Музей архитектуры и быта народов Нижегородского поволжья.

Oct 31, 2015 15:33




Музей деревянного зодчества открыт на самой окраине Нижнего Новгорода 3 июня 1973 года. Расположен в лесопарковой зоне, на территории памятника природы регионального значения "Щелоковский хутор". Экспозиция состоит из памятников деревянного зодчества, перевезённых из районов области. Крестьянские дома конца XVIII - первой половины XIX в., украшенные резным декором; церкви конца XVII - начала XVIII в.; хозяйственные постройки: амбары, овины, мельницы. В объектах восстановлены подлинные интерьеры.



Среди лесопарка выросла целая деревенская улица- несколько изб разных конструкций, самой древней, с крохотными волоковыми, еще не остекленными окнами,- больше двухсот лет, мельницы - водяная и ветряная, огромная четырехъярусная Покровская церковь из села Ключищи возле Кстова и маленькая, тоже Покровская, старообрядческая из села Зеленое под Городцом, овины, амбары, колодец.

А особенно хорошо тут бывает во время праздников- музейная деревня оживает, наполняется людьми.



Объекты музея являются уникальными памятниками деревянного зодчества 18-19 вв. представляющие типы народного жилища, культовых и хозяйственных построек Нижегородского Поволжья того периода.
В музее для Вас словно оживут страницы одного из самых известных романов 19 столетия «В лесах» П.И.Мельникова - Печерского.
Любителям кино будет интересно узнать о съемках художественных фильмов: «Вишневый сад», «Жизнь Клима Самгина», «Сибирский цирюльник», «Дети Арбата» в этом замечательном музее.



Горьковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник был создан в 1959 году на базе Горьковского областного краеведческого музея и вновь организуемого Музея быта народов Поволжья (распоряжение Совета министров РСФСР от 19 декабря 1958 г.).
Перед музеем быта поставили задачу сохранять, изучать и пропагандировать культурное наследие народа на базе движимых и недвижимых памятников народной культуры.

В конце 50-х годов XX века архитектурно-этнографических музеев в СССР было очень мало. Горьковские краеведы архитектор С.Л. Агафонов, искусствовед М.П. Званцев, директор областного музея Ф.А. Евлампиева, ее заместитель по научной работе И.А. Кирьянов выступили с инициативой создания музея под открытым небом.

Итогом работы архитектора-реставратора С.Л. Агафонова и искусствоведа М.П. Званцева стал первый вариант генеральной планировки музея, в котором территория музея разделялась на три экспозиционные зоны: северную, поволжскую и южную.

В пояснительной записке к планировке музея авторы обосновали необходимость выделения для музея земельного участка не менее 40 га.

«Заповедник должен иметь несколько отделов, характеризующих различные географические и национальные особенности народной архитектуры. Поэтому для организации заповедника должен быть выделен участок, в котором по возможности сочетались бы: несколько холмистая местность с участками хвойного, смешанного и лиственного лесов и, хотя бы, с небольшой речкой или сравнительно большим водоемом. Такой характер ландшафта поможет поставить архитектурные памятники в приблизительно близкие им природные условия».

Первый проект создания музея реализован не был, но его концепцию положили в основу дальнейших разработок. Архитектура Нижегородского Поволжья в конце 50-х годов была еще недостаточно изучена, предстояло собрать и обобщить большой фактический материал, выявить и изучить памятники в малообследованных районах области.



В 1968 году по решению исполкома Горьковского областного совета депутатов трудящихся музею отвели 38 га земли на Щелоковском хуторе.
В 1969 году Горьковский облисполком принял решение о создании в районе Щелоковского хутора Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
С самого начала музей планировался как этнографический парк с выставочными павильонами, зелеными беседками, открытым театром, летними кафе и игровыми площадками. Предполагалось создать обширную административную и хозяйственную зону с фондохранилищем, выставочным и лекционным залами, столярным и консервационным цехами.
После утверждения генеральной планировки музея были организованы и проведены экспедиции (ГИСИ, Зерчанинов, Васильев, Михайлов) по выявлению объектов для музея в Варнавинский, Семеновский, Городецкий, Ковернинский, Чкаловский, Краснобаковский районы.
В результате экспедиций отобрали и утверждили на ученом совете музея объекты, подлежавшие перевозке в музей в 1969-1970 годах.
Курирующим архитектором назначили В.А Лапина.



Первым в 1969 году в музей был перевезен дом Обуховой из деревни Ульянково Городецкого района.
В 1970 году на 20 машинах доставили мельницу-толчею из деревни Петухово и Покровскую церковь из села Зеленое Городецкого района.
В 1971 году транспортировали водяную мельницу из деревни Рябиновка и дом Салтыковой из деревни Кошелево Ковернинского района, в 1972 году - овин из деревни Шашки и амбар из села Пятницкое Семеновского района.

В 1973 году к музейному показу были подготовлены шесть объектов первой очереди музея быта. 3 июня 1973 года музей принял первых посетителей.

Открытие музея широко освещалось в местных и центральных средствах массовой информации.

В 1974 году в музей были перевезены колодец со ступальным колесом из Городца, ямный овин из деревни Михайлово Уренского района.

В 1975 году началась перевозка и реставрация уникального памятника архитектуры XVII века - Покровской церкви из деревни Старые Ключищи Кстовского района.
В 1981 году закончена реставрация Покровской церкви из деревни Старые Ключищи.
В 1976-1977 годах была построена плотина водяной мельницы. В 1978 году перевезен дом Пашковой из села Перелаз Семеновского района.
В 1979-м впервые в Музее архитектуры и быта совместно с Домом народного творчества провели два этнографических праздника, впоследствии ставшие регулярными.
В 1981-1982 годах был перевезен дом Павловой, интереснейший памятник деревянного зодчества.
Последние экспонаты транспортированы в музей в 1990 - 1992 годах: амбар Коневой, амбар Грошевой из деревни Малая Дубрава Семеновского района и баня Сутягиной из деревни Яндовы Семеновского района.



Изба Обуховой - середина 19в. Открыта для посещения.
- Изба Обухова, д. Ульянково, Городецкий район, сер. XIX в. представляет собой тип «избы связью» на невысоком подклете, состоит из зимней избы, выходящей на улицу, сеней и горницы. Фасад богато украшен барельефной резьбой в виде пышных растительных завитков и розеток-цветов.


Восстановленные интерьеры жилых построек музея являются образцами русского декоративного искусства конца 18 - начала 19 вв. Они отличаются простотой и своей продуманностью. Наличие встроенной мебели: лавок, полиц, полатей является характерной чертой крестьянских изб 19 в.



В домах представлены прекрасные образцы крестьянского быта - рубели, вальки, прялки, трепала, сундуки, домашняя утварь, любовно украшенные резьбой и росписью







Жемчужина экспозиции - дом Павловой, середина 19в. Состояние аварийное!



Дом Павловой, интереснейший памятник деревянного зодчества, был перевезен в 1981-1982 годах.



Дом Павловой, из д. Раково, Ковернинского района, построенный сер. XIX в., выделяется своей величиной и необычностью композиции. Он состоит из двух отдельных двухэтажных жилых срубов, объединенных большим, двухъярусным крытым двором. Дом относится к так называемым «избам с горницей на вереях». Крупное сооружение (17х23 м.) включает в себя и бревенчатый двор с сеновалом на II этаж. Наличники, вереи ворот и калиток, карнизы покрывает богатая барельефная резьба.



Дом Павловой, д. Раково, Ковернинский район, сер. XIX в. Большой двухэтажный дом принадлежал крестьянину-предпринимателю.





Старые брёвна резко отличаются от сравнительно новых, вставленных при реконструкции.









Амбар А.У.Коневой, д. Малая Дуброва, Семеновский район, II пол. XIX в.Сохранилось внутреннее оборудование - сусеки.



Амбар Грошевой, д. Малая Дуброва, Семеновский район, кон. XIX в.
Амбары предназначены для хранения зерна. Имеют выступ-повал на главном входе и предмостье-площадку.










Колодец со ступальным колесом, г. Городец, кон. XIX в.



Изба Пашковой. 19в. Посещение запрещено из-за аварийного состояния объекта.
Дом Пашковой, д. Перелаз, Семеновский район, сер. XIX в.- высокий рубленный дом на высоком подклете. Внутри избы и горницы хорошо сохранились подлинные интерьеры сер. XIX в.



В отдолении баня Сутягиной, 20в.



Верховой овин, д. Шашки, Семеновский район, кон. XIX в. Двухэтажный сруб с двускатной крышей «на курицах» с прирубленным сбоку пеледом для входа в подовин - помещение для очага, с верхним ярусом - садилом и окном для подачи снопов.



Ямный овин, д. Михайлово, Уренский район, кон. XIX в. Предназначен для просушки снопов дымом перед ручной молотьбой.



Покровская церковь, 17в.
Хорошо вписывается в панораму музея Покровская церковь клетского типа (1672г.) из села Зеленое Городецкого района. Конструкция ее сходна с конструкцией обычной избы, отличаясь лишь сочетанием клетей, последовательно прирубленных по одной оси. Высокая самцовая кровля, луковичная главка покрытая осиновыми дощечками - «лемехом», причелины с прорезным орнаментом - характерные особенности памятников 18 в. В церкви размещена выставка, посвященная старообрядчеству Нижегородской губ.





Учитывая огромное значение строящегося музея для воспитания подрастающего поколения... учитывая то, что в процессе обновления села гибнут уникальные памятники материальной культуры, необходимо до 1985 г. завершить строительство первой очереди музея (перевезти и установить 10-12 крестьянских построек, создать мельничный пруд, построить дороги с твердым покрытием, пожарное депо на два выезда, административное здание, пожарный водопровод, консервационный цех, сушилку для пиломатериалов». (Л. М. Зерчанинов)



К сожалению, все эти проблемы остались неразрешенными на протяжении 30 лет, что привело к почти катастрофическому состоянию музея в наши дни.

Из-за недостаточного финансирования не проводились реставрационные работы, за последние 10 лет в музей не было перевезено ни одного памятника. В 1998 году и в 2002 году от пожара пострадали уникальные памятники архитектуры - дом Салтыковой и Покровская церковь.



Это была изба Салтыкова, д. Кошелево, Ковернинский район, кон. XVIII - нач. XIX вв. - одно из наиболее старых сохранившихся в области сооружений с безгвоздевой самцовой кровлей.







Амбар, с. Пятницкое, Семеновский район, кон. XIX в.







Изба Обуховой - середина 19в.



Толчея, конец 19в. (мельница ударного действия для измельчения твердых материалов)
- Мельница-столбовка, д. Петухово, Городецкий район, кон.XIX в.


Покровская церковь - 1731год. /реконструкция/



В 1975 году началась перевозка и реставрация уникального памятника архитектуры XVII века - Покровской церкви из деревни Старые Ключищи Кстовского района.



В 1981 году закончена реставрация Покровской церкви из деревни Старые Ключищи.





Сегодня все объекты музея находятся в аварийном состоянии, но все же хочется вспомнить слова Льва Михайловича Зерчанинова:
«Музей переживает период детства. Ну а что же дальше? Как будет он выглядеть через 10 - 15 лет?



Чтобы представить это себе, можно совершить экскурсию по будущему маршруту:
"Протяженность маршрута будет около 3 километров. Путь экскурсантов начнется на главной площади. Здесь экскурсовод познакомит их с планом музея и поведет в первую «деревню». Переправившись по мельничной плотине и полюбовавшись прудом площадью около 2000 кв.м, туристы попадут в приволжское юго-восточное село. Центр его уже готов - это красивая церковь из села Старые Ключищи. Далее, через мост, дорога поведет в северный сектор, где встанут русские и марийская усадьбы, скитские постройки. После этого - срединная зона, где можно будет познакомиться с бытом и зодчеством мордвы и татар. Много интересного будет в южном секторе.
Такой маршрут пока только в наших мечтах. Но мы верим - все это будет".



Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья относится к типу архитектурно-этнографических музеев-скансенов (под открытым небом), которые формируются за счет памятников, вывозимых из населенных пунктов региона.
Несмотря на то, что подобный путь в настоящее время признается рядом специалистов как негуманный, наносящий вред памятнику из-за изъятия его из естественной исторической среды и обедняющий населенный пункт, на сегодняшний день в Нижегородской области налицо угроза уничтожения многих памятников деревянного зодчества, остающихся на своих исторических местах. Дальнейшее развитие Музея архитектуры и быта - единственная возможность сохранения уникальных памятников народного зодчества и воссоздания традиционного быта в условиях интенсивной перестройки, с одной стороны, и полного исчезновения, с другой стороны, современных сел и деревень.



Давайте поверим и мы, что Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья находится лишь в начале своего развития, а не в конце.
М.С. Бугрова

Эту статью писала директор музея к 30-летию открытия, но все проблемы остались до сих пор неразрешенными, несмотря на все усилия администрации и людей, неравнодушных к своей истории.

И нам остается только верить!.........

резьба, Нижегородская область, деревянное зодчество, музеи, архитектурное наследие, архитектура

Previous post Next post
Up