Давненько я ничего не писал о настольных играх. Последнее время только и делаю, что «строчу» заметки про собственный проект, разрабатываемый в RPG Maker-е… прямо в поте лица. Но от всего надо отдыхать. Да и не RPG Maker-ом единым жив человек. К настолкам я приобщаюсь в городском клубе; медленно и неторопливо, погружаясь в сие занятие. Недавно даже наткнулся на игру, которую захотел купить себе домой, чтобы стояла на полке в коробочке вся такая красивая. Правда, в последний момент, когда интернет-магазин уже предлагал выбрать способ доставки и вариант оплаты, моя внутренняя жаба, всё же, смогла убедить меня в том, что 3690 рублям всяко найдётся лучшее применение. Но сама по себе настолка залипательная.
Проект называется - Seasons (Сезоны) и рассчитан на компанию от двух до четырёх человек. Время игры занимает от 1 до 2 часов. Нюансов в игре хватает, но, как мне лично показалось, «порог вхождения» у Seasons невысокий. При этом настолка увлекательная и забавная, с разумным сочетанием рандома и личного скилла при расчёте общего вклада в победу.
Про что же эта игра? Вкратце, Seasons описывает состязание магов. Над миром не нависла великая угроза, не пробудились древние силы, не обозлились на тщедушных людишек могучие боги. Даже не случился зомби апокалипсис. Всего лишь четвёрка магов устроила турнир «на спор». Цель: определить, кто из чародеев успеет собрать наибольшее число волшебных кристаллов к определённому сроку. Свободного времени у наших протеже было явно завались, поэтому срок они отмерили солидный. Не день, и не месяц, а целых три года.
Год разбит на четыре сезона: осень, зима, весна и лето. Что логично и правдоподобно.
Каждый сезон занимает ровно четверть года, и-и-и… это уже не очень правдоподобно. Создатели пытаются убедить нас, будто бы зимушка белая зима продолжается ровно столько же, сколько тёплое и яркое лето, то бишь не добрую половину года, а только его четверть.
Впрочем, в фэнтези-мирах какой только дичи не бывает, так что не будем сильно придираться.
У каждого сезона есть свой набор кубиков: у зимы - синие, у весны - зелёные, у лета - жёлтые, у осени - красные. На гранях кубиков выбиты символы, дающие игрокам различные бонусы.
В начале раунда первый участник бросает на стол все кубики текущего сезона. Далее, в порядке очереди, игроки забирают себе по одному кубику, зачисляя в актив бонусы, соответствующие значкам на выпавшей грани. Могут попасться:
1. Цифры - это волшебные кристаллы (они же очки победы). По завершению третьего года, игрок, набравший больше всех кристаллов, объявляется победителем.
2. Жетоны стихий (огня, воздуха, воды и земли) - по сути, это мана необходимая для разыгрывание карт, но ещё жетоны можно выменивать на всё те же кристаллы, в случае, если у игрока имеется доступ на рынок.
3. Звёздочка - символизирует эдакую колдовскую силу чародея. Каждая звездочка даёт игроку право разыграть одну дополнительную карту (подробнее об этой механике чуть ниже).
4. Большой круг - упомянутый в пункте №2 доступ на рынок. Он даёт право материализовать накопленную ману в кристаллы. Ценность стихий разнится от сезона к сезону. К примеру, зимой за жетон земли можно выручить три кристалла, а за жетон огня - два, вода же с воздухом торгуется всего по единичке. Летом, весной и осенью курс иной.
Помимо представленных символов на грани каждого кубика набиты белые точки: от одной до трёх штук. Точки отмеряют игровое время. В конце раунда жетон календаря сдвигается на выпавшее число точек. При этом учитывается «неактивный» кубик, который не был взят ни одним из игроков. Это довольно важный момент. Тем участникам игры, которым выгодно затягивание партии, целесообразно взять кубик с максимальным числом точек (даже в ущерб прочих бонусов); и напротив - участники, чувствующие, что победа близка, могут оставить своей выбор на кубике, ускоряющим время. Как следствие, зима (или иной сезон) может, как проскочить за один раунд, так и затянуться (ну прям как в реальности) на 2-3 хода. Всё зависит от случая и выбранной участниками тактики.
Помимо кубиков и календаря каждому игроку выдаются небольшой планшет.
Вверху планшета размечены ячейки под жетоны стихий (максимум до 7 штук). Жетоны, как ни трудно догадаться, копятся в соответствии с выпавшими на кубике значками. Перо символизирует воздух, растение - землю, капелька - воду, пламя - огонь. Жетоны имеют свои цвета, но ориентироваться лучше по символам, поскольку фишки огня почему-то раскрашены в жёлтый, а воздуха - в красный О_о! Фиг знает почему так сделано, но так сделано. Вроде и мелочь, но первое время путаешься.
Жетоны стихий требуются на разыгрывание карт.
Значки маны в центре любой карты соответствуют числу жетонов. Некоторые карты требуют для разыгрывания ещё и кристаллов (очков победы). Каждое заклинание обладает уникальным эффектом. Как правило, положительным для владельца, но случается, что выпадает возможность вместо блага себе лично подбросить какую-нибудь гадость соседу, т.е. сделать одну из самых радостных для простого человеческого сердца вещей. Например, элементаль ветра превращает жетоны всех прочих игроков в жетоны воздуха. Копил-копил человек ману воды и земли на призыв сундука с сокровищами, а ты ему раз… и всё поменял на воздух. Приятно, пускай у самого в загашнике кристаллов-то и не прибавилось.
Помимо маны на большинстве карт имеются и цифры победных очков, они прибавляются к собранным кристаллам в конце третьего игрового года. Разумеется, в учёт идут лишь те карты, которые были активированы, а не пролежали в руке до конца игры.
Некоторые карты, например артефакты, помимо разового эффекта, обладают ещё и активируемыми способностями. Ими можно пользоваться на протяжении всей игровой партии, но не чаще чем один раз за раунд.
Очень важная деталь: никакие карты, что с постоянными эффектами, что с одноразовыми, после разыгрывания не отправляются в стопку сброса. Они выкладываются вдоль планшета, при этом, игрок не может разыгрывать карту, если ему не хватает звездочек (колдовской силы). Собственно, в начале игры, прежде чем расхватывать жетоны стихий или доп. карты при выпадении кубиков, следует озаботиться сбором этих самых звёздочек, поскольку каждый участник начинает с гордым нулём баллов колдовской силы, т.е. без права разыгрывать карты вообще. О чём чётко указано на планшете. Так же на планшете указаны доступные штрафные бонусы. Трижды за игру участник может: либо поменять два жетона одной стихии на два жетона другой, либо получить доступ на рынок, либо увеличить колдовскую силу на 1 балл (звёздочку), либо взять две карты, сбросив затем одну из них. Бонусы можно брать в любом порядке, никто не запрещает брать одинаковые бонусы несколько раз. Однако активация каждого эффекта накладывает штраф, снижающий общее число очков победы. За первый бонус штраф будет четыре кристалла, за второй - девять, за последний - уже минус пятнадцать баллов. Дополнительно в правом нижнем углу каждого планшета имеется большая круглая дырка, она нужна… я так и не понял для чего.
«Автоматический добор» карт в конце раунда в Seasons отсутствует. Однако в начале игры каждый участник тянет из колоды сразу девять штук. Карты следует распределить на три равные кучки: на первый, второй и третий год соответственно. Отложенные на второй и третий год карты нельзя актировать в первом, но неиспользованные за цикл карты переходят на следующий круг (примечание: правда стоит упомянуть, что если вы не успеете в первый год разыграть даже три карты, это будет первым признаком того, что игра складывается для вас как-то не так).
Опытные игроки перед началом партии могут устроить драфт и в закрытую обменяться картами друг с другом, сделав игру менее рандомной (одни карты хорошо сочетаются с другими и временами получается собрать интересные комбинации). Однако при самой первой игре, имхо, драфт будет мало полезен. Карт в игре много, а полезность некоторых понимаешь только с опытом. Однако со временем драфт становится весьма актуальным и полезным делом, растягивающим партию ещё эдак на полчасика.
В принципе, это всё. Есть ещё ряд дополнительных правил, но общую суть игрового процесса я передал. Seasons - не та настолка, в которую можно прямо вот сразу сесть и начать играть, но и кучи времени на «вкуривание мануалов» она не требует. Уже через 15-20 минут можно вполне вольготно играть, совершая осмысленные действия.
Seasons - игра несложная, но при этом увлекательная и, что немаловажно, располагающая к реиграбельности. Каждая партия оборачивается по своему. Дополнительно хочется похвалить арт и дизайн настолки. Карты и кубики выглядят симпатично (только с жёлтыми жетонами огня, конечно, фейл), их приято держать в руках. Дополнительный плюсик за то, что игра доступна в русской локализации.
Стоит ли всё описанное добро 3690 руб + доставка?! Ну-у-у, моя внутренняя жаба категорично утверждает, что нет. Но это её субъективное «ква-мнение». Я же вам так скажу, если вы не одиноко проживающий задрот, и у вас регулярно собирается компания друзей до четырёх физ.лиц включительно - то Seasons своих денег стоит. Ну, а если не собирается, то возможно… в вашей жизни есть проблемы посерьёзней дорогих настолок.
PS. Если вам понравилась моя заметка, возможно, вам понравится и разрабатываемая мной в RPG Maker компьютерная игра. Эпично-юмористечский инди-рпг-проект - Героини Меча и Магии. Подробнее прочитать об игре и скачать демку можно в
моём же блоге или в
группе игры в VK.