Добрый вечер!
Предлагаю общественности поговорить о «Фотосинтезе» - невероятно красивой игре, где вам предстоит за солнечный свет выращивать свои деревья, чтобы получать победные очки с самых плодородных почв. Правда, сыграв пару раз, мы поняли, что основных правил как-то недостаточно и почти доработали домашние, делающие процесс гораздо более реалистичным. Но на последнем этапе - вопросе отмирания деревьев - возникли споры. Так что этот пост будет трёхчастным: сперва рассказ пойдёт об основных правила, потом - о наших нововведениях (авось кому и пригодятся), дальше - о недодуманном. И, может, вы подскажете что-нибудь новое? =)
Но по порядку.
I. Оригинальные правила игры
Очень просты. Максимальное количество игроков - четыре, каждый берёт себе планшет, семена и деревья своего цвета. Часть планшета занимает счётчик солнечного света - именно за него вы будете совершать все действия в игре. Тут же располагаются памятки, так что даже держать в голове ничего не нужно.
Важно помнить только то, что деревья и семена на планшете вам ещё не принадлежат, но их можно выкупить в запас, чтобы потом использовать. Изначально у вас в запасе два семечка, два маленьких и одно среднее дерево. Во время подготовки к игре каждый выставляет на поле ещё два маленьких дерева.
Своих фотографий, как обычно, нет, поэтому буду брать их из разных источников - во избежание рекламы
Игровое поле представляет собой двенадцатиугольник, вокруг которого, периодически останавливаясь, ходит жетон солнца. Один его поворот - раунд. Игра длится либо три, либо четыре полных оборота. Они почему-то называются «днями», но об этом позже.
Богатство почвы увеличивается от краёв к центру: от одного листика до четырёх. Соответствующие жетоны игрок получает, когда его большое дерево, росшее на таком участке, отмирает. Это и есть победные очки, которые будут подсчитаны в конце игры.
Важно! При подготовке игры стопки с жетонами почвы нужно расположить по убыванию значения победных очков на обороте. То есть, больше всего очков в каждом типе почвы получит тот, кто был быстрее других.
Жетон первого игрока получает самый младший участник партии.
В начале каждого раунда (кроме первого) первый игрок передвигает солнце по часовой стрелке, затем все подсчитывают количество полученных очков света, учитывая направление лучей в текущей фазе. Всё очень просто: маленькое дерево приносит 1 очко, среднее - 2, большое - 3. Деревья, находящиеся в тени других, света, разумеется, не получают. Размеры теней абсолютно такие же: маленькое дерево затеняет одну клетку, среднее - две, большое - три. Маленькие деревья не затеняют большие. Полученный свет игроки отмечают на своих планшетах, затем по очереди тратят его на покупку семян, проращивание и убивание деревьев.
Правило одно: вы можете активировать одну клетку не более одного раза в раунд. То есть, одно ваше дерево не может вырасти дважды за ход или кинуть два семечка. Зато кинуть семечко и сразу его прорастить вы можете, потому что эти действия относятся к разным участкам почвы. А вот сначала подрасти, а потом от этого же выросшего дерева распространиться, - нельзя.
Семечко умеет кидать даже маленький росток - на одку клетку. Среднее дерево - на две и большое, очевидным образом, - на три. Тут каждый сам выбирает - сажать много молодых деревьев, приближаясь к плодоносному центру постепенно, или вырастить первое дерево, чтобы потом распространяться далеко. Но к этой игре тоже применим лозунг: «Это маленький, маленький мир».
Когда вы подращиваете дерево до следующего уровня, прежняя фигурка (или семечко) возвращается на планшет. Если на нём нет места, она уходит из игры окончательно. При этом вы выкупаете деревья и семена с планшета снизу вверх, от более дешёвого к более дорогому варианту. А возвращаются они, наоборот, сверху вниз, занимают самые дорогие ячейки.
На полный цикл вам понадобится 11 очков света: посадить семечко (1), прорастить в маленькое дерево (1), прорастить в среднее (2), прорастить в большое (3), умертвить и получить победные очки (4). Плюс траты на покупку как минимум большого дерева (ещё 4 очка).
Свет от раунда к раунду сохраняется, вы не обязаны тратить его до нуля. Когда все закончили ход, жетон первого игрока переходит к следующему человеку, он двигает солнце и всё начинается заново. Солнечные обороты тоже отмечаются с помощью жетонов, очень удобно.
В основных правилах указано и несколько усложнений. Одно из них - добавить четвёртый оборот, а вот другое по существу, по механике. Оно запрещает проращивать семечки и деревья, если они затенены. И это уже добавляет игре новых красок. Но можно пойти дальше...
II. Свойства деревьев, реалистичная тень
Итак, в «Фотосинтезе» мы видим четыре дерева: ель (с сосновыми шишками, но всё равно очевидная...); дуб; какой-то кудрявый, но всё же клён (семечки видны на первой картинке); липа (опять-таки, опознаётся только по семечкам, но ботанический атлас сказал, что это tilia cordata).
Липа сердечная
В оригинальных правилах их называют просто по цветам, хотя, казалось бы... У всех этих деревьев есть какие-то свои бонусы, позволяющие каждому игроку использовать оригинальную стратегию:
Дуб. Известно, что дубы живут очень долго, и годами остаются маленькими росточками. Зато, если уж пойдут в рост, мгновенно и незаметно вытянутся, чтобы простоять так ещё столетия. Игрок-дуб пропускает среднюю фазу роста, а в начале игры ему сразу выдаётся большое дерево. Таким образом он экономит солнечные очки на покупке средних, но в начале игры уязвим и получает мало света. Кроме того дубы проращиваются не за 3 очка, а за 5.
Ёлка. Кислотное дерево, выжигающее почву под собой. Мало что уживается с ёлками, рано или поздно они подминают лес под себя. Так и игроки-ёлки захватят поле, если их усердно не затенять. По их свойству под стволом елей (на соседних клетках) не выживет никакое другое семечко, так что кидать их туда нельзя. Уже оказавшиеся в земле семена выживают и могут вырасти. Шишка тоже пока безобидна.
Клён. Летучий и богатый семенами, он разбрасывает свои крылатки всюду, где только можно, в огромных количествах. Главное, потом суметь их прорастить. Первая посадка семечка в ходу для игрока-клёна бесплатна. Второе и последующие семена (от других деревьев, соответственно) - по обычной цене в одно солнечное очко. Если не забывать выкупать семена с планшета, можно захватить треть леса на второй ход.
Липа. Вообще по темпу роста она больше всего похожа на дуб, да и вырастает такой же толстой и могучей, но кроме того, липа - знаменитый медонос. Её культивируют люди, её опыляют пчёлы, поэтому игроку-липе даны чуть более выгодные стартовые условия: дополнительное семечко и дополнительное маленькое дерево. Это позволяет уже в первый ход прорастить среднее дерево и не потерять маленькое (оно вернётся на планшет, где только у липы в этот момент есть свободное место). Однако преимущество есть только в первые несколько ходов, потом надо удерживать позиции.
Вообще видно, что так в лесу оказываются деревья «быстрые» и «медленные», сложности у всех свои.
Второе изменение, которые мы внесли - отказ от убывающей плодородности. Располагаем очки в стопках рандомно, но об этом позже, тут свои проблемы с этими очками.
Третье - тень. По усложнённым правилам более низкие деревья тоже затеняют большие - на единицу высоты. И тень ложится уменьшающимся конусом: на первой от ствола клетке она высотой в три яруса, на второй - в два, на третьей - в один. Так свет распределяется равномернее, да и на правду жизни похоже больше. Напомню, что полностью затенённые деревья и семечки не могут вырастать.
Процесс выживания в лесу стал невероятно увлекательным и мозголомным, но непонятно, зачем платить четыре солнечных очка, чтобы убить дерево, которые ты еле-еле тут вырастил? Победные очки лишаются смысла, а игра в перспективе становится бесконечной - до изничтожения деревьев-противников.
Вот тут-то и начинается третья часть.
III. Отмирание деревьев
Мы попробовали в начале раунда убивать деревья в чужой тени, если они полностью закрыты от солнца. То есть, липы не блокируют свет другим липам, но вот клён в их роще может умереть. Дубам пришлось дать иммунитет, иначе они тут же бы погибли. В итоге молодые дубки спокойно заполоняют лес и выживают всех остальных.
Тогда сделали иначе: дерево умирает, если затенено чужим деревом выше себя. То есть единички не убивают единичек (но и семечек тоже, потому что в земле они всегда в безопасности). Но тогда вопрос: кто убьёт большое дерево? Платить за это светом - как-то глупо. Да и времени проходит всего ничего, даже если называть один оборот солнца годом, а не днём.
В оригинальных правилах очки приносит только большое дерево, но можно вычитать модификатор размера из плодородности. Большое: 0, среднее: -1, маленькое: -2. Тогда после смерти маленького дерева, росшего в самом центре леса (на почве с четырьмя листьями), игрок тянет жетон из стопки с двумя листьями. А среднее дерево, стоящее на почве с одним листком, не принесёт ничего.
Это позволяет не гоняться за очками, а сконцентрироваться на закономерном развитии своего вида. Но принципиальным остаётся всё тот же вопрос: что послужит причиной смерти могучего дуба или зарвавшейся ёлки? Пока открыт...
Буду рада идеям!