May 04, 2009 02:54
Среда.[25 февр. 1934 г.]
Также к[а]к трудно удержаться в искушении (раздражения ли, гнева ли и чего-либо иного), также трудно преодолеть инерцию и сделать усилие в чем-либо не очень приятном - напр. в работе, когда надо кончить, и иногда от этого усилия зависит последнее рождение вещи, или к[а]к рождение поступка. К[а]к огрубела совесть, и к[а]к не тонко относится она к тому, что делает, к каждому шагу жизни, к[а]к леностно творит жизнь, оставляя за собой путаницу дел и слов. Которые ведь разовьются на страшном суде перед душой.
Вчера имела замечательный разговор с о. С[ергием] о любви.
К каждому человеку у нас должна быть любовь своей особой краски. Это многообразие любви - богатство души, увеличение ея ёмкости. Узкая и себялюбивая любовь и душа склонна к повторению рода любви, к перенесению одной любви на другого - тогда она совершает измену по отношению к тому человеку, к которому одному была направлена эта ея любовь, любовь этой краски.
В то же время, в любви мы должны быть жертвенны, не искать своего, а отдавать друг друга. Любовь не есть подушка, а непрестанный труд.
Надо относиться бережно к любви и не давать ей умирать - если только это действительно любовь, а не половое увлечение. Если и бывает приражение последняго - то надо очищать от него любовь. Добротолюбие не знает любви в нашем этом смысле, а видит во всем лишь пол[овое] увл[ечение]. Добротол[любие] говорит, что монах один и никого не любит (органически).
У Иоанна Кронштад[ского] были органические отношения с людьми.
усилие,
искусство и жизнь,
любовь