Баталия (настолка).

Mar 14, 2019 12:29



На минувших выходных я, наконец, собрался силушками и соизволил «дотащить» своё бренное тело до клуба настольных игр, где и познакомился с небольшой, но весьма занятой вещицей под названием «Баталия». Проект зиждется на трёх китах, необходимых каждой хорошей настолке:
1. Легко освоить.
2. Трудно выиграть.
3. Не требует много времени.

Все эпохальные настольные игры (вроде, « Ужаса Аркхэма»), когда ты сперва долго и упорно собираешь подходящую компанию, подбирая время и место, затем 2-3 часа изучаешь правила, потом аккуратно раскладываешь все фишки и карточки, затем over-дофига времени рубишься-рубишься, то и дело беспокоясь, как бы у одного из участников, вдруг не зазвенел в телефон, и он бы не «свалил в закат», с формулировкой: «Сорри, надо бежать, когда-нибудь потом доиграем»; при этом… все понимают, указанное «потом» не наступит уже никогда. Проще начать заново. Эпохальные настолки, конечно, привлекают. Они большие и замечательные, но отнимают слишком много времени - самого затратного и драгоценного ресурса XXI века.

«Баталия» - игра иного типа. Чтобы разобраться в правилах вам понадобится от силы 10-15 минут, а сами «матчи» длятся немногим дольше. НО! И это главное и самое, «от скилла» здесь реально многое зависит.

Игра напоминает старый добрый покер, но покер раскрывает себя по-настоящему только в игре на реальные деньги. Все, кто думает, будто покер целиком завязан на удаче, а победить в картишки может любой дурак - глубоко не правы. Покер - очень интеллектуальная игра, но её главная проблема состоит в том, что многим потенциально хорошим интеллектуальным игрокам хватает этого самого интеллекта, чтобы никогда с покером не связываться, дабы не платить «за обучение» две-три зарплаты.

«Баталия» лишена упомянутого эффекта. Реальных денег настолка не требует, но в остальном у неё и у покера довольно много общего.




Базовая колода состоит из 60 карт, разделённых на 6 мастей. Карты пронумерованы от 1 до 10. Для геймплейя важны лишь эти цифры, но поскольку «Баталия», как бы, иллюстрирует битву между двумя средневековыми феодалами, на картах изображены воины: от шута-барабанщика до тяжёлого рыцаря. Картинки, на мой вкус, приятные. Поскольку на дворе у нас «феодализм», то война между знатными лордами начинается не за руку какой-то там красавицы, и, тем более не во имя рыцарской чести, а за, собственно, «феоды» - земли. Посему в дополнение к воинам идут 9 карт локаций: холмы, равнина, замок, город и т.д.

Победа достигается двумя способами. Необходимо раньше соперника: либо захватить 3 поля, расположенные по соседству, либо просто занять 5 феодов из 9.

На старте игры карты земель раскладываются в одну линию. Далее игроки берут по 6 карт-воинов из базовой колоды, а затем, в порядке очереди, выставляют бойцов в локации, которые желают занять. За один ход можно (и обязательно нужно) выставить одного бойца, затем следует добрать новую карту из колоды.




Как только по двум сторонам феода оказываются выставленными по трое солдат от каждого игрока, начинается «бой». Результат сражения зависит от «набранного строя», или (если говорить в терминах покера) от собранной комбинации.
Всего комбинаций пять:
1. «Клин» - самая сильная сборка. Три карты одной масти, идущие по порядку своих номеров. Например: 7,8,9 чёрно-желтой масти.
2. «Каре» - три карты разных мастей с одним номером. Например: портвейн рыцари три семёрки.
3. «Колонна» - три карты одной масти (цвета).
4. «Фаланга» - тоже, что и «Клин»; но масти карт могут быть разными.
5. «Врассыпную» - просто случайный набор карт, не складывающий ни во что.



Шут (1), лучник (2) и арбалетчик (3), собранные в клин, победят любую комбинацию рыцарей, если только те сами не соберутся в другой клин. Если игроки выставляют равные комбинации, то побеждает та, где сумма значений выше - это особенно актуально при битве врассыпную.

Описанного уже хватает, чтобы сделать игру сложной. При кажущейся простоте, «борьба ума и нервов» между соперничающими «феодалами» идёт, мама не горюй. Во-первых, редко, когда из колоды сразу удаётся набрать достаточное число карт, чтобы гарантировано собрать 2-3 сильных комбинации (строя). Во-вторых, даже если всё получается, и «карта прёт» - сходу выкладывать все козыри на стол невыгодно. Допустим, мне пришёл 1 (шут), 2 (лучник) и 3 (арбалетчик) чёрной масти. Получается, за три хода я могу собрать «Клин». Тем не менее, мне будет выгодней, сначала поставить шута (как бы на замануху), и подождать, пока соперник отдаст на эту локацию каре или колонну рыцарей. Однако соперник тоже не дурак: на мой клин он может ответить своим клином, только более высокого ранга. Часто соперники идут на блеф. Допустим, у меня есть Шут и Лучник, но для клина не хватает Арбалетчика. Тогда я могу их заранее выставить, и попытаться убедить оппонента отдать мне поле без боя (сбросив туда лишние карты). Однако весь блеф будет раскрыт, если, например, недостающая карта уже досталась не мне, а сопернику. Тогда он вполне может ответить на мой блеф своим блефом и до определённого момента водить на меня за нас, делая вид, будто готов сдать феод, который он, по сути, уже выиграл.

В общем, есть над чем поломать голову. Однако для пущего веселья в «Баталии» есть и два усложненных режима:
Во-первых, на обратной стороне карт локаций указаны их свойства. Например, Город при взятии даёт не одно, а сразу два очка победы; а Замок требует, чтобы один из игроков (атакующий) выставил не три, а четыре воина, при этом, самый старший из них будет считаться заранее убитым (т.е. не участвующим в комбинации).
Во-вторых, в игре есть дополнительная колода из 10 карт тактик. Они лежат отдельно и, по завершению хода, при желании, игрок он может взять карту не из основной колоды (воина), а рискнуть и попробовать выставить тактику. Например, карта Туман аннулирует все собранные комбинации на выбранной локации - то есть, чтобы игроки на ней не собрали, расчёт победы в битве будет произведён, как для строя врассыпную.

По договоренности соперники могут играть: либо с колодой тактик, либо со свойствами локаций. Возможно, и то, и другое вместе, но я не рекомендую. Реально голова пухнуть начинает от того, сколько всего надо учитывать: свойства локаций, тактики, плюс, приходится постоянно «мониторить» поле боя, отслеживая уже выложенные карты. Так, вы никогда не возьмёте на блеф соперника, если для сбора клина вам не хватает одной строго определенной карты, и эта карта уже разыграна на в соседнем феоде. Разумеется, есть шанс, что ваш оппонент в этот момент будет «долбиться в шары» и ничего не увидит, но рассчитывая на такое, сами понимаете, не стоит. Хотя, одну партию я лично выиграл сугубо из-за того, что мой соперник совершенно забыл, что для победы можно захватить и 3 локации по соседству, а не 5 локаций из 9, как это обычно бывает. Просто вылетело у человека из головы это правило.




Подводя итоги: при видимой простоте и лёгкости в освоении, «Баталия» - очень глубокая и интересная игра, где баланс между умением и удачей (рандом) выстроен практически идеально. Можно случайно проиграть 1-2 партии, если карты реально не зашли, но при долгой игре всё решают: внимательность, расчёт и разумный блеф.

Из недостатков могу выделить только цену. Как я глянул в Интернете, за «Баталию» сетевые магазины просят 600 руб + доставка. Цена не кажется уж очень высокой, но, по сути, игра не слишком далёко ушла от стандартной игровой колоды на 54 карты, которую можно купить в любом ларьке. Однако если цена не смущает, то рекомендую - весьма годное развлечение на две персоны (есть ещё вариант правил для игры втроём, но там всё уж слишком запутано).

PS. Если Вам понравилась моя заметка, приглашаю вас в свой журнал. По ссылке Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные обзоры, рассказы и статьи за моим авторством.

партия:10-30мин, игроков:2, рубрика:обзор, сложно?да!, подготовка:5-9мин

Previous post Next post
Up