Томас Гоббс. Левиафан-4

Jul 31, 2011 14:00

 Томас Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

72.Если преступлению сопутствовал общественный резонанс - это отягчающее обстоятельство.
"Точно так же является большим преступлением один и тот же противозаконный поступок, если он совершен человеком, пользующимся славой мудрого, так что многие следуют его советам и подражают его действиям, чем если тот же поступок совершен обыкновенным человеком. Ибо первый не только совершает преступление, но преподает это как закон всем другим людям. И вообще все преступления усугубляются в зависимости от производимых ими скандалов, т. е. в зависимости от того, насколько они становятся камнями преткновения для слабых людей, которые смотрят не столько на тот путь, на который они вступают, сколько на тот свет, который несут перед ними другие."
73.Наказание - определение.
"Наказание есть зло, причиненное государственной властью тому, кто совершением или несовершением какого-либо деяния совершил, согласно суждению той же власти, правонарушение, причем это зло причиняется с целью сделать волю людей более расположенной к повиновению."
74.Есть определенная логическая сложность - откуда у государства появилось право наказывать подданных за преступления? Выше уже говорилось, что человеку невозможно отказаться от права на самооборону и защиту своей жизни, т.к. оно лежит в основе его выживания. Поэтому право государства на наказания не может родиться из передачи его от подданных правителю.
Его источник другой. Дело в том, что в естественном состоянии каждый имел право делать с другим все, что вздумается - все, что сочтет целесообразным и что он будет в силах сотворить. От этого права отказываются все, кроме государства. Т.е. у суверена не появляется это право - у него остается это право, у единственного из всех граждан.
"Ибо подданные не дают суверену этого права, и лишь одним тем, что они отказываются от своего права, они расширяют его возможность использовать свое право так, как он это считает нужным в целях сохранения их всех. Таким образом, указанное право было не дано суверену, а лишь оставлено ему, и только ему, и (за исключением границ, поставленных ему естественным законом), оставлено ему в таком же виде, как оно существовало в естественном состоянии и в состоянии войны каждого против своих соседей."
75.Разновидности болезней государства:
75.1.Недостаточность абсолютной власти.
"Одна из этих немощей состоит в том, что человек, добившийся королевства, довольствуется иногда меньшей властью, чем та, которая необходима в интересах мира и защиты государства. Из этого вытекает следующее: когда такому королю приходится в интересах безопасности государства использовать и те права, от которых он отказался, то это имеет видимость незаконного действия с его стороны, побуждающего огромное число людей (при наличии подходящего повода) к восстанию."
75.1.1.Отказ от своих прав со стороны суверена опасен. Обычно суверены полагают, что легко вернут права обратно, когда понадобится. Но это не так - недовольные подданные при сопротивлении легко найдут поддержку у иностранцев.
"Так, например, архиепископ Кентерберийский Фома Бекет был поддержан папой против Генриха II, ибо подчинение клира государству было отменено Вильгельмом Завоевателем, который при вступлении на престол поклялся не стеснять свободы церкви. Точно так же и бароны, власть которых при Вильгельме Рыжем (который благодаря их содействию унаследовал престол вместо своего старшего брата) выросла до степени, несовместимой с правами верховной власти, были поддержаны французами во время восстания против короля Иоанна."
75.2.Болезни, вызыванные мятежными учениями:
75.2.1.Мнение, что каждый человек сам определяет, что добро, а что зло.
75.2.2.Мнение, что человек не должен делать ничего, что противоречит его совести (даже если это требуется законом).
75.2.3.Мнение, что вера и святость приобретаются не учением и размышлением, а сверхъестественным вдохновением, или внушением.
75.2.4.Мнение, что суверен подчинен гражданским законам.
75.2.5.Мнение, что право собственности подданных абсолютно.
75.2.6.Учение о делимости верховной власти. Принцип разделения властей абсолютно антигосударственен. В частности, недопустим суверенитет духовной власти от гражданской. Недопустимо и разделение полномочий у гражданской власти.
75.2.7.Разрешение читать античных авторов. Греческие и римские особенно опасны, т.к. поощряли цареубийством (называя его тираноубийством).
"Короче говоря, я не могу себе представить более пагубной для монархии вещи, чем разрешение открыто читать подобные книги, без таких поправок благоразумных знатоков, которые могут противодействовать яду этих книг. Не колеблясь, я сравниваю этот яд с укусом бешеной собаки, вызывающим болезнь, которую врачи называют hudrophobia, или водобоязнь. Ибо, подобно тому как такой укушенный мучается непрерывной жаждой и все же боится воды и находится . в таком состоянии, как будто яд сейчас превратит его в собаку, так и монархия, раз укушенная теми демократическими писателями, которые постоянно ворчат на эту форму правления, больше всего желает иметь сильного монарха и в то же время из какой-то tyrannophobia, или тиранобоязни, страшится иметь его."
75.3.Законодательные сложности с учреждением и взиманием налогов.
75.4.Разные другие.
76.Налоги должны браться от потребительских расходов, а не от прибыли частных лиц.
"Ибо на каком основании должен бы быть более обременен тот, кто работает много и, сберегая плоды своего труда, мало потребляет, чем тот, кто, живя беспечно, мало приобретает и расходует все приобретенное, в то время как один получает не больше защиты от государства, чем другой? Когда же налогами облагается то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно своему потреблению и государство не терпит убытка от расточительности частных лиц."
77.О критериях хороших законов:
77.1."Хороший закон - это тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен."
77.2."Дело в том, что задача законов, которые являются лишь установленными верховной властью правилами, состоит не в том, чтобы удержать людей от всяких произвольных действий, а в том, чтобы дать такое направление их движению, при котором они не повредили бы самим себе своими собственными необузданными желаниями, опрометчивостью и неосторожностью, подобно тому как изгороди поставлены не для того, чтобы остановить путешественников, а для того, чтобы не дать им сбиться с дороги. Поэтому ненужный закон плох, ибо он не выполняет своей истинной задачи."
77.3."Понятность закона зависит не столько от изложения самого закона, сколько от объявления причин и мотивов его издания. Именно это показывает нам намерение законодателя, а когда намерение известно, тогда легче понять закон, изложенный кратко, а не многословно."
78.О царстве Божием. Вообще говоря, Бог властвует, конечно, всем.
"Но называть царствованием эту власть Бога, которая простирается не только на человека, но и на животных, растения и неодушевленные предметы, можно, лишь метафорически употребляя это слово. Ибо о царствовании в настоящем смысле слова можно говорить лишь в отношении того, кто управляет своими подданными при помощи слов и обещания награды тем, кто повинуется, и угрозы наказания тем, кто не повинуется. Поэтому подданными Царства Божиего не являются ни неодушевленные тела, ни неразумные существа, так как они не понимают никаких правил; подданными этого царства не могут быть также атеисты и люди, полагающие, что Бог не заботится о человеческих действиях, ибо они не признают какого-либо слова Божьим Словом, не надеются на Его вознаграждение и не боятся Его угроз. Подданными Бога являются поэтому лишь те, кто верует, что существует Бог, который управляет миром, дал правила и установил награды и наказания для человеческого рода. Всех остальных надо считать врагами Бога."
79.Власть Бога основана не на том, что он все создал, а на его неодолимом могуществе. По этой причине он волен принимать любые решения и не связан никакими постановлениями. Причиной бедствий людей является не грех, а соответствующее решение Бога.
79.1."Много споров вызывал у древних вопрос: почему порочные люди часто преуспевают, а праведные терпят невзгоды? Вопрос этот совпадает с нашим: по какому принципу Бог распределяет блага и невзгоды земной жизни? Вопрос этот настолько труден, что он поколебал веру в божественное провидение не только у простых людей, но и у философов, более того, даже у святых."
79.2."И хотя говорится, что "смерть пришла в мир через грех", и под этим подразумевается, что, если бы Адам не согрешил, он не умер бы, т. е. его душа никогда бы не страдала и не покидала его тело, но из этого не следует, что Бог не мог бы по праву сокрушить его, если бы он и не согрешил, как Он сокрушает другие живые существа, которые не могут грешить."

Часть III. О христианском государстве
80.Третья часть посвящена особенностям христианских государств, связанным с необходимостью согласовать свою жизнедеятельность со Священным писанием.
81.Как Бог может говорить с человеком? Тут два обстоятельства:
81.1.Как Бог говорит человеку.
"Как Бог может говорить с человеком непосредственно, могут достаточно хорошо понимать те, с кем Бог так говорил."
81.2.Как другие могут понять и удостовериться, что Бог говорил этому человеку. Это задача практически нерешаемая.
81.2.1.Если суверен приказывает мне действовать так, как будто я верю, что Бог говорит этому человеку, то задача, конечно, решена.
81.2.2.Если же пророк не поддерживается сувереном, то не очень понятно, как ему доказать свою подлинность.
"Ибо если кто-нибудь утверждает, что Бог говорил ему в Священном писании, то это значит, что Бог говорил с ним непосредственно, а лишь через пророков, апостолов или церковь - точно так, как он говорит всем другим христианам. Если же кто-либо утверждает, что Бог говорил с ним сне, то это значит лишь, что ему снилось, будто Бог говорил с ним. Такое утверждение не может заставить верить тех, кто знает, что сновидения имеют большей частью естественные причины и могут возникать из прежних мыслей и что сновидения, подобные этим, имеют своим источником самомнение, глупое высокомерие и ложное мнение о собственной набожности или других качествах, в силу которых, как человек полагает, он заслужил милость необычайного откровения. Если же человек утверждает, что ему было видение или что он слышал голос, значит, это ему снилось, когда он находился в состоянии между сном и бодрствованием, ибо в таких случаях люди часто, не заметив своей дремоты, естественно принимают свои сны за видения. А если человек утверждает, что говорит в силу сверхъестественного вдохновения, то это значит, что он испытывает такое горячее желание говорить или чувствует себя так вознесенным в своем собственном мнении, что не может указать для этого никакого естественного и достаточного основания. Так что хотя всемогущий Бог может говорить с человеком посредством снов, видений, голоса и вдохновения, однако Он никого не обязывает верить тому, кто утверждает, что Бог с ним таким образом говорил, ибо утверждающий это, будучи человеком, может ошибиться и, что еще хуже, лгать."
82.В целом, по изучению Священного писания можно сделать вывод о наличии двух признаков, указывающих на истинность пророка:
82.1.Творимые им чудеса.
82.2.Поддержка текущей государственной религии и текущего государственного устройства.
82.3.Каждый признак в отдельности недостаточен - нужно оба признака одновременно.
82.3.1.По творимым чудесам, кстати, есть пример в самой Библии, что их одних недостаточно: чудеса египетских волхвов.
82.4.Цитаты из Писания:
"На что я отвечаю на основании Священного писания, что имеются два признака, которые в совокупности, но не каждый в отдельности обнаруживают истинного пророка. Первый - это творение чудес, второй - не учить другой религии, кроме уже раз установленной. Взятый же в отдельности, ни один из них не является достаточным. Если восстанет среди тебя пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь"... то не слушай слов пророка сего и т. д. А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего (Втор. 1-5). Эти слова говорят о двух вещах. Во-первых, что Бог не хочет, чтобы мы одни чудеса принимали за доказательство пророческого признания, ибо они во многих случаях являются лишь испытанием прочности нашей приверженности Богу, как об этом говорится в 3-м стихе. Ибо чудеса, которые творили египетские волхвы, хотя и не были так велики, как чудеса, творившиеся Моисеем, однако были большими чудесами. Во-вторых, что, как бы ни были велики чудеса, однако, если они имеют целью побудить к восстанию против короля или против того, кто управляет его именем, то совершающий такие чудеса должен считаться посланным для испытания верности подданных. Ибо слова эти: "Отступить от Господа, Бога вашего" - равнозначны здесь словам: "Отступить от царя вашего". Ибо заветом, заключенным у подножия горы Синай, они сделали Бога своим царем. И Бог управлял ими при посредстве одного Моисея, ибо только он говорил с Богом и время от времени возвещал его заповеди народу. Точно так же и Христос, Спаситель наш, заставив своих учеников признать его за мессию (т. е. за помазанника Божьего, пришествия которого как своего царя евреи ежедневно ждали и, однако, отвергли его, когда он пришел), не преминул предостеречь их против опасности чудес. Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Матф. 24, 24). Из него видно, что лжепророки могут быть способны творить чудеса и мы не должны принять их учение за Слово Божье. Апостол Павел, кроме того, говорил в послании к Галатам, то если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы благовествовали вам, да будет ему анафема."
82.5.Понятно, что чудеса должны быть очевидными. Не подойдут предсказания событий в далеком будущем или предсказания, сделанные с неопределенным сроком (когда-нибудь). Нужны вещи, проверяемые здесь и сейчас.

философия, англия, Гоббс, XVII век

Previous post Next post
Up