кросс-пост в
zamki_mira,
italia_province Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 ...И величайший гений не прибавит
к тому, что мрамор сам таит в избытке, -
и это лишь рука, послушная рассудку, явит...*
Сонет Микеланджело. Перевод А. М. Эфроса
Воистину: лишь гений величайший
удержится от власти произвола,
прибавив к этой воле послушанья
лишь жар, каким сгорел Савонарола...
Суть к Божьему кусту - огнь обожанья,
к костру - самоотдачу сухостоя,
к несчастнейшей из всех былых Италий -
послание счастливцу из Пистойи…
Дмитрий Блохин
История
В Италии, как известно, очень мало молодых городов. Город, основанный до нашей эры - явление нормальное и никого не удивляющее. К таким вот обычным итальянским городам относится тосканская Пистойя. На этом месте появилось сначала этрусское, затем галльское поселение, ставшее в VI в. до н.э. римской колонией. Затем здесь появился город.
Самый первый историк Тосканы, Джованни Виллани, в своей книге «Новая хроника, или история Флоренции», однако, утверждает, что Пистойя основана в 62 г. до н. э. остатками разбитого войска Катилины:
«Когда Катилина узнал, что римляне собираются осадить его во Фьезоле и что Антоний и Петрей уже вступили на Фьезоланскую равнину в долине Арно, а Метелл, возвращаясь из Франции с тремя легионами, находился уже в Ломбардии, он решил, не дожидаясь понапрасну помощи от своих из Рима, избежать опасности быть запертым во Фьезоле…Катилина …избрал дорогу по равнине вдоль гор и дошел по ней до того места, где теперь город Пистойя …. прослышав об отходе Катилины, Антоний и Петрей последовали за ним со своим войском по равнине и настигли его в этом месте, а Метелл со своей стороны выставил охрану на перевалах, так что пройти ему было невозможно. Стесненный с двух сторон Катилина понял, что битвы не избежать и решил попытать военного счастья. В конце концов Катилина был разбит и пал на Пиценской равнине вместе со всеми своими людьми, а победа досталась римлянам, но такой дорогой ценой, что в живых, кроме самих консулов, насчитывалось десятка два всадников, они от стыда не отважились вернуться в Рим. Немногочисленные раненые и увечные из войска Катилины, которые спаслись в бою, нашли себе пристанище на месте нынешнего города Пистойи и, соорудив там жалкие хижины для излечения своих ран, были его первыми обитателями. Позднее число жителей умножилось благодаря плодородию местности и удачному расположению построенного города. Из-за большой смертности и чумы, скосившей как римлян, так и катилинариев, его назвали Пистойей. Неудивительно, что пистойцы всегда были людьми жестокими, заносчивыми и воинственными, как между собой, так и с другими, ведь они плоть от плоти Катилины и его сторонников, уцелевших после разгрома». Таким образом, название Пистойи Виллани выводит от итальянского "peste" (лат. "pestis") - "чума". Есть и еще одна версия - в древности город назывался Писторией, и возможно, название возникло от латинского "pistor" - пекарь, хотя и неясно - при чем тут безобидные труженики средневекового общепита.
Расцвета средневековый городок достиг, будучи резиденцией короля лангобардов: городу были дарованы привилегии, доходы от торговли приносили значительные прибыли, стало развиваться искусство, здесь даже чеканили собственную золотую монету. В конце VII века был построен первый круг городских стен, фрагменты которых существуют до сих пор рядом с пьяцца Дуомо. В начале XII века Пистойя была крупнейшим художественным центром Тосканы (расцвет Флоренции был еще впереди). В 1117 г. Пистойя стала свободным городом, в 1144 г. в нее были перемещены святые мощи Святого Джеймса, и город стал центром паломничества тех, кто шел от Рима до Сантьяго-де-Компостелла. Примерно тогда же было возведено второе кольцо городских стен.
В 1254 г. гибеллинская Пистойя была взята гвельфской Флоренцией в первый раз, в XIV веке на короткий период ее захватил Каструччо Кастракани (Castruccio Castracani) для Лукки (об этом интересном человеке можно прочесть книгу Николо Макиавелли «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки»), и, наконец, в 1401 году Пистойя окончательно была присоединена к флорентийским землям. Третье кольцо городских стен, бОльшая часть которого сохранилась по сей день, было возведено в XIV-XVI в. и укреплено по приказу Козимо де Медичи. С XVII века город теряет свое значение на европейской шахматной доске, и становится провинциальным тосканским городком, который время от времени тревожили то наполеоновские войска, то еще какие-то завоеватели. Сейчас Пистойя - милый и тихий городок, помещающийся внутри Медицейских стен (по имени герцога Медичи).
Если слово, благодаря которому Пистойя получила свое имя, доподлинно неизвестно, то слово, которое появилось благодаря Пистойе, у всех на слуху - кто ж не знает слова «пистолет»? Прообраз "кольтов", "вальтеров", "беретт" появился именно в итальянском городе Пистойя. Создатели пистолета (первым конструктором считается местный уроженец Камилл Ветелли) были далеки от милитаристских целей - фитильная пистола поначалу играла роль новогодней хлопушки. Она заряжалась порохом и стреляла безобидным бумажным пыжом. Пока фитильные замки не сменились на искровые, говорить о «ручном» оружии было рано, и только в середине XVI в. появились «маленькие ружья», которые позволяли стрелять с помощью одной руки. Кроме пистолетов, в городе производили также крошечные кинжалы "пистола", то есть Пистойя для средневековой Италии была примерно тем же самым, чем для России в свое время являлись Тула и Ижевск.
От железнодорожного вокзала до Старого города Пистойи, окруженного кольцом средневековых стен, минут 10 пешком прямо по via XX Settembre. Даже нас, видевших небоскребы современных городов в большом количестве, стены впечатлили - зело высоки и прочны. Когда-то в стене было 4 ворот - Porta al Borgo, Porta San Marco, Porta Carratica и Porta Lucchese, однако все они были разрушены в начале XX века. По via Atto Vannucci мы доходим до Corso S.Fedi, поворачиваем направо и выходим к
Chiesa di San Domenico
Церковь была построена здесь в XIII веке, в XIV веке ее присоединили к близстоящему монастырю. Интерьер церкви за века претерпел значительные изменения, и то, что мы видим сейчас, XVII-XVIII вв. В 1497 году во дворе монастыря был с подобающей торжественностью погребен умерший от чумы в Пистойе великий фресканти Беноццо Гоццоли. В церкви стоит посмотреть на четыре усыпальницы XVII века семейства Роспильоси (Rospigliosi) работы Якопо да Эмполи (Jacopo da Empoli), и усыпальницу Филиппо Лазари (Filippo Lazzari) XV века работы мастеров Бернардо и Антонио Росселлино. Картины в церкви XVI-XVII вв.
Chiesa di Sant‘Antonio Abate o del Tau
Через площадь Гарибальди с неизменным памятником «на коне» стоит церковь Сант-Антонио дель Тау XIV века. Она получила свое название из-за того, что построившие ее монахи носили плащи, на которых была изображена буква «Т». Она символизировала костыль: монахи помогали больным и калекам. В капелле находятся фрески Никколо ди Томмазо «по мотивам» Ветхого и Нового заветов и «Житие настоятеля св. Антония» (1372).
Чуть дальше по Corso S.Fedi с левой стороны мы увидели церковь S.Paolo - с древней кирпичной кампаниллой с острой крышей и большими часами по центру, фасад украшен арочным балкончиком с колоннами, двумя розетками, и порталом, украшенным бело-зеленым мрамором, очень похожим на мрамор фасадов Санта-Кроче или Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Внутри церковь очень простая, неброская, темная, и когда мы входим, через открытую дверь проникают яркие солнечные лучи и освещают фигурки святых и несколько фресок.
Fortezza di Santa-Barbara
Наша цель - крепость Санта-Барбара, или, как это называется по-итальянски, фортецца. Расположена она в юго-восточной части города и окружена милым парком, где в озерце плавают кувшинки (и, будем откровенными, и пластиковые бутылки, выброшенные местной шпаной, тоже).
Крепость была выстроена в XVI веке согласно повелению Козимо I Медичи, и в разное время кроме своего прямого назначения, использовалась как бараки, военная тюрьма и плац.
Через широкий и глубокий ров ведет арочный мост, мы переходим его и углубляемся вглубь цитадели. Вход свободный с 8.30 по 13.30. В центре просторная площадь, на которой стоит множество выцветших на солнце красных пластмассовых кресел - то ли кинопоказы тут происходят, то ли летний театр на открытом воздухе.
Самые лучшие виды на крепость - со стены, на которую мы немедленно понимаемся. Бастионы крепости, поросшие травой, но все еще грозные. Лестницы, поднимающиеся вверх и спускающиеся вниз в самых неожиданных местах. Старая заржавевшая пушка на лужайке за стеной. Заброшенные ворота и решетки на них - от слишком любопытных. Во всей фортецце - только нас двое и тетенька на входе. Душевно.
Далее мы устремились к центру города, бегло осмотрев церкви Santissima Annunziata (XIV век, перестроена в XVII-XVIII вв., внутреннее убранство и фрески XVI-XVIII вв.) и San Pietro Maggiore (VIII век, интерьер XVII века, на центральной двери изображение апостолов XIII века). При каждой из церквей - монастыри с тихими двориками, во втором - Высшая школа искусств.
Продолжение следует.
Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3