорошее.
- По возвращении в Тбилиси у вас не было проблем с трудоустройством?
С.Ш.: Нет, я снова вернулся в свой театр. И началась карьера профессионального актера.
ЛЮБОВЬ
- Где и при каких обстоятельствах вы познакомились? У вас был служебный роман?
Н.М.: Так вышло, что я пришла работать в театр как раз тогда, когда Сережа учился. Могу сказать абсолютно честно, что я была выбрана в невестки Сережиным папой. Помню, как он каждый вечер после спектакля провожал меня домой и рассказывал о своем сыне. Когда Сергей вернулся мы познакомились, начали вместе работать и очень скоро поженились. Мы очень дружили и с папой и с мамой Сергея, отношения с родителями моего мужа были всегда замечательными.
- Вам не трудно вместе работать и жить? Не тянет отдохнуть друг от друга?
Н.М.: Нет, нам вместе очень комфортно.
- Трудно двоим актерам под одной крышей?
Н.М. Приходя домой мы перестаем быть актерами, Сергей рисует, я занимаюсь своими делами. Никто никого не ущемляет в творческом плане ни на сцене, ни дома. Зависть нам обоим также чужда.
РАБОТА В ТЕАТРЕ
- Сергей Юрьевич, чем можете похвастаться из сыгранного вами? Что оставило наиболее яркий след в душе?
С.Ш.: За мою театральную карьеру было множество приятных эпизодов. Я могу похвастаться несколькими самыми запомнившимися ролями. В свое время художественный руководитель ТЮЗа - Ника Джандиэри поставил спектакль для взрослых «Первый день свободы», о польских военнопленных. Мне, молодому актеру, было трудно сыграть роль одного из узников - Анзельма. Этот человек - мой персонаж, высказывал странную теорию о том, что в концентрационном лагере прошли самые счастливые мгновения его жизни, он не рад свободе! Так как за колючей проволокой он мог жить спокойно, не принимая решений, не беспокоясь о завтрашнем дне. За эту роль я получил премию «Актер года» и похвалу от Михаила Туманишвили. Видимо мне удалось раскрыть внутренний конфликт героя. Потом была главная роль в спектакле «Безымянная звезда» - первой работе режиссера Левана Цуладзе, который сейчас работает художественным руководителем в театре Марджанишвили. Позже играл роль Понтия Пилата в спектакле Авто Варсимашвили «Мастер и Маргарита». Я не очень люблю вспоминать о сыгранных ролях.
- Вам чужда ностальгия?
С.Ш.: И да и нет. Тот театр, в котором я служил, Русский ТЮЗ, прекратил свое существование. Его просто уже нет, а те два, три человека, кто сейчас остался в Тбилиси и продолжают работать, это «осколки» прежней труппы. Мне иногда кажется, что моя прежняя жизнь мне просто приснилась.
- Простите, я так поняла, что ностальгия о прошлом никаким образов не является причиной негативного отношения к реальности, правильно?
С.Ш.: Да, я просто понял, что мир вокруг меня изменился. Театр стал другим. Вы не поверите, но я не люблю ходить в театр, смотреть чужие спектакли. Видимо, моя задача - стоять не сцене, а не сидеть в зрительном зале.
- В каких спектаклях вас можно увидеть?
С.Ш.: «Колобок», «Капризная принцесса», «Вождь краснокожих». Сейчас репетируется «Обыкновенное чудо». Кроме того, уже два сезона подряд в канун Нового года я ставлю праздничные спектакли - «Волшебный фонарь» и «Новогодняя сказка». Пьесы пишет моя супруга.
Н.М. : Мы с Сережей почти во всех спектаклях играем вместе. Что же касается нашей совместной работы над новогодними сказками, я с удовольствием пишу пьесы, хотя не могу назвать себя человеком, увлекающимся писательством. Просто наверное много сыграно, много увидено в театре за эти годы, потому и получается.
- Сергей, вы учились на режиссера?
- Нет, повторю слова Нино, у меня большой опыт работы в театре (с 1972 года) , и этого достаточно, чтобы поставить детскую новогоднюю сказку. Я горжусь своими постановками.
- Как вы отдыхаете? У вас есть увлечения, хобби?
- Я пишу картины маслом, играю на гитаре, пишу музыку. Могу с ответственностью сказать, мои работы разбрелись по разным коллекциям. В том числе и зарубежным. Мне очень нравиться заниматься живописью, садясь за мольберт я каждый день учусь. Этот процесс не завершен и по сегодняшний день. Люблю экспериментировать, искать себя, вырабатывать собственную художественную манеру. Вообще очень люблю свой дом.
- Сергей Юрьевич, вы довольны своим сегодняшним днем?
- Очень доволен. Я счастливый человек.