кросс-пост в
italia_province Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Выйдя на via Cavour, мы поняли - центр где-то рядом: на улицах появились пешеходы, велосипедисты, под навесами в кафе прячется от утренней жары народ. Мимо Palazzo Azzolini XV в., Palazzo Panciatichi o del Bali XIV в. и церкви San Leone мы выходим к
Chiesa di San Giovanni Fuorcivitas
Старая церковь (XII-XIV вв.), название которой буквально переводится как «Св. Иоанна за пределами города», выстроена из красного кирпича, за века «покусанного» временем. Со стороны via Cavour стена полностью облицована бело-зеленым мрамором, и украшена аркадами как в Пизе, а над входом обратите внимание на романский рельеф с изображением Тайной вечери работы мастера Груамонте (Gruamonte). В церкви очень прохладно, и кофточка, которую просят одевать на плечи у синьор в маечках, уже не кажется строгим требованием В полумраке все же видны полихромное деревянное распятие XII века, фрески XIV века, терракотовое «Испытание» 1445 г. работе Лука делла Робиа (Luca della Robbia).
Очень красивы чаша для святой воды с высеченными в мраморе фигурами Добродетелей,
выполненная Джованни Пизано (Giovanni Pisano) и кафедра, украшенная рельефными сценами из Нового Завета, - работа фра Гульельмо да Пиза (fra‘ Gugielmo da Pisa, 1270 г.).
Piazza della Sala
По небольшой улочке мы выходим на небольшую площадь, где вольготно раскинулся фруктово-овощной рынок: огромные помидорищи, сочные, напоенные солнцем абрикосы и персики, необыкновенный виноград, клубника…при этом самый дорогой продукт стоил 2 евро, в основном, все стоило по 1 евро.
Особо впечатлившись спелыми абрикосами размером с хороший персик, мы купили себе их целый мешок, и, помыв их в колонке на соседней площади, где стояли смешные бронзовые фигурки, тут же слопали, не отходя от колонки Продавцы хором окликают бабушку, которая забыла свой пакет с покупками на прилавке, и кто-то за ней даже бежит с этим самым пакетом… Продуктовый рынок на этом самом месте размещается уже 13 столетий! А статуя льва в центре площади напоминает гражданам о том, кто в доме хозяин (читай - Медичи) с 1451 г.
Piazza del Duomo
От пьяцца делла Зала до пьяцца Дуомо буквально два шага. Место очень аутентичное - здесь была и главная площадь этрусского поселения, подтверждением чему служат найденные недавно при раскопках этрусские саркофаги. Сейчас на соборную площадь выходят фасадами несколько больших и значимых дворцов, но главное украшение ее - все же Баптистерий и Дуомо. Справа от нас -
Antico Palazzo dei Vescovi
В здании XI века с XVIII века располагалась резиденция епископа. На первом этаже располагается турбюро города Пистойи (Пн-сб 9.30-13/15-18.30, вс 10-13/15-18.30), когда-то здесь была средневековая аптека, основанная в 1397 г. На втором этаже - прекрасная арочная галерея, а на фасаде, обращенном к Дуомо, кое-где видны остатки бело-зеленой мраморной облицовки.
За нашей спиной остался Palazzo del Capitano del Popolo, мрачное здание XIII века, объединившее три здания, это «Дом народного капитана», или члена магистрата, соблюдавшего интересы народа.
Battistero di San Giovanni in Corte
Восьмиугольный Баптистерий, увенчанный пирамидкой, хорош просто неприлично! Он не столь пышно украшен, как пизанский, но впечатляет не меньше. Построил его на развалинах церкви мастер Cellino di Nese (по проекту Николы Пизано) в XIV веке, и наверняка - из тех же самых стройматериалов. Фасад сделан из бело-зеленого мрамора (кстати, подозреваю, что фасад Дуомо и фасад дворца епископа также были полностью облицованы этим мрамором - интересно, куды дели матерьял?, над входом - полукруглый портал со скульптурными изображением Мадонны с младенцем, Святого Джона (Saint Jacopo) и Святого Петра. Портал украшен снизу - каменной каймой со сценами из жизни святых, сверху - треугольным фронтоном с розеткой и резьбой. Толкнув резную деревянную дверь XVI века (рука даже не дрогнула, заходим внутрь. Вход свободный, но снимать внутри нельзя. У входа стоят лингафоны, бросив в которые 1 евро, можно на 4 языках послушать об истории Баптистерия и о его культурной значимости.
Купол Баптистерия изнутри поражает величием замысла! Купель изготовлена в 1226 г. Ланфранко да Комо (Lanfranco da Como), и, как и золоченый деревянный алтарь XVI века, была перенесена сюда из церкви Madonna dell’Umilta, чей огромный купол высится над городом (есть еще одна версия, согласно которой купель была перенесена из старой церкви Santa Maria, стоявшей на этом самом месте). Статуя Святого Джона Баптиста выполнена мастером Андреа Вачча (Andrea Vacca) из каррарского мрамора в 1724 г.
Кампанилла
Напротив Баптистерия - Дуомо с кампаниллой. Башня построена в романском стиле в XII веке на месте более старой ломбардской башни и устремляется на высоту 67 метров (некоторые источники утверждают, что 66 м, но не суть важно). Верхняя часть колокольни выдержана в стиле этой части площади: арочные галерейки с колоннами, отделка бело-зеленым мрамором. Колокола башни выполняли не только роль часов, отбивая точное время, но и предупреждали горожан об опасности. Поднявшись по 200 ступенькам, можно увидеть город с высоты птичьего полета.
Cattedrale di San Zeno
Самый первый собор San Zeno был построен здесь в V веке, но не дожил до настоящего времени - был разрушен в 1108 г. и выстроен заново, после чего неоднократно перестраивался в XIII, XIV и XV веках. Фасад в романском стиле украшен сверху державой с крестом и двумя фигурками Святого Зено и Святого Джеймса. Над входом - изящный полукруглый портал с изображением Мадонны с младенцем и ангелов работы Андреа делла Робиа, портал обрамлен терракотовым узором из лимонов и листьев (младенцы у этого мастера получаются особенно хорошо - вспомним Воспитательный дом во Флоренции, да и вообще традиции работы с терракотой - можно сказать, семейные традиции дома делла Робиа - но до госпиталя Ceppo Hospital мы еще дойдем).
Интерьер содержал много элементов в стиле позднего барокко, которые были сняты во время реставрации 1960 г. и сейчас он довольно прост. Первое, что привлекает внимание внутри - серебряный алтарь Святого Джеймса (Saint Jacopo) с 628 фигурками, создание которого началось в 1287 г. и не было завершено в 1456 г..
Некоторые фигурки сделаны юным Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), будущим автором купола Дуомо во Флоренции. Общий вес алтаря - примерно тонна благородного металла. Там же - живописное «Распятие» работы художников Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo) и его сына Салерно ди Коппо (Salerno di Coppo) в 1275 г.
Многочисленные надгробные памятники, в том числе два - работы Андреа Верроккьо (Andrea Verrocchio, учителя Леонардо да Винчи) XV века - неотъемлемая часть интерьера собора. Самым почитаемым из них считается гробница Чино да Пистойя (Cino of Pistoia) в южном нефе. На рельефе гробницы (1337) изображен поэт Чино, друг Данте. Чаша для святой воды сделана в XIII веке мастером школы Николы Пизано. Еще интересна крипта собора: древний фундамент оставшийся от античной виллы, колонны, заделанные окна (когда-то в них проникал солнечный свет, но из-за роста уровня города их пришлось замуровать), две мраморные гробницы XII века, украшенные сценами из Нового Завета.
Фотографировать в соборе нельзя! Как и в Баптистерии, здесь стоят лингафоны, куда бросив 1 евро, услышишь про Дуомо на 4 языках.
Palazzo Pretorio / del Podesta
Массивное величественное здание рядом с Баптистерием было построено в 1367 г. на месте еще более старого здания, перестроено в 1845 г. Вообще, читая об истории постройки каждого здания на площади, понимаешь, что практически все они были возведены на месте более старых домов - то ли виноват пожар, то ли воинственные соседи-флорентийцы, то ли забогатевшие горожане решили, что старые и скромные здания их больше не устраивают, и нужно что-то более величественное.
Внутренний двор дворца интересен сводом, расписанным фресками, и множеством гербов граждан, которые выполняли свой долг, будучи избранными в Городской совет в Средние века и до 1816 г., когда магистрат прекратил свое существование и дворец стал зданием суда, коим по сей день и является. Внутри здания слева от входа стоит скамья и большой серый каменный стол, за которым заседают судьи.
«…непреклонно гордые, корыстолюбимые и мстительные горные «синьоры» давно исчезли, но оставили любопытную память о себе в здешнем Палаццо дель Подеста. Там, под сводами внутреннего двора, изображены гербы сменявшихся в веках флорентийских наместников, из которых многие принадлежали к древним фамилиям Пистойи. Общим расположением двор напоминает знаменитый двор Барджелло во Флоренции. Гербы, написанные на сводах, - это целый мир головокружительной и свирепой фантазии. Здесь кажется, что правители, принужденные исполнять правосудие над дикими горцами, принужденные ведать только кровавые расправы, нарочно ставили себя под защиту своих жестоких геральдических зверей». П. Муратов «Образы Италии»
За палаццо Преторио стоит Palazzo Bracciolini delle Api, построенное по заказу семьи Bracciolini в 1603 г. Через пару зданий с охристыми стенами на этой же стороне площади возвышается над дворцами.
Torre di Catilina
Это единственная башня, уцелевшая от первого кольца стен, возведенного в VII веке. Красивая городская легенда гласит, что на этом месте в 62 г. до н.э. погиб знаменитый римский кондотьер Катилина (см. история города). За башней в переулке стоит церковь San Salvatore, основанная в 980 г. Настоящий облик она приобрела в 1270 г. и была перестроена в XVI в.
На площади еще остались кое-какие ограждения, у палаццо Преторио стояли зрительские трибуны, а с противоположной стороны юркий маленький трактор убирал слой земли метровой толщины: недавно тут проходил ежегодный рыцарский турнир, называемый «медвежьим» - или Giostra dell'Orso, когда город делится на районы, и лучшие наездники каждого района сражаются с копьями с чучелами медведей. Понятное дело, сейчас это обычная развлекуха для туристов, а вот когда-то рыцари сражались вовсе не с чучелами… сколько медведей загубили - страшно подумать.
Palazzo Comunale / degli Anziani
Palazzo degli Anziani, он же городская Ратуша, возведен в конце XIII века и украшен гербами семейства Медичи, увенчанными значком Папы Леона X; черной мраморной головой Мусетто II, короля Майорки, побежденного пистойским капитаном Grandonio de‘ Ghisilieri в балеарской войне 1113-1115 гг., железная дубинка которого прикреплена на стене под бюстом. Внутри расположен городской музей.
Окончание следует.
Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3