Оригинал взят у
soglyadatay в
русский графический репортаж Сегодня наконец получила авторский экземпляр журнала «КАК» со своей статейкой «Русский графический репортаж». Написала ее еще осенью, долго пришлось ждать публикации.
Русский графический репортаж
Сейчас, по сравнению с «нулевыми», в нашей стране происходит больше политических и социальных событий: массовые митинги, знаковые политические суды, различная гражданская деятельность активистов, конфликты между РПЦ и современной культурой, и прочее. У многих художников возвращается интерес к изображению реальности, заметно движение от китча и концептуализма - к реализму, из галерей - на улицы, в народ. Художникам интересно фиксировать происходящее вокруг, и через эту фиксацию рождается их понимание и оценка происходящего.
Чтобы рассказывать о жизни общества, я еще в 2008 году выбрала жанр графического репортажа. Графический репортаж - это рассказ в картинках о реальных событиях. Любой правдивый графический репортаж в той или иной степени затрагивает социальные темы. У жанра есть ряд преимуществ: оперативность, тиражность, идеальный синтез изображения с текстом. Некоторые считают, что с массовым распространением фото и видео, репортажная графика потеряла свое значение. Но это не так, просто графическое искусство стало четче определять свои границы. Теперь от репортажного рисунка не требуется прежняя информативность, гораздо важнее отточенная и однозначная характеристика изображенного события. Художник убирает несущественное и подчеркивает значимое, выделает новые типажи и показывает взаимодействие их друг с другом, совмещает разно временные и пространственные моменты и т. д. Он изображает знак события в авторском графическом стиле и дает собственную эмоциональную оценку происходящему. Воздействие репортажной графики на зрителя иное, чем у документальной фотографии - зрителя не столько ставят перед фактом события, сколько вызывают на диалог с художником.
Возможно, что в скором времени нас ожидает расцвет репортажной графики на социальные темы. На страницах «КАК» я хочу поделиться собранным мною материалом об историческом развитии русского графического репортажа.
Скорей всего, первое русское произведение этого жанра - повесть графа Владимира Соллогуба с рисунками князя Григория Гагарина, изданная в 1845 году. Оба автора принадлежали к высшему обществу. Неожиданно для всех они отправляются в путешествие вглубь России: Соллогуб пишет путевые заметки о жизни русской провинции, а Гагарин синхронно зарисовывает сюжеты.
В своих «Воспоминаниях» Соллогуб укажет, что ведущим в дуэте был художник, и вся повесть написана как комментарии к рисункам. Современники были настолько поражены тем, что кто-то, а тем более люди из высшего общества, интересуются темой русской провинции, что не обратили внимание на необычность формы и подхода: пишущий и рисующий авторы, совместно провели настоящее социальное исследование и добились, если не полного, то частичного синтеза слова и изображения.
В середине 19 века в России, также как и на Западе, появляется официальная профессия «художник-репортер». Такие корреспонденты зарисовывали для иллюстрированных журналов светские события, различные экспедиции, а главным образом военную хронику. Известнейшими русскими художниками-репортерами были Николай Самокиш и Иван Владимиров. Самокиша, в первую очередь, интересовало визуальное - изображение кульминационных моментов боя, боевых лошадей, а Владимирова интересовали люди на войне, социальные темы. Во время Первой мировой войны русские журналы побоялись сотрудничать с честным и наблюдательным Владимировым, и ему пришлось рисовать для английских изданий. Последующая выставка его репортажных рисунков в Петербурге была подвергнута жесткой цензуре, и художнику грозил арест.
В 1917 году Владимиров записывается в народную милицию, чтобы быть в центре событий и свободно зарисовывать происходящее. В конечном итоге Владимиров становится главным хроникером революции.
В Советском Союзе в 30-е годы многие издания организовывали совместные командировки своих пишущих и рисующих корреспондентов. Вот что вспоминает в своей книге «Смех сильных» один из старейших сотрудников редакции «Крокодил» Исаак Абрамский: «Художники и поэты «Крокодила» в специально оборудованном железнодорожном вагоне с походной типографией и плакатной мастерской колесили по Курской, Самаро-Златоустовской, Донецкой и Омской железным дорогам, выпуская многокрасочные сатирические «Окна «Крокодила» на местные злободневные темы. В этих поездках принимали участие Кукрыниксы, Черемных, Ганф, Ротов, Елисеев, Генч, Топиков и другие крокодильские художники. Важно то, что бригады редакции, работавшие на стройках пятилеток и на транспорте, не только помогали повышать производительность труда, но и собирали богатейший фактический материал, использовавшийся на страницах журнала».
Разумеется, весь собранный документальный материал проходил цензуру и в конечном виде напоминал скорее агитацию, чем репортаж. Хороший тому пример альбом «Горячая промывка», выпущенный «Правда»-«Изогиз» в 1934 году. В аннотации к нему сказано: «В качестве специальных корреспондентов «Правды» Кукрыниксы исколесили ряд железных дорог и таким путем нашли темы и персонажей для своих едких произведений…» Что же представляет из себя это издание?
Реальные люди представлены в альбоме либо лучезарными героями труда, их портреты нарисованы в лучших традициях соцреализма художником Памфиловым, либо монстрами-вредителями, уродливые карикатуры на них сделаны Кукрыниксами. Портреты героев сопровождаются описаниями их трудовых подвигов, а карикатуры вредителей - реальными жалобами и доносами. Заканчивается книга главой «По следам карикатур» с описанием жестких наказаний, постигших вредителей.
Во время Великой Отечественной войны репортажное рисование переживает свой расцвет - на фронте рисуют сотни профессиональных художников (Дейнека, Сойфертис, Пророков, Кокорин) и самоучек (например, через военные хроники к изобразительному искусству приходит Иван Бруни).
рисунки Бориса Пророкова
Многие репортажные рисунки печатались во фронтовых газетах, другие сразу рисовались в самодельных партизанских журналах. Особняком стоят блокадные альбомы: многие из них по окончании войны не прошли цензуру и не были показаны зрителю. Так, художник Алексей Пахомов рисовал без прикрас страшную жизнь и смерть в блокадном Ленинграде для себя, в стол. Для официальной же серии «Ленинград в дни блокады» он выбрал другие, героические сюжеты.
Вероятно, из-за того, что в советское время настоящий социальный репортаж было нереально напечатать, многие художники, склонные к жанру репортажа, обращались к жанру путевых заметок. В таких книгах художники избегали острых социальных сюжетов и их анализа, а сосредотачивались на изображении различных занимательных и визуально привлекательных моментах путешествий. Печатались такие книги, в основном, в детских издательствах. Как пример можно упомянуть книги бывшего военного корреспондента Анатолия Кокорина «Англия, Шотландия и Ирландия», «В стране великого сказочника» или книгу художника Петра Багина «За полярным кругом».
из книги А. Кокорина «Как я рисовал сказки Х. К. Андерсена»
из книги П. Багина «За полярным кругом»
На сегодняшний день мы видим довольно жесткую цензуру в СМИ, поэтому вряд ли правдивые социальные графические репортажи появятся на страницах официальных изданий. С другой стороны, пока еще есть более менее свободный интернет, есть самиздат (например, я печатаюсь в анархистской газете «Воля»), есть уличные выставки. И тем для социальных графических репортажей в современной России более чем достаточно.