Помните самую известную картину музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде - «Портрет Джованны Торнабуони» кисти Доменико Гирландайо, ставший символом этого музея? Девушка, написанная в профиль, кажется, смотрит куда-то за картину и ей открываются неизведанные дали....
Поезжайте во Флоренцию, чтобы найти ее - и там ступайте в церковь Санта Мария Новелла,
В темноте капеллы Торнабуони вы увидите фреску "Встреча девы Марии с Елизаветой", и там снова увидите эту девушку.
Капелла украшена фресками Доменико Гирландайо по заказу Джованни Торнабуони, родственника Лоренцо Великолепного и главы филиала банка Медичи в Риме.
А вот и другая фреска, "Рождение Святого Иоанна Крестителя", и там - снова ОНА
Некоторые источники утверждают, правда, что на этой картине изображена Лукреция Медичи, мать Лоренцо Великолепного, но Ирвинг Стоун пишет следующее:
"Работа над фреской достигла разгара, когда Гирландайо, которому помогал Майнарди, начал писать юную и прелестную Джованну Торнабуони. На ней были самые лучшие, самые изысканные флорентинские шелка и драгоценности, смотрела она прямо в лицо зрителю, не проявляя внимания ни к Елизавете, сидевшей на своей кровати с высокой спинкой, ни к Иоанну, который сосал грудь другой красавицы Торнабуони, поместившейся на низкой скамеечке.
...И все-таки, когда в первое же воскресенье Микеланджело направился в церковь Санта Мария Новелла к обедне ... Восемь женских фигур композиции выглядели как бы застывшими, их словно выложили из кусочков цветного стекла. И, конечно же, это было не рождение Иоанна в скромном семействе Елизаветы и Захарии, - вся сцена напоминала скорее свидание дам в доме итальянского купца-богача и была совершенно лишена религиозного духа".
Ирвинг Стоун "Муки и радости"
Считается, что на фреске "Рождение Марии" изображена Лодовика Торнабуони, невестка Джованны, но Н. Рерих не согласен:
«На второй истории - Рождение Марии, выполненное с большой тщательностью, в числе прочих примечательных его особенностей есть окно, находящееся в перспективно построенном помещении и освещающее спальню и вызывающее обман зрения у всякого, кто на него смотрит» (Вазари). Через это окно теплый свет заливает комнату, освещает лестницу, по которой только что прошли навестившие Анну женщины. Они не принимают участия в происходящем, но застыли, словно богомольцы на пороге храма. Среди них выделяется очень юная девушка в бархатном платье, расшитом золотом, слегка скованная жестким негнущимся взрослым нарядом, вероятно, впервые надетом.
Скорее всего, это Джованна Торнабуони, единственная дочь банкира, которая, заменяя умершую мать, играет в этой церемонии свою первую официальную роль. Четыре женщины позади нее чувствуют себя более свободно. В трех из них, более старших, Гирландайо мог изобразить покойную мать девушки и ее теток Дианору и Лукрецию. Однако главным действующим лицом остается именно девушка - это она пришла проведать Святую Анну, возлежащую на высоком ложе, в то время как служанки готовят ванночку для новорожденной.
Гирландайо раскрыл в своем творчестве, ясном как рассвет летнего дня, всю тайну того учтивого века, в который ему посчастливилось жить и который обладал таким очарованием, что даже его современники восклицали: "О благодатные боги! Какое счастливое время!»
А не она прячется ли в группке девушек справа?
Изображал ее и Сандро Боттичелли. Узнаете?
И снова посмотрим на тот самый портрет:
Джованна Торнабуони, урожденная дельи Альбицци, изображенная на этом грустном портрете, написанном в 1488 году, не сыграла никакой исторической роли, как, скажем, Симонетта Веспуччи. Она была обычной флорентийской матроной: рыжие, по моде того времени, волосы, роскошная одежда, несколько служанок вокруг. И при этом - неземное спокойствие, сдержанность, как будто посреди средневековой Флоренции на мгновение все замерло. Портрет Джованны Гирландайо писал за несколько месяцев до ее кончины, однако ни тени рокового предчувствия мы не замечаем на ее лице, и от этого становится немного не по себе.
"Если бы искусство могло передать ее душевные свойства и добродетель, ни одна картина в мире не была бы более у прекрасной" - вот что написано на стене за ее спиной по-латыни. Разве это не так?)
Гуляя по галерее Уффицци... ***
Музеи Италии Музеи Ватикана Сады Ватикана: инструкция по применению Все работы Караваджо в Риме (шпаргалка) Бернини vs Борромини Бернини-художник (про мужчин-эгоистов и несчастных женщин) Палаццо Барберини (про женщин-патриоток и несчастных мужчин) Иллюстированные "Муки и радости" Ирвинга Стоуна (все еще в работе) Римские истории: Забытый герой Билеты на "Тайную вечерю" в Милане FAQ по Венеции Помпеи vs Геркуланум Про билеты в Альгамбру Музеи Мадрида