Церковь Симеона Столпника. Развилье.

Nov 11, 2015 20:55


Нижегородская область / г. Бор / Развилье

Нижегородская и Арзамасская епархия / Борское благочиние.
В Борском районе Нижегородской области есть небольшое село Развилье. Примечательно оно тем, что в нем стоит единственная в области церковь имени Симеона Столпника, который знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве. Подвиги Симеона вдохновляли многих подвижников веры и благочестия, возникло новое направление христианской аскезы - столпничество. Из русских столпников наиболее известны Никита, Савва Вишерский и Серафим Саровский, который подражая Симеону, 1000 дней молился Богу стоя на камне..

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».
Мы посетили эту церковь в одно из путешевствий по району.



В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина название этого села объясняется просто: его связывают с тем, что населённый пункт находится на месте раздвоения дороги. Но есть все основания считать данное мнение ошибочным. Имеется очень ценный документ, приоткрывающий историю образования этого поселения, который уместно привести почти полностью. В переписной книге новым деревням и починкам Заузольской волости 8 июня 7174 г. (1666 г.) писцов Богдана Жедринского да подъячего Киприана Васильева сказано: « село Розвилье, что была деревня, а в ней построена церковь Симеона столпника, а в том селе поп Пётр Андреянов, да дьячёк Василий Осипов, да пономарь Сидор Иванов …,да крестьянских дворов … всего одиннадцать дворов. А сказали того села крестьяне: то де село поселилось на раменной новой росчистной земле тому лет с пятнадцать, прозвище Розвилье». Из этого документа следует, что поселение возникло около 1651 г., церковь во имя Преподобного Симеона Столпника была построена до 1666 г., и что интересно основано поселение « на новой росчистной земле», то есть на новом месте в лесу у реки Поржма, где ни о каком важном раздвоении дорог и речи быть не могла. Поэтому предпочтительней выглядит местное предание о том, что название произошло от особенного примечательного большого дерева, которое стояло на берегу реки и которое было как бы раздвоено, то есть розвильем, что и прослеживается в документе 1666 г. Лишь в последующем название села изменилось на Развилье.


Старый план церкви.


Через четверть века (1692 г.) в селе Развилье уже 21 двор с 58 жителями мужского пола и это центр прихода Симеоновской церкви, включающего ещё 12 деревень и 2 починка, в котором было 205 дворов с 515 жителями мужского пола. По писцовой книге 1678 г. церкви было отведено 36 десятин пахотной земли. К концу петровской эпохи весь заволжский край заметно обезлюдел и на 1723 г. в Симеоновском приходе уже только 109 дворов. Притч церкви состоял тогда из священника - Андрей Фёдоров, дъячка - Иван Иванов, и пономаря - Фёдор Андреев. Кстати, именно с 1723 г. сохранились метрические книги церкви.
Новая деревянная церковь в селе была построена в 1763 г. и вновь она была освящена в честь преподобного Симеона Столпника. Колокольни церковь не имела, так что колокола были вывешены рядом с церковью на балках, и это произошло потому, что средств пожертвованных «доброхотными дателями» на окончание строительства не хватило.
Следующая новая церковь в селе была построена в 1847 г., но была она уже двухпрестольная с приделом в честь Святого Тихона Армафунтского. В приходе церкви ко второй половине XIX века входило ещё 10 деревень от наименее удалённой в 1 версту дер. Савино до наиболее удалённой в 10 вёрст дер. Ямки. Само село в середине XIX века довольно большое для того времени поселение : в 1859 г. в нём 38 дворов с 223 жителями ( 111 мужского пола).



26 января 1887 г. в жизни села произошло памятное событие - церковь села посетил епископ Нижегородский и Арзамасский Модест ( Стрельбицкий), но на встречу с ним собралось народа не много, причём только из самого Развилья. Поэтому епископ сделал внушение о необходимости ходить в церковь, он сделал замечание, что при храме нет ни училища, ни певческого церковного хора и священнику Персидскому по возрасту предложил выйти за штат. Видно, что велик был в приходе дух раскола, тайных и явных приверженцев старой веры становилось всё больше, и поэтому в церковь не ходили многие. Так даже по официальным данным на 1887 г. в приходе насчитывалось 1578 прихожан и 159 «раскольников» (старообрядцев), а на 1904 г. на 1754 прихожанина приходилось уже 198 «раскольников».








Прежний священник ушёл и в 1888 г. в приходе Симеоновской церкви села Развилье священником состоял И.Ф.Предтеченский (1831 г.р.), псаломщиком С.М.Снегирёв (1829 г.р.). 21 июня 1893 г. церковь постигла беда - она сгорела вместе со всеми иконами и церковной утварью, большинство колоколов колокольни расплавилось, и поэтому в селе стали ставить новую деревянную церковь, которая в данных епархии и за 1904 г. значилась как временная. В приходе на 1904 г. служил священником с 1903 г. В.Е.Троицкий (1865 г.р.), псаломщиком с 1901 г. Н.И. Лавров (1859 г.р.). В том же 1904 г. тщанием нижегородского мещанина А.С. Матвеева и прихожан, фамилии которых особо отмечены благодарностью епархиального начальства (А.В.Толчков, В.А.Грачёв, С.Я.Фролов, П.Я.Прахов и А.Ф.Першин) в « Нижегородских епархиальных ведомостях» (1904 г.) , была отстроена деревянная церковь с каменным фундаментом и под железной крышей. Но строительство затянулось и лишь в 1914 г. стали строить восьмиметровую каменную колокольню. Лишь в 1909 г. в селе Развилье были открыты церковно-приходская и земские школы. В селе на это время (1910 г.) уже 70 дворов, причём в 1901 г. село постигла беда и сгорело 22 двора. Надо сказать, что церковь и её служители на протяжении всего времени занимали важную роль в жизни села и прихода. Так в 1915 г. в Развилье было организовано промыслово- кредитное товарищество и его председателем был священник церкви села И.Яворский. Просуществовало оно только год. К этому времени в двух деревнях прихода - Ежёве и Опалихе - были открыты ещё две школы, где И.Яворский так же законоучительствовал (преподавал Закон Божий).









Почвы в селе бедные, занятие сельским хозяйством плохо кормило крестьян, поэтому развиты были среди жителей кустарные промыслы, особенно как и во всей Юрасовской местности, сапоговаляльный. Так на 1880 г. в селе было 6 самостоятельных сапоговаляльных заведения на 39 дворов.
С установление Советской власти в 1919 г. был образован Развильский сельсовет, который просуществовал до 1924 г., а затем все селения, в том числе и Развилье, перешли в Опалихинский сельсовет ( в 1954 г. переименован в Развильский). В селе была образована валяльно-сапожная артель, были построены новые цеха для выделки валенок. Примерно в эти годы в начале 20-х гг. в селе окончательно была отстроена каменная церковь с колокольней из красного кирпича и это один из редких примеров строительства церкви в годы Советской власти. В селе Развилье на 1925 г. насчитывалось 407 жителей, некоторые из них и принимали участие в строительстве церкви. Воспоминания об этом строительстве некоторых доживших очевидцев были зафиксированы ещё в конце 90-хх гг. прошлого века. Но простояв менее двух десятилетий, церковь оказалась новым властям не нужной и была закрыта в 1937 г. Последний священник Симеоновской церкви села Развилье Сперанский Николай Иванович (1868 г.р.) 9 ноября 1937 г. был арестован и по приговору «тройки» от 20 ноября 1937 г. расстрелян 27 ноября 1937 г. как «враг народа». По 8 лет исправительно-трудовых лагерей получили две работницы церкви А.Д.Милюкова (1897 г.р.) и М.Т.Тестова (1883 г.р.) Кстати, в те страшные годы не избежали репрессий и некоторые другие жители села - рабочие промартели и колхозники. Так в 1938 г. несколько месяцев находились под арестом по политической статье рабочие промартели Григоричев А.Ф. (1877 г.р.), Лямин А.П. (1881 г.р.), колхозник Захаров П.М. (1892 г.р.)



Так прервалась история села Развилье и началась история деревни Развилье, причём история не очень радостная, история вымирающей деревни как результат проводимой политики и исторических катаклизмов в отношении русской деревни с советских времён до настоящего времени. Даже по статистике последнего десятилетия это видно: если в 1994 г. в Развилье было прописано 54 человека, то в 2002 г. уже только 31 ( в 92 домах, из которых 63 дачные). Кстати, в 1995 г. из-за небольшого количества населения Развильский сельсовет был упразднён и все деревни вошли в Краснослободский сельсовет.
С трудом, но хочется верить, что будет этот край, и Развилье в том числе, многолюдным, найдутся «доброхотные датели» на восстановление церкви и возродится из запустения единственная каменная церковь в юрасовской округе ( ранее Развилье и деревни вплоть до 1929 г. входили в Юрасовскую волость Семёновского уезда).



Последняя кирпичная неоштукатуренная церковь построена в виде одноапсидного четверика, вероятно перекрывавшегося сводом с декоративным пятиглавием, с западным притвором, над которым поставлен ярус звона шатровой колокольни. К настоящему времени рухнули перекрытия основного объема. В конце 2000-х начаты ремонтные работы. На колокольне силами местных жителей поставлен новый крест. Несмотря на отсутствие свода, местные жители собираются каждое воскресение для совместных молебнов "под открытым небом".



Возле церкви очень старое заброшенное кладбище.Новых захоронений нет, только обходя вокруг, среди деревьев попадаются старинные кресты непривычной формы.







p.s. 16 ноября 2008 г. в Нижнем Новгороде прошли общественные слушания, участники которых одобрили решение Нижегородской Епархии о возведении на территории Нижегородского кремля храма во имя преподобного Симеона Столпника (200 м восточнее Ивановской башни). В марте того года проект строительства храма был одобрен инвестиционным советом при губернаторе Нижегородской области. Предполагается, что строительство начнется после проведения археологических раскопок. До 1844 года на этом месте размещалась батальонная церковь Нижегородского гарнизона, которая впоследствии была передана единоверцам.

краеведение, Нижегородская область, церкви, история архитектуры, архитектурное наследие, история, заброшенные церкви, архитектура

Previous post Next post
Up