Ну-у же… те из Вас, у кого дома была, или до сих пор хранится сия прелесть, признавайтесь, сейчас был мощный приступ ностальгии!? В самое сердце же? В моём ЖЖ хватает обзоров на старые игры и книги, но сегодня я, должно быть, превзошёл сам себя! Одна старая потрёпанная обложка, но сколько воспоминаний за ней кроется. Где-то сейчас на задворках разума Вы уже вспоминаете бессмертное: «Да! Были люди книги в наше время, не то, что нынешнее племя…».
Собственно, я мог бы ничего и не писать, только оставить скриншот. Ваша память всё сделала бы за меня. Однако - это же не мой метод. Чтобы я, да без обзора на овер 5 тыс. знаков?! Да и многие, уверен, пропустили сей шедевр, ибо тираж книги, а вышла она в 1996 году, составил 10 тыс. экз. Надо же рассказать людям: чего ещё хорошего в своей жизни они пропустили.
Без дураков «Странник, изгоняющий мрак» - полноценная ролевая игра. С открытым миром, поиском экипировки, набором экспы, сражениями, заклинаниями, случайными событиями и т.д. и т.п. В отличии конкурентов («Три дороги», «Подземелья чёрного замка» и других книг, о которых я расскажу, когда, и если, будет желание) «Странник» действительно больше игра, нежели книга. Великолепный подарок несчастному ребёнку, поздно выклянчившему из родителей персональный компьютер.
Обладание книгой мгновенно давало +100 баллов к авторитету среди друзей и одноклассников, ибо производила совершенно убийственный эффект. Вместо того, чтобы бегать курить и пробовать пиво за школу, детишки сажались за стол, доставали: листочки в клеточку, карандаши и ластики. Если бы не игральные кубики зрелище было бы настоящей благодатью для взора родителя или учителя. Казалось, детишки занимаются. Сорванцы читали! Более того, по заветам Ильича, они стремились понимать написанное. Обсуждение правил порой вызывало жаркие дискуссии.
Конечно, сейчас очевидно - ролевая система в игре не идёт ни в какое сравнение с Dragons&Dungeons. Вероятно, «Странник, изгоняющий мрак» стал талантливой, но примитивной адаптацией знаменитой американской настолки. Однако книга пришла в нужное время и в нужное место. Ну, скажите, где в России середины 90-ых в провинциальном заполярном городке можно было купить восьми или двенадцатигранные кубики? Правильно - НИГДЕ! Вдобавок, для нормальной игры в D&D требовалось закупаться специальными книгами, которых на русском языке тогда особо и не водилось, да и ценник на них был и есть соответствующий.
Здесь же всё в одном флаконе, вернее, в книге. «Странник, изгоняющий мрак» начинал затягивать даже не с первой страницы, а с разворота, на котором имелась вот такая чудесная карта мира Гохан:
Каждая подписанная область - это отдельная локация со своей историей и обитателями. Сюжет и лор игры довольно банальны, но в эпоху расцвета пафосно-героического фэнтэзи требовать большего было нельзя. Гохан - это большой остров, размером примерно с Англию, населённый: людьми, эльфами, орками, гоблинами и прочими типичными для фэнтэзи мира существами. Давным-давно на острове произошла война между силами Тьмы и Света. Огромной ценой зло удалось загнать на Остров Пурпурной Медузы, где оно теперь, готовится к новому вторжению. После победы Воитель Света куда-то пропал, и единого лидера, способного сплотить армии Гохана, нет.
Но существует легенда, незадолго до новой войны появится Странник, который соберёт пять великих волшебных кристаллов и с их помощью победит Чёрного Мудреца. Вслух немногие желают своим детям выбрать карьеру странствующего авантюриста, но в тайне каждый отец на Гохане надеется - именно его сын станет тем самым легендарным Странником (На дворе был 1996 год, девочкам играть в подобное по умолчанию не полагалось, поэтому Странник может быть только мужчиной. С женскими типажами автор даже не запаривался).
Открывая книгу, читателю предстоит выяснить: кем станет созданный им персонаж? Долгожданным Странником или поддавшимся самообману авантюристом, сложившим голову вдалеке от родного дома.
Локаций в игре довольно много, при этом, игра настраивает читателя на их повторное посещение. Конкретное событие каждый раз определяется броском кубика. «Невидимых стен» в книге, разумеется, нет. Забрести можно, куда угодно, и погибнуть в начале игры очень легко. Даже в пределах одной локации судьба может распорядится по-разному. На пути может встретиться, как относительно безобидный зомби, так и могущественный вампир, на которого действует только оружие из благородного металла.
И это далеко не весь рандом. В игре есть так называемые «свободные тропы», представляющие собой 121 случайное событие, определяемое бросками четырёх кубиков. Сумма первых бросков (от 2 до 12 баллов) засчитывается в горизонтальную линию, третьего и четвёртого в вертикальную. Далее остаётся найти в представленной таблице номер эвента и отправиться навстречу неизвестности. Дополнительные 36 случайных событий имеются в таверне, куда герой вынужден заходить после каждого перехода по свободным или основным тропам.
Кубики приносят, как награду, так и верную смерть. Нарвался в начале игры на дракона и всё! Генерируй персонажа заново (впрочем, мы понимаем, при желании в книгу легко «встраивается» система сохранений).
Аналогично на воле кубиков построена боевая система. В игре присутствуют четыре класса героев:
- Воин
- Вор
- Бард
- Шаман (маг).
Базовых характеристик тоже четыре:
- Сила
- Ловкость
- Здоровье
- Интеллект
Первоначальный размер навыка, как и в системе D&D, определяется броском кубика. Сила влияет на показатель атаки. Например, 5 очков силы дают 3К+2 нападения (три броска обычного шестигранного кубика + 2 балла). Ловкость определяет параметр защиты (а также шанс кражи у вора), теже 5 очков дают 12 баллов. Соответственно, бой проходит по элементарной схеме. Сперва определяется очерёдность ходов. Далее начинается обмен ударами (времени подхода к противнику и прочего боя «по клеточкам» здесь нет). Если сумма атаки нападающего превышает сумму защиты обороняющегося, последнему наносятся повреждения, определяемые показателями оружия. Так до тех пор, пока число жизней врага или героя не будет сведено до нуля. Общую живучесть персонажа определяет навык здоровья. Интеллект влияет на очки маны. Всего в игре 20 заклинаний шамана и 4 песни барда, разной степени маностоимости и эффективности. Заклинания читаются вместо атаки. На старте игры их знает только шаман, остальным классам заклинания приходится учить. Шанс успешного изучения заклинаний определяется броском кубика, у воина вероятность ниже всех.
Как и во всех приличных РПГ за убийство врагов персонаж получает опыт, который (как и размер трофеев) необходимо скрупулёзно записывать на бумажку. Набрав от 70 до 100 единиц опыта, читатель получает возможность увеличить своему персонажу одну из характеристик. Всё достаточно просто, но эффективно работает.
Пересказывать все правила нет смысла. Если заинтересовались игрой, проще самому взять книгу и всё прочитать за вечерок. Ничего сложного или заумного в игре нет.
Остаётся один вопрос: «Где же взять книгу?». Каюсь, я сам потерял мою прелесть свой экземпляр! Видимо, дал кому-то поиграть и ушло с концами. Примерно раз в год я предпринимаю попытки отыскать книгу у себя или у родителей, но каждый раз неудачно. Однако мир не без добрых людей!
Книга выложена в сети абсолютно бесплатно!
Даже сейчас «Странник, изгоняющий мрак» имеет некоторые преимущества перед маститыми конкурентами:
- во-первых, халява! Кроме листа, карандаша, стандартных кубиков и самой книги для игры Вам ничего не нужно.
- во-вторых, в Странника вполне можно играть одному. Собственно, в детстве, я этим часто занимался пока комп не купили. В компании веселее, но в книгу встроен режим «Сам себе геймастер», что изрядно снижает порог вхождения. Компанию зачастую фиг соберёшь.
PS. По ссылке
Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные статьи за моим авторством. Там же Вы найдёте ссылку на донат на случай, если Вам нравится моё творчество, и Вы хотите меня поддержать. Так же буду благодарен за подписку и за репост моих статей (в пределах разумного). Ещё у меня есть группа
Вконтакте!