Абруццо - Л'Аквила (L'Aquila), часть 2

Aug 11, 2009 13:45



Нижний уровень бассейнов был добавлен в 1578 г., чтобы женщинам было удобнее полоскать белье - и с тех самых пор на ступенях, ведущих к воде, лежала намыленная одежда, оставленная на солнце для отбеливания - может, поэтому ступени сейчас такие скользкие и белоснежные? Во время эпидемии чумы 1657 г., унесшей почти половину населения города, во внутреннем дворе фонтана были установлены четыре огромных котла, где стерилизовали одежду целого города.
italia_province

Начало, традиционно ругательское
Укрощение велосипеда - Умбрия
Остия Антика и Лидо ди Остия
Тиволи
Альбано Лациале
Кастель Гандольфо
Марино Лациале
Фраскати
Браччано (Браччиано)
Витербо, часть 1 , часть 2 , часть 3
Чивитавеккья
Гроссето
Терни
Нарни, начало и окончание
Коллешиполи (Collescipoli), Умбрия и водопад Марморе (Cascata delle Marmore)
Спелло, начало и окончание
Фолиньо, часть 1, часть 2, часть 3
Риети, часть 1 и часть 2
Абруццо - Л'Аквила (L'Aquila), часть 1 - история

Маршрут по городу

Карта города сильно расширяет пост, поэтому увидеть ее можно по ссылке:
http://mappery.com/maps/LAquila-City-Map.jpg

Stazione FF. SS. - Piazzale della Stazione - via Tancredi da Pentima - Porta della Rivera - S. Vito - Fontana delle 99 Cannelle - via Borgo Rivera - S. Chiara D'Acquili - via Borgo Rivera - via Fontesecco - piazza Fontesecco - via Sassa - Monastero della Beata Antonia, Conservatorio - via dell'Annunziata - via Cesura - Palazzo Persichetti - piazza Santa Maria di Roio - S. Maria di Roio - Palazzo dei Duchi di Rivera - via del Cardinale - via San Marciano - piazza San Marciano - S.S. Nicandro e Marciano - via San Marciano - Oratorio di S. Antonio de Nardis - via San Marciano - via dell'Arcivescovado - piazza della Prefettura - Prefettura - S. Agostino - piazza S. Marco - S. Marco - via Independenza - Uffici Finanziari - via Independenza - piazza del Duomo - S.M. del Suffragio - Poste e Telegrafo - Duomo - via dei Rameri - Le Cancelle - via dei Rameri - piazza del Duomo - via Dragonetti - via Santa Giusta - piazza S. Giusta - Palazzo Centi - S. Guista - via San Michele - via Michele Jacobucci - viale di Collemaggio - piazzale di Collemaggio - S. Maria di Collemaggio - piazzale di Collemaggio - viale Giacomo Caldora - Porta Bazzano - piazza Porta Bazzano - via Fortebraccio - costa e Arco S. Flaviano - piazza S. Flaviano - costa due Stelle - via Fortebraccio - piazza Bariscianello - scalinata S. Bernardino - piazza S. Bernardino - S. Bernardino - via San Bernardino - via S.G. da Capestrano - piazza del Teatro - Teatro Comunale - via Giuseppe Verdi - via Adamo Rothwill - piazzetta della Commenda - via Assergi - Chiesa del Carmine - via Assergi - parc di Castello - viale Benedetto Croce - Castello - viale Benedetto Croce - viale delle Medaglie d'Oro - piazza Btg. Alpini L'Aquila - Fontana Luminosa - largo Tunisia - corso Vittorio Emanuele via Leosini - piazza S.M. Paganica - S. Maria Paganica - Palazzo Ardinghelli - via Paganica - via Garibaldi - piazza S. Silvestro - S. Silvestro - via delle Streghe - via Minicuccio D'Ugolino - piazza S. Pietro a Coppito - S. Pietro - via Roma - Univercita - piazza dell'Annunziata - Palazzo Carli - chiesa dell'Annunziata - via Andrea Bafile - piazza S. Margherita - Palazzo Pica-Alfieri - S. margherita - Palazzo dei Nobili - Comune - via Andrea Bafile - piazza Palazzo - Palazzo Margherita - Torre Civica - Biblioteca - via Patini - Museo Signorini Corsi - via Sallustio - via Cavour - piazza S. Filippo - S. Filippo - via Cavour - via Sassa - Piazza S. Biagio - piazza S. Biagio - S. Biagio - via Sassa - via Buccio da Ranallo - via S. Quinziano - piazza Angioina - piazza S. Domenico - S. Domenico - piazza Angioina - via delle Carceri - Chiesa delle Carceri - via Addolorata - piazza Addolorata - Chiesa - via del Calvario - costa delle Malve - via dell'Ortica - via Fontesecco - via XX Settembre - via Santo Spirito - piazza San Bernardo - S. Bernardo - via Santo Spirito - S. Spirito - costa Santo Spirito - via San Jacopo della Rivera - via E. Arco San Jacopo della Rivera - Porta della Rivera - via Tancredi da Pentima - Piazzale della Stazione - Stazione FF. SS.

От станции мы поднимаемся чуть вверх (она расположена в низинке) и сразу же попадаем к одним из городских ворот, от которых вглубь Аквилы ведет Via Francesco Filomusi Guelfi - но нам (и вам тоже) туда не надо, нам - вдоль городской стены (XIV в.) направо, поглядывая сверху этак снисходительно на дачные участки и сараюшки с лопатами,





пока впереди не покажутся очередные ворота и указатель «Fontana monumentale 99 Cannelle»,



вот в эти ворота (Porta della Rivera) мы и ныряем.

тогда


сейчас (заметьте - римская стена стоит несокрушимо, обрушилось поздняя облицовка)


Фонтан 99 струй (Fontana delle 99 Cannelle)

Как вы помните, городская легенда гласит, что вокруг местной горы теснилось 99 враждующих деревушек, объединенных в единое поселение Фридрихом II. Фонтан, который является символом города, и одной из самых известных достопримечательностей провинции Абруццо, как раз и символизирует слияние 99 деревушек (струй) в единый город (фонтан).





Визуально это подвыпившая буква «П», по всему периметру которой равномерно распределены фонтаны - вода изливается из 99 разных масок. Сооружение интересно с архитектурной точки зрения: углы этой кривой трапеции ориентрованы на стороны света, стены построены из красного и белого камня, который под воздействием времени и осадков превратился в желтый с белым (фасад церкви Санта Мария ди Коллемаджо предположительно тоже построен из такого же камня и в это же время). Нехитрый подсчет позволяет установить, что всего в стену вокруг фонтана уложено 13 рядов квадратных камней - средневековые аквильцы явно не были суеверными людьми. Маски, через которые льется вода - это мужские и женские лица, монахи, ангелы, лошади, львы, собаки, сатиры и фавны, фантастические существа и даже король в короне - и ни одна маска не повторяется. Все маски расположены на высоте лица мужчины среднего роста (чтобы человек стоял лицом к лицу с фонтанными изображениями), расстояние между лицами - около метра. 93 струй выполнены в едином стиле, 6 струй добавили, вероятно, несколько позже - они расположены ниже остальных, в правом углу, и не оформлены никакими масками. Вода падает в бассейны, расположенные на двух уровнях.





Согласно надписи на самом фонтане, сооружение его было закончено в 1272 г. (строительные работы велись примерно 10 лет). Автором проекта являлся Танкреди из Пентимы (сейчас это место называется Корфинио (Corfinio)), древнего доримского города, где впервые было использование название «Италия». Заказчиками выступали местный губернатор, Луччессино Алета Тоскано и его преемник, Гвельфо ди Лукка, каковой факт увековечен на мраморной табличке в центральной части фонтана, где изображен и городской герб, на котором отчетливо заметны три переплетенные лилии, в честь родного города губернатора, Флоренции. Еще одна городская легенда гласит, что под фонтаном похоронен сам Такреди, казненный властями города да то, что в ответ на вопрос, построит ли он фонтан еще лучше (читай - для другого города), ответил, что уверен, что построит.

Изначально фонтан имел только две стороны, а не три, и струй на них было, соответственно, 40 и 23 (всего, таким образом, 63, что доказывает, что легенда об основании города из 99 деревушек появилась гораздо позднее, и уже под нее подгоняли количество фонтанных струй), южная стена, расположенная напротив городской стены, была пристроена между 1582 и 1585 гг., тогда фонтан увеличился еще на 30 струй. Название «99 струй» вошло в обиход гораздо позже окончания строительства (1272), после выхода в свет поэмы Буччо да Раналло (Buccio da Ranallo), где он излагает легенду об основании города (тогда-то, скорее всего, и были пристроены еще 6 струй к уже имевшимся 93 - чтобы соответствовать легенде), изначально же фонтан носил название Fontana della Rivera, по названию городского квартала Ривера, где он был расположен.



Нижний уровень бассейнов был добавлен в 1578 г., чтобы женщинам было удобнее полоскать белье - и с тех самых пор на ступенях, ведущих к воде, лежала намыленная одежда, оставленная на солнце для отбеливания - может, поэтому ступени сейчас такие скользкие и белоснежные? Во время эпидеми чумы 1657 г., унесшей почти половину населения города, во внутреннем дворе фонтана были установлены четыре огромных котла, где стерилизовали одежду целого города. Позднее внутри фонтана (в этом самом дворе) проводили банкеты в честь особо важных гостей города.

Считается, что звук 99 струй чрезвычайно благотворно воздействует на слух, подобно фонтану Треви в Риме, однако я, черствое существо, как-то ни там, ни там особо звуком льющейся воды не прониклась - вокруг Треви обычно масса галдящих туристов, кидающих в фонтан деньги, здесь же денег вроде не кидают, но довольно хорошо слышны машины, проносящиеся по шоссе за стеной, да и детишки, лезущие в воду, пока взрослые фотографируют фонтан, шума только прибавляют.

Церковь Сан-Вито (San Vito)

Расположена напротив знаменитого фонтана, через небольшую площадь Piazza San Vito. Имеет простой белоснежный квадратный фасад и солнечные часы в каждом верхнем углу (под правыми часами - остатки древней фасадной росписи - вероятно, что-то, связанное с астрономией и знаками зодиака), украшена простым окном с полосатым обрамлением, романским порталом с резными колоннами и фреской в люнете над входом.

Построена церковь была примерно в то же время, что и фонтан (конец XIII века), позже интерьеры были перестроены в барочном стиле, но потолок и портал сохранились от первоначальной церкви. Сейчас внутри все очень просто и свежеотремонтировано: белые стены, аккуратные ряды скамеек, и только потемневший деревянный потолок напоминает о своей многовековой истории. На крыше (куда вряд ли допускают туристов, но для полноты картины) имеются интересные символы, которые перекликаются с символикой фонтана, но это - материал для грядущих исследователей.

Тогда


Так она выглядит сейчас


S. Vito - piazza del Duomo

От площади Сан-Вито мы поднимаемся выше в город по via Borgo Rivera, которая долго извивается и петляет,





но через некоторое время приводит нас к святилищу Святой Кьяры Аквильской (Chiara D'Acquili) с прилегающим монастырем. Церковь расположена на месте более древнего приходского храма (1195) небольшого поселения, вокруг которого позже и выросла раннесредневековая Аквила. Посвятили церковь Мадонне, и в разное время она называлась и Санта-Мария де Аквила, и Санта-Мария-у-фонтана. В 1256 г. храм передали францисканскому ордену, его женской ветви, которая позднее получила название клариски/ орден Святой Клариссы (в честь Святой Кьяры, сподвижницы Святого Франциска Ассизского). С 1266 монахини активно строили и обустраивали возле церкви свой монастырь, и в 1333 г. церковь получила свое настоящее имя - Санта-Кьяра Аквильская (употреблялось также второе название - Санта-Кьяра-делла-Ривьера).



После многих перестроек от первоначальной церкви ничего не сохранилось, нынешнее здание - первой половины XVIII в., украшенное внутри барочным алтарем, фресками мастеров ломбардской школы, которые расписали также и церковь Сан-Доменико, и фигурками святых XVI в. Церковь принадлежала ордену кларисок до 1809 г., затем использовалась как склад, в 1879 г. ее передали ордену капуцинов, которому она принадлежит и по сей день.

Далее мы следуем по той же via Borgo Rivera, которая вскоре переходит в via Fontesecco и заканчивается на piazza Fontesecco, отсюда следует идти по via Sassa, которая приведет вас к очередному городскому монастырю - Monastero della Beata Antonia и стоящей рядом консерватории (Conservatorio). Заложили приют и больницу для бедняков по приказу Джакомо Джалиотти в середине XIV в., рядом с фамильной резиденцией заказчика. Веком позде весь комплекс зданий стал закрытым монастырем. Войти сюда можно со стороны via Sassa, через ренессансный портал (если открыто, что случается нечасто). Если все-таки попадете вовнутрь, то увидите тихий монастырский дворик, где под аркадой видны остатки старинной монастырской кладки. Внутри церкви - фрески XV-XVII в. и мавзолей Святой Антонии из Флоренции, которой и посвящен монастырь. Резные деревянные хоры (1515) имеют 99 сидений - опять-таки в соответствии с легендой об основании города.

Если времени не очень много, по via Sassa вы попадете прямо на piazza del Duomo, если же есть время и желание, можно сделать небольшой крюк - пройти по via Cesura (она отходит под прямым углом от via Sassa) до огромного Palazzo Persichetti ((XVIII в., где хранится частная, но довольно известная коллекция живописи)



и стоящих вокруг площади piazza Santa Maria di Roio церкви S. Maria di Roio (XIII, перестроена после 1703 г., барельеф на фасаде изображает Деву Марию с сыном между Святым Петром и Папой Целестином V) и еще одного дворца - местных герцогов - Palazzo dei Duchi di Rivera (1770, барокко).

Via Cesura переходит в via del Cardinale, по которой мы добро пришли к piazza San Marciano и церкви S.S. Nicandro e Marciano, от которой via San Marciano приведет к Oratorio di S. Antonio de Nardis. Церковь S.S. Nicandro e Marciano имеет привычный для Аквилы квадратный фасад, а площадь перед ней украшена фонтаном. Она датируется XIV в., но нынешняя постройка была возведена после 1703 г. Портал входа украшен каменным барельефом и фреской в люнете (XV), изображающей Мадонну с младенцем работы местного мастера Сильвестро дель Аквила. Интерьер церкви украшен работами XVII-XVIII вв. Оратория была заложена в 1646 г. Антонио Нардисом, напротив его фамильной резиденции. Интерьер выполнен в стиле барокко, стоит обратить внимание на деревянный потолок (1726) работы Фердинандо Моска (Ferdinando Mosca) из Пескоконстанцо с большой картиной, изображающей св. Антония работы Дамини (Damini); орган работы Л. Нери (L. Neri) (1650); алтарный образ на главном алтаре работы Груе (Grue) (1736) создан из 27 плиток с майоликой с изображением св. Антония, Девы Марии в центре и прочих святых вокруг, включая 4х патронов города.

Еще немного вперед - и перед нами здание городской почты и телеграфа (Poste e Telegrafo), которое главным фасадом выходит опять-таки на piazza del Duomo, но мы поворачиваем не налево, а направо, и по via dell'Arcivescovado (судя по названию, тут некогда была резиденция архиепископа) огибаем квартал, попадая на piazza della Prefettura, где стоит огромное здание Префектуры, а по соседству, на piazza S. Marco, две церкви - S. Agostino (у префектуры) и S. Marco.



Церковь Sant'Agostino и монастырь августинцев датируются 1282 г., но в начале XIX века монастырь был полностью перестроен в неоклассическом стиле, и сейчас в нем располагаются кабинеты чиновников префектуры. Церковь же в 1707 г. переоборудовали в театр Сант’Агостино, оставив от первоначального здания апсиду с небольшой галереей. Барочный фасад украшен в верхней части эпическим барельефом «Триумф св. Августина над еретиками».



Церковь Сан-Марко (S. Marco) - одна из самых старых городских церквей, заложенная в XIII в.. В начале следующего (XIV) столетия строительство церкви было завершено, на северной стене церкви все еще заметна кладка того времени, типичная для Аквилы, и сохранился портал XIII в., копирующий портал церкви Санта-Хуста (о которой будет сказано в свое время). С 1703 г., после разрушительного землетрясения, церковь восстанавливали около 5 лет: тогда-то и была добавлена верхняя часть фасада и полностью перестроен интерьер, в 1715 г. ломбардские мастера выполнили роспись стен. Две симметричные колокольни по бокам были возведены примерно в одно время с городскими стенами, пострадали от землетрясения и восстановлены в 1750 г. Внутри хранится почитаемое изображение Мадонны (Madonna del Popolo Aquilano).



По via San Francesco di Paola (она идет вдоль главного фасада префектуры) факультативно можно прогуляться до небольшой церкви San Francesco di Paola с типичным для Аквилы квадратным фасадом и намеком на более раннюю постройку (нынешняя церковь XVIIIв., построена на месте храма XV в.).



От piazza S. Marco по via Independenza мы - ура! - выходим на центральную городскую площадь.



Piazza del Duomo, Duomo и S.M. del Suffragio

С той стороны, где мы вышли на пьяцца Дуомо, стоит терминал турбюро веселенькой охряной расцветки, где, как известно, можно разжиться бесплатной картой города с тремя маршрутами (которые мы взяли на себя смелость и чуть переработать и объединить в один) .



Просторная площадь украшена двумя статуями юношей, стоящих в круглых бассейнах с водой, первый развернут лицом к турбюро, второй - к Дуомо, выходящему фасадом на противоположный край площади.



Каждый день здесь с раннего утра до часу дня шумит рынок - мы пришли сюда как раз когда его свернули, и ничто не мешало осматривать церкви и дома. Это отголосок древней традиции, которой более 700 лет - когда Карл II Анжуйский предоставил городу торговые вольности и право иметь два рынка в одном городе. Один проводился по вторникам на Piazza Palazzo, второй - по субботам на Соборной площади.



Площадь, которую здесь, как и во многих итальянских городах, называют просто "Piazza", была заложена в 1257 г. вместе с собором S.Massimo, который был полностью разрушен в 1703 г. во время землетрясения и восстановлен только в XIX в.



С левой стороны, если стоять лицом к собору, стоит еще одна церковь - Святого Духа (S.M. del Suffragio), возведенная после 1703 г. по проекту Карло Буратти, учеником самого Карло Фонтаны. В 1770 г. церкви пристроили барочный фасад, а в 1805 г. - классический купол (каковой благополучно обвалился после землетрясения 2009 г.).

до




и после землетрясения




Продолжение следует...

***

Италия на фоне портков на веревочке
Что посмотреть вокруг Рима
Однодневные поездки из Рима
Музеи Италии
Все работы Караваджо в Риме (шпаргалка)
Напоминалка об Италии
Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии)
Книги об Италии
Такс-фри: общие правила и частности
FAQ по странам Европы

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Транспорт
Железные дороги Италии
Как добраться от аэропорта до города: Рим, Милан, Римини
Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами

Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на итальянском

Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим
Ludovisi Palace, 4*, Рим
Терни, Valentino, 4*
Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4*

(с) Arial
Очень лиричный рассказ моего друга о Венеции с прекрасными фото - Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции
FAQ по Венеции - его же монументальный труд
Фото Ареццо и Кортоны
Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой
Казерта
Капри: ноги моей там больше не будет!
Пиза vs Лукка
Бурано
Виченца

(с) Micktrik
Поджо а Каяно

(c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель.
Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно.
Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована.
Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца.
Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио
Италия. Часть 6. Рим.
Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др.
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV

Италия. Абруццо, фотографии, путешествия, Италия

Previous post Next post
Up