Sep 08, 2013 12:50
Бориса Ивановича похоронили вчера с большими почестями: в траурном зале прозвучали искренние слова, посвященные этому удивительному человеку, на Широкореченском кладбище Екатеринбурга под траурные звуки военного оркестра были даны несколько оружейных залпов и гроб, окутанный красно-черным полотнищем, медленно начал опускаться - земля приняла нашего дорогого Бориса Ивановича. Над могилой склонилась рябина с яркими кистями ягод - одно из наиболее любимых им растений, а вокруг, как в почетном карауле, стояли, не шелохнувшись, огромные, устремленные в пасмурное небо, сосны. Утром прошел небольшой дождь, но ко времени прощания закончился, и природа замерла - ни шороха, ни ветерка. Лишь большая группа родных, друзей и соседей, бывших коллег по работе и тех, кто благодаря Борису Ивановичу обрел возможность достойно жить в России, спасаясь из «горячих точек» бывшего Советского Союза тихо переговаривалась, вспоминая разные случаи из жизни Бориса Ивановича, встречи с ним, кому и чем он за время работы помог. А тех, кого поддержал и словом, и делом, возглавляя Миграционную службу Свердловской области - десятки и даже сотни тысяч бывших граждан распавшегося Союза, которые, бросив все, подчас спасая жизни, в огромном количестве переезжали в Россию, в том числе и в Свердловскую область. И в 90-х годах прошлого столетия, когда Борис Иванович возглавил только что созданную службу, предназначенную для помощи мигрантам в обретении легального статуса, крыши над головой и просто элементарных средств к существованию, вещей и пр. (многие, спасаясь, вынуждены были оставить все, вплоть до документов). И, к чести сотрудников миграционной службы, возглавляемых Б.И. Перевощиковым, они, как правило, решали многие вопросы в пользу этих несчастных людей. Хотя не было еще многих необходимых нормативных документов и, принимая решения, они брали на себя большую ответственность, подчас руководствуясь не буквой закона, а более значимыми критериями - гуманизмом, человеколюбием, своей совестью, наконец. Но отвечать-то приходилось Борису Ивановичу, а спрашивали с него уже по закону.
Про хорошего человека говорят, что он Человек с большой буквы. По аналогии я бы про Бориса Ивановича сказала, что он не только Человек, но и Чиновник с большой буквы. Мы с ним познакомились сначала как беженцы и вынужденные переселенцы, а потом, когда объединились в общественную организацию для того, чтобы самим решать свои многочисленные проблемы и помогать другим, попавшим в такую же беду, мы стали уже официально обращаться к Перевощикову с различными вопросами, предложениями, жалобами и т.д. Не могу сказать, что он сразу нас принял с распростертыми объятьями. Сейчас - то я понимаю, что это правильно: мало ли приходило в то время таких, как мы и других, которые заваливали руководство разными, подчас безумными, авантюрными, часто противозаконными предложениями. И если бы Борис Иванович и его помощники принимали на веру и помогали в осуществлении, хаос бы только усилился и никакой реальной помощи ни людям, ни стране не получилось бы. Но постепенно мы начали находить взаимопонимание, помогая друг другу советом, делом, делясь знаниями, опытом, в общем, любым ресурсом. А когда обрели полное доверие, работа пошла полным ходом, от чего выигрывала и миграционная служба, и мы, мигранты, как позже многих из нас стали называть (в том числе беженцы, переселенцы, трудовые мигранты). И все это происходило во многом благодаря Борису Ивановичу Перевощикову, о чем мне очень захотелось сказать, прощаясь с этим замечательным человеком. А еще вспоминается, как мы не только вместе работали, но и проводили праздничные вечера, на которых пели, танцевали и много смеялись, потому что Борис Иванович был очень веселым и остроумным человеком и все, знающие его, давно взяли на вооружение многие его крылатые высказывания.
Большое счастье, что именно его мы встретили на своем пути, когда, бросив все на прежнем месте жительства в бывших республиках СССР, приехали в Свердловскую область. Прощаясь, светлую память о Борисе Ивановиче Перевощикове каждый из нас сохранит в своем сердце.