Странное название, поскольку эпоха Романовых в Петербурге длилась двести лет, а выставка посвящена первой половине XIX в.
К тому же написано, что это постоянная экспозиция, но указано время: 16 октября 2014 - ноябрь 2015
Михайловский замок
На новой постоянной экспозиции Русского музея представлены произведения отечественного искусства первой половины XIX века - времени, когда Петербург окончательно состоялся как сложное и противоречивое единство урбанистической и социальной среды. Именно в этот период сформировалось и понятие «петербургское общество», выраженное в лицах и социальных группах.
Петербург в живописи, графике, скульптуре и прикладном искусстве первой половины XIX века зафиксирован разнообразными произведениями, экспонируемыми на выставке. В первую очередь портретами, в том числе и в миниатюре и акварели - техниках, переживавших расцвет в эту пору, городскими ведутами, из стаффажа которых можно почерпнуть много любопытного о быте и нравах столичного города, изображением светских раутов, праздников и парадов, мелкой пластикой - фигурками петербургских национальных и социальных типов.
Среди работ, представленных на экспозиции, интерес представляют акварели В.С.Садовникова, И.И.Шарлеманя, К.И.Кольмана, картины К.Е. и В.Е. Маковских, серия рисунков «костюмно-типажного» рода, изображающая городские типы, а также серия видов Санкт-Петербурга работы нюрнбергского художника Иоганна-Георга Майра, выполненная в 1796-1803 гг.
Центральным произведением экспозиции является картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу», которая изображает петербургское общество 1830-х годов. Это произведение - почти исчерпывающий портрет Петербурга и петербургского общества в один из самых ярких периодов его существования.
Расположена выставка в недавно отреставрированных комнатах Марии Фёдоровны. Особенно великолепна парадная спальня (без мебели). Поскольку не взяла с собой фотоаппарат, не могу представить изображение. Больше всего меня интересовала картина Григория Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в царстве Польском 6-го октября 1831 г. на Царицыном лугу в Петербурге". 1837г.
На фоне замечательного городского пейзажа, половину которого занимает лучезарное небо, происходит парад. Слева карета с императрицей, к ней навстречу скачет император Николай Павлович со свитой. А на переднем плане представлено петербургское общество (223 человека). Здесь и представители высшего света, и знаменитые литераторы (Пушкин, Жуковский и др.), и представители других сословий. Считается, что "группового портрета такого масштаба русская художественная школа до Чернецова не знала" (Г.Голдовский "Художники братья Чернецовы и Пушкин" ГРМ, 1999г.). В этом альбоме изложена история написания картины. Буду иногда цитировать из этого источника. "Первый опыт художественного воплощения городской перспективы с включением воинских построений и массовых портретных изображений в толпе зрителей был предпринят по собственной инициативе Григорием Чернецовым ещё осенью 1829 г. по случаю мира с Турцией". Сам художник описывает, как он накануне этого молебствия и парада "сделал чертёж вида из дома князя Долгорукова бывшего Рибаса, дворнику посулил на водку, и сегодня (22 сент.) мы оба были в доме и, сколько могли, наметили на бумаге..."
Уже 2 октября Чернецов закончил свою работу и представил её через министра имп. двора князя П.М.Волконского государю. "Николай I очень хвалил автора картины (к тому времени уже придворного художника), заметив лишь ошибки в построении полков. Оправдание Чернецова (он писал с натуры!) были приняты, и за нарушения порядка воинских подразделений во время марша досталось полиции, которой вменено было следить за соблюдением регламента." Этот опыт художника повлиял на решение государя поручить написать картину, изображающую парад 6-го октября 1831г. Художник работал над картиной более пяти лет. Сначала была выполнена в 1831 г. акварель, а на её основании - небольшая картина маслом, причём перспектива Царицына луга запечатлена от Павловских казарм. Главный сюжет этого варианта - молебствие.На переднем плане группы зрителей, но это просто толпа без портретных подробностей. Есть ещё один вариант на маленьком полотне, хранящемся в музее-квартире Пушкина. с видом от Невы. Начиная с 1832 г. Чернецов работает над эскизами, изображающими портреты (Пушкин, Жуковский). К большой картине он приступил в 1833г. "Наиболее интенсивно замысел царя и художника осуществлялся в 1835-1836 гг." . Он занимается портретированием персонажей. "Именно Николай I выбирал, кого изображать в числе зрителей и какое место отвести каждому изображённому". Сначала делались рисунки карандашом, иногда в акварели. Состав позировавших изменялся и дополнялся. В начале 1835 г. Чернецов "получил ателье во дворце (точнее в Шепелевском доме, находившемся на месте Нового Эрмитажа). Сюда к нему почти ежедневно жаловал Николай I ( проходя через Эрмитаж), императрица, наследник, великие княжны...Частенько заглядывали В.Жуковский (квартировавший в том же доме) и Н.Кукольник". Осенью 1836г. картина (ещё окончательно не завершённая) была по страстному желанию художника представлена на осенней выставке в Академии художеств. По завершении выставки картина вернулась в мастерскую для окончательной отделки, продолжавшейся всю первую половину 1837 г.Однако в Зимний дворец "Парад" попал лишь три года спустя. Николай I купил картину для подарка наследнику в начале марта 1840г. "Подвижнический труд художника оценили в 1142 ру. 50 коп. серебром. Размер полотна 212х345 см.
Меня на этой картине очень интересовало изображение Татьяны Борисовны Потёмкиной, поскольку я занимаюсь историей усадьбы Гостилицы, которой владели Потёмкины.
На этом фрагменте справа Татьяна Борисовна Потёмкина (урождённая княжна Голицына), в центре- Зинаида Ивановна Юсупова (урождённая Нарышкина), из-за Татьяны Борисовны выглядывает её племянник Борис Голицын, которого она воспитывала после ранней смерти его матери). Именно он должен был стать наследником бездетных Потёмкиных, но он умер в 1870г., через год после смерти Потёмкиной. А через два года не стало и Александра Михайловича Потёмкина и унаследовал Гостилицы, как и имение Артек, Александр, сын Бориса, которому было всего лишь.18 лет.
Слева (в цилиндре) А.Н.Голицын, справа - А.Н.Оленин.
На выставке можно познакомиться с каждым персонажем, изображённым на картине, при помощи сенсорного экрана.