Социальный российский комикс

Jun 01, 2013 13:46


Предлагаем вниманию читателей уникальную подборку, посвящённую социальному комиксу в России, которая была собранаВикторией Ломаско. Напомним, Ломаско - известный современный художник, график и комиксист. Последние годы профессионально занимается созданием и исследованием культуры социального и судебного комикса и репортажа. Виктория регулярно выступает с лекциями, посвящёнными репортажному и социальному комиксу. Подобные лекции она читала в рамках последних событий в комиксном мире России, в частности на фестивалях «КомМиссия» и «Бумфест», в программе проекта «Респект». В 2011 году издательство «Бумкнига» выпустило книгу «Запретное искусство», созданную Викторией в соавторстве с Антоном Николаевым. По сути, эта работа стала серьёзным итогом большой работы и, пожалуй, самым ярким примером российского социального комикса.

От «ХЧ»: материал предоставлен Викой Ломаско и опубликован в авторской редакции.
Часть первая. Социальные комиксы в СМИ. Блогеры-комиксисты

Начинаю публиковать свою подборку ссылок по социальному русскому комиксу. Что-то уже раньше здесь появлялось, что-то новое добавилось. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.




1. Социальные и политические комиксы в СМИ

«Русский репортер»
С 2007 по июнь 2011 года в общественно-политическом журнале «Русский репортер» каждый выпуск печаталась комиксная колонка - 5Х20 см. Комикс был посвящен какой-либо анекдотичной новости из области политики или общественной жизни. Художник получал новость и самостоятельно разрабатывал сценарий.
С пилотного номера и по 2009 год комиксную рубрику вел художник Владимир Сальников salnikov_vova.









С 2009 по 2011 год в рубрику рисовали различные иллюстраторы, а не комиксисты/художники. Как результат комикс не складывался. Редакция решила отказаться от этой рубрики.


Напоследок арт-директор Дмитрий Девишвили пригласил порисовать меня. Я успела сделать восемь выпусков.
http://soglyadatay.livejournal.com/tag/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80
Новости для комикса редакция предлагала беззлобные, и только под конец дали немного оттянуться на «Пятилетнем плане Путина».


На последней полосе журнала публикуется полукомикс-полуиллюстрация. Называется рубрика «День в истории», в ней рассказывается какие исторические события произошли в этот день сколько-то лет назад. Редакция пишет текст абзацами, а художник иллюстрирует каждый абзац. Связная история, в которой текст и рисунки неразрывны, не предполагается.



Второе издание, где до недавнего времени появлялись комиксы - это журнал Деловой Петербург. Правда, там комиксы публиковались только на сайте журнала. Рубрика называлась «Городские зарисовки».
http://www.dp.ru/search?rt=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8

Рубрику бессменно вел питерский комиксист Илья Обухов. Он сам разрабатывал сценарий, а иногда даже предлагал новости на свой выбор. На мой взгляд, самый веселый комикс получился про акцию Войны «Дворцовый переворот».



http://www.dp.ru/a/2010/09/24/Gorodskie_zarisovki_krug

На сайте http://www.the-village.ru/ в рубрике «Люди в городе» помимо фото и иллюстраций стали регулярно появляться комиксы Александра Похвалина.
http://www.the-village.ru/flows/people-talking/posts





Другие издания, в которых в последнее время регулярно появлялись социальные комиксы, замечены не были. Переходим к случайным публикациям.

На сайте openspace.ru в 2008 году существовала рубрика «Комикс».Художники могли сами выбирать темы для комиксов, но редакция часто отклоняла их, так как темы «могли кого-то обидеть». Замечательно, что на сайте все-таки был опубликован комикс, который может обидеть самого Путина. Автор - художник Николай Олейников oleo_press.



http://www.openspace.ru/society/projects/197/details/6226/
Комикс стал последним, рубрика закрылась.

В марте 2010 году в пермском журнале «Соль» вышел комикс «Волшебная борода» пермского художника Антона Семакина.



Комикс рассказывает про взаимоотношения наших премьера и президента.
http://saltt.ru/node/7970

Наш совместный проект с Антоном Николаевым «Таганское правосудие» был опубликован полностью и частями во многих изданиях: «Большом городе», «Частном корреспонденте», «GQ», «Адвокатской газете», «Смене», «Новом времени».



Это документальный репортаж о судебном процессе, который затеяли лидеры «Народного Собора» против организаторов выставки «Запретное искусство».
http://www.bg.ru/article/8532/
http://www.chaskor.ru/article/strannyj_sud_17566

2. Блогеры
Как видите, в России комиксистам, занимающимся социальным комиксом, не приходится надеяться на регулярные публикации, так как соответствующих рубрик не существует.
Альтернативный путь - стать известным блогером и приобрести собственную аудиторию.

Так у блогера supehero работающего под псевдонимом Семен Семеныч Горбунков, около восьми тысяч читателей.
Его самые известные комиксы - «Кепка» и «Место встречи».



http://supehero.livejournal.com/214049.html#cutid1



http://supehero.livejournal.com/214012.html#cutid1

Другой знаменитый блогер ruffe, художник Алексей Иорш, особенно известен своей серией «Будни террористов», которую начал после взрывов в Домодедово.

http://ruffe.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2
В этой серии обыгрываются все важные текущие социальные и политические события через образы террористов.



В блоге Иорша часто появляются комиксы на злободневные темы.

«Доброволец» - про борьбу волонтеров с пожарами летом 2010 года


http://ruffe.livejournal.com/940281.html

«Понаехали» -про отношение некоторых русских к трагедии на Фукусиме.


http://ruffe.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

Блогер hilazonart - это новосибирский художник Константин Еременко. Блогер работает с темой возможного отделения Сибири от центральной части России. Как известно, многие жители Сибири начали считать себя отдельной национальностью: не русскими, а сибиряками. Причина таких настроений в том, что Москва выкачивает из Сибири природные ресурсы и ничего не дает взамен.



Об этом комикс «Истерия Сибири» - http://www.facebook.com/media/set/?set=a.160636027330611.36138.100001526453607.

Также у Еременко есть сквозной персонаж сибиряк-партизан Лыков, появляющийся во многих его стрипах.



Недавно появился комикс «Человек как все», который привлек к себе внимание медиа.



http://www.superputin.ru/
Сценарист shlyahtich, художники zashtopik и daskunst.
Часть вторая. Судебный комикс/Графический репортаж с процесса/Документальный комикс





1. Изображения с судебной тематикой

Судебные комиксы или графические репортажи с процессов имеют отличия от привычного жанра судебного рисунка. Во-первых, они предполагают, что изображения (кадры комикса или листы репортажа) должны складываться в цельный рассказ, их невозможно произвольно менять местами. Во-вторых, изображения дополняет текст: реплики персонажей и (или) авторский комментарий. Комментарии либо пишет сам автор либо он работает на пару с пишущим соавтором, так чтобы рисунки и текст образовывали единое целое. Изображение играет главную роль.

Можно называть такие работы «судебным комиксом», можно - «графическим репортажем с процесса». Можно попробовать найти различие между этими определениями: в судебных комиксах возможна авторская фантазия и стилизация любой степени, а репортажи предполагают более или менее реалистический стиль, дословные реплики и проверенные факты в комментариях.

С 2009 по 2010 мы с Антоном Николаевым делали репортажи с суда над организаторами выставки «Запретное искусство-2006». Я занималась изображением, а Антон текстами.



О самой выставке здесь - http://www.aerofeev.ru/content/view/133/165/
Подборка наших репортажей здесь - http://soglyadatay.livejournal.com/74768.html
Один из репортажей «Свидетели защиты наносят ответный удар» был номинирован на премию Кандинского в 2010 году - http://kandinsky-prize.ru/hronika/uchastniki-vistavok/2010/viktoriya-lomasko-i-anton-nikolaev

Во время судебных заседаний запрещено фотографировать или снимать видео, поэтому графический репортаж оправдан и полезен. К тому же, читателям воспринимать «историю в картинках» гораздо легче, и визуальные образы воздействуют на эмоции сильнее, чем текстовой судебный репортаж (обычно представляющий из себя стенографию выступлений с авторскими комментариями). Художник изображает ключевые события и отбирает ключевые реплики, анализирует происходящее, добивается смыслового и визуального синтеза текста и изображения.

Также мы сделали репортажи с процессов Сергея Мохнаткина, Михаила Бекетова и уволенных учителей-художников Университета печати. Эти репортажи готовились в первую очередь для распространения в интернете: в блогах и в нашей колонке на сайте Грани.ру -http://www.grani.ru/users/lomaskonikolaev/


«Мохнаткин» - http://grani.ru/blogs/free/entries/181137.html


«В суд на реанимобиле» - http://grani.ru/blogs/free/entries/182930.html


«Конфликт в Университете печати» - http://grani.ru/users/lomaskonikolaev/entries/181745.html

Для печати репортажи переверстывались.

В 2009 году в поддержку Михаила Ходорковского и Платона Лебедева был организован конкурс «Рисуем суд» - http://www.risuemsud.ru/about/.
Его организаторы предложили следующие номинации: судебный рисунок, картина, карикатура, иллюстрация, комикс, то есть захотели разделить изображения с судебной тематикой по жанрам. Получилась путаница, потому что сами участники часто не знали к какому жанру отнести свои работы. В результате жюри выбирало победителей без номинаций.



Комикс «Судебная азбука» лауреата конкурса Екатерины Белявской -http://risuemsud.ru/authors/10/works/.



Комикс «Суд» лауреата конкурса Алексея Еромолаева - http://risuemsud.ru/authors/25/works/.

На втором процессе Ходорковского работало много художников.
Павел Шевелев продолжал делать судебные зарисовки.
Интернет-издание «Ежедневный журнал» заказал Александру Котлярову регулярный комикс о процессе - http://www.ej.ru/?a=note&id=9258



Комикс так и называется - «Процесс». Насколько я понимаю, на заседания ходил журналист и делал записи, по которым потом рисовал художник.
В марте 2010 года была организована большая выставка с комикс-инсталляцией на заводе «Флакон».



В том же году вышла книга «Процесс», в которой собраны все выпуски, опубликованные раннее на сайте «Ежедневного журнала».
Авторы «Процесса» не претендуют на документальность: «Комикс не имеет задачей документально реконструировать ход заседаний суда в рамках второго дела в отношении экс-владельца ЮКОСа и бывшего главы МЕНАТЕПа. «Процесс» - это именно впечатления, импрессионистские зарисовки, передающие поистине кафкианский, галлюцинаторный морок этого действа».

В газете «Новое время» работа была организована по другому. Постоянный художник этого издания Борис Жутовский ходил на судебные заседания и рисовал с натуры.



Недавно вышла книга «Дело Ходорковского» с текстами Пумлянского и рисунками Жутовского, наверное, правильно назвать их иллюстрациями, потому что художник сделал коллажи из рисунков с натуры и свободных композиций.



2. Графический репортаж

Понятно, что графические репортажи бывают не только с судебных процессов. На Западе этот жанр довольно развит и называется документальным комиксом. Его пионером считают Джо Сакко, который профессиональный журналист и художник одновременно.



Работы, похожие на графические репортажи, появлялись и ранее, например, можно вспомнить «Путевые заметки» Бидструпа.



На Западе многие журналы с удовольствием публикуют графические репортажи, в некоторых изданиях даже есть специальные рубрики для них. В наших СМИ этот жанр совсем не востребован, и как результат не развивается - это очень трудоемкая работа, невозможно серьезно и постоянно заниматься этим, а зарабатывать деньги чем-то другим.

Наш графический репортаж «Духовные битвы против Генплана» был напечатан в Либерасьон.


На русском языке - http://www.kommissia.ru/gallery/thumbnails.php?album=2372.

После выборов в Белоруссии Лукашенко художник Марина Напрушкина выпустила два номера газеты-листовки под названием «Убедительная победа», оба выпуска можно скачать на ее сайте -http://www.office-antipropaganda.com/.



«Убедительная победа» - яркий пример документального комикса. История выборов Лукашенко и последующих репрессий оппозиции рассказана языком комикса. Первый выпуск содержит 15 рисованных полос: слева - официальная позиция властей, справа - глазами очевидцев.



На последней шестнадцатой полосе помещен список арестованных и осужденных.



Во втором выпуске к именам арестованных добавлена информация, чем можно им помочь, даны адреса организаций и служб поддержки пострадавшим.



Марина ответила на несколько моих вопросов о процессе работы над газетой: «Я начала работать над первым номером газеты непосредственно после подавления демонстрации против фальсификации результатов выборов 19 декабря прошлого года в Минске.
Я не когда раньше не занималась комиксом. Я не профессионал в этом жанре и никогда им не стану. Наверное, газету можно больше отнести к жанру графической новеллы. Может, нет. Так как я не придерживалась правил этого жанра. Нет главного героя, нет определенного сценария, все повествование- это выдержки из официальных государственных средств СМИ и телевидения и независимых новостных порталах, свидетельства очевидцев, комментарии и выдержки из блогов. Как раз на противоречии этих двух версий событий и построено повествование.
Первый номер газеты вышел в начале февраля на английском (10 000) и русском языках (20 000). Версия на русском распространялась в Беларуси, английская за рубежом. Ее послали в 14 европейских стран, США и Канаду. Распространяли через активистов, белорусскую диаспору, студентов университетов, НГО, политиков и дипломатов, художественные институции.
В Беларуси практически нет печатных независимых СМИ и потому было важно сделать именно печатный вариант и распространять его не только среди представителей оппозиции но также среди тех, кто не читает независимые новости в интернете.
Второй выпуск газеты вышел в начале июля. На русском, английском и польском языках. Он рассказывает о событиях после выборов: суды над участниками демонстрации, заявления Алеся Михалевича о пытках в тюрьме КГБ, экономический кризис, договор Лукашенко и Путина о строительстве АЭС в Беларуси, революции Северной Америки и использование их бел. гос. СМИ в целях стабилизации обстановки в Беларуси, теракт в метро в Минске. На последней странице газеты список имен политзаключенных, адреса заключения, куда можно слать письма поддержки, информация о том, что можно делать, чтобы помочь им и их семьям.
Сейчас мы бы хотели попасть в итальянские СМИ, так как именно правительство Берлускони симпатизирует Лукашенко.
Небольшое продолжение будет также напечатано в конце лета в польском журнале «Krytyka polityczna».



Интервью Марины по поводу «Убедительной правды»:
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15144019,00.html
и
http://n-europe.eu/article/2011/03/30/marina_naprushkina_dlya_menya_iskusstvo_nevozmozhno_vne_politiki
Социальный российский комикс

Полистать книгу Виктории Ломаско "Графический репортаж. Запретное искусство"

История русского графического репортажа

Интервью с Викторией Ломаско: О жанре графический репортаж

Рабство: графический репортаж Виктории Ломаско об узницах магазина в Гольяново

графический репортаж, не мое

Previous post Next post
Up