Немного Евпатории в начале августа.

Aug 13, 2020 20:19

Евпатория светлый, просторный, словно расчерченный по линейке на квадраты,плоский, большой город-курорт. В Евпатории есть старый и новый город, по Евпатории ходит обаятельный трамвай. Широкие тротуары обсажены акациями и присыпаны густым слоем желтых лепестков. Снять жилье в августе было трудно, на Букинге ничего, и цены взлетели, но люди подсказали - и вот она, простая, беззвездная гостиница Апогей на углу улицы Фрунзе и Некрасова. Рекомендую. Прекрасно сдали сначала 2-местный номер, а на следующий день и одноместный номер, которого более чем достаточно для скромных путешественников.
В один день мы обошли четыре храма. На солнцепёке, в каменных улочках Евпатории. Билет на такую экскурсию стоит 600 рублей и называется экскурсией по Малому Иерусалиму. Неужели скоро осень? У нас это "скоро осень" начинается сразу же в августе. Август спелый, изобильный, с коричневой каемкой по краю листа, с золотой соломой, с подступающей грустью. Но не так в Крыму. Там знойный лучезарный день набирает силу уже в 10 утра и безраздельно царит до вечера. И нет никакой грусти в августе, радостно наливаются соком и чернеют виноградные гроздья, золотятся на ветках оранжевые персики. В Евпатории старый город каменный, малоэтажный, улицы мощены плиткой. Первой была мечеть Джума-Хан-Джами 1564г. Мы облачились в длинные шелковые халаты - бирюзовый и синий. И вошли в мечеть. Молодой имам сверкал глазами и пугал нас страшным судом. Мы же рассматривали витражи Ходжи Синана . Только геометрические и растительные орнаменты допустимы, больше никакого изображения, чтобы случайно не поклониться творению вместо Творца - вещал экскурсовод. Под куполом мечети византийского стиля 4 стены и растительные орнаменты витражей рассказывают языком форм и цвета о смене 4-х времён года, напоминая о быстротечности времени. Ходжи Синан, главный архитектор турецкого султана, происходил из христианской семьи и всю жизнь в своем творчестве вдохновлялся Святой Софией. И это заметно - в Джума Джами большой центральный купол с 16 окнами. Спасётся лишь тот, кто правильно верит! И даже грешник, имеющий каплю правильной веры, может быть извлечён из ада! О, это многое об'ясняет. И напоследок - зачем вы превратили Айю Софию в мечеть?!! У нас есть фетва - если здание было мечетью, его уже нельзя использовать по-другому! Итак, спасаются мусульманской верою, воскресают с телом и душой, чтобы навсегда идти в рай или в бесконечный, усиливающий мучения вечный ад! И посмотрел на нас, как на обречённых. Но мы вышли на солнце и отправились дальше. В кенасы караимов, а перед этим на завтрак в кафе караимской кухни Караман. В нем те же янтыки и чебуреки, как по всему Крыму, но я выбрала суп сувук шорба и стакан бузы - ячменного кваса. Суп с экзотическим названием оказался свекольником с орешками на кефире. Караимы меж тем перед нами не появились. Они выслали молодую деву-историка, которая и провела подробную экскурсию по дворам кенас. Сами кенасы - Большая и Малая - закрыты и входить в них не караимам нельзя. Впрочем мы могли фотографировать интерьер храма через круглые прорези в стеклянных дверях, но если уронить смартфон внутрь, то достать его сможет только караим. Интерьер вполне традиционный, напоминающий синагогу или костел. Правда на хорах за деревянными решетками молятся только дамы. Весь комплекс это анфилада солнечных дворов с колоннами из белого мрамора и напоминает скорее что-то античное. Закон караимы соблюдают ещё буквальнее иудеев и не признают никакого священного предания - никакого Талмуда. Караимы добросовестные граждане и благотворители, построившие много учреждений , в их числе первые здравницы Евпатории.
     Ремесленная синагога Евпатории Егие Капай, построена на средства ремесленников в 1912 г. В синагоге я была впервые. Кирилл надел белую аккуратную кипу. Молодой энергичный экскурсовод - глава еврейской общины Евпатории - очень старался произвести наилучшее впечатление. Постоянно сыпал шутками и анекдотами, поясняя смыслы. Пример цветистой талмудической логики - два человека спускаются по трубе, у одного лицо чистое, у второго в саже - кто пойдет умываться? Пойдет тот, у кого чистое - он посмотрит на чумазого и решит, что тоже чумаз, и пойдет умываться - но нет, может быть и по-другому... никто не пойдет умываться...чумазый посмотрит на чистого и подумает, что чист, а чистый превознесется и подумает - уж я-то не такой чумазый... И так до бесконечности. Весело, остроумно, хитроумно, озорно. Вначале я подумала, что в этой притче есть моральный подтекст - взгляд, брошенный на недостатки ближнего, мобилизует на работу над собой...но нет. Все дело в контексте. Закон свят и должен быть исполнен до буквы, до малейшей чёрточки, применительно ко всем возможным контекстам. Вот для чего написан талмуд. Алтаря же в синагоге нет, есть священный шкаф для хранения свитка торы. Свиток пишет сойфер на длинном, многометровом листе пергамента из кожи непорочного теленка, и не должен сделать ни одной помарки, иначе придется все переписывать заново. Синагога это собрание, и в ней можно обсуждать светские дела, пить чай, отмечать дни рождения. Караимы же не желают брататься с иудеями, не смотря на все усилия общительного главы иудейской общины - они очень замкнуты.
    Текие дервишей - это своеобразный монастырь для бродячих дервишей суфизма. Ныне небольшой комплекс со старинной мечетью Шукурла-эфенди. До 90 года, как и мечеть, как и кенаса, как и синагога,как и православный храм,текие было овощехранилищем, а также в нем размещались разные учреждения. Но овощехранилище обязательно - прямо по псалму Давида. Экскурсовод узбекской внешности грузил нас сложными терминами из мистической практики суфиев и внутри круглой мечети без михраба рассказывал как надо кружиться, чтобы впасть в религиозный транс. Не ищите Всевышнего по направлению к Мекке, ищите Его внутри вашего сердца. Голова должна быть все время наклонена к правому плечу, тогда пережимается правая сонная артерия и создаются условия частичной гипоксии мозга. Тут-то все и начинается... А нельзя ли иметь видения без гипоксии? Знатоки нам отвечают - нельзя. После ночи радений дервиш может продлить свое богообщение в одной из ниш, по периметру, наподобие капелл костела, окружающих главный зал. Экскурсовод предложил нам прикосновением к притолоке почувствовать энергетику ниши. А затем повел нас мимо священного колодца и плодоносящего персика в маленький музей. В одной из витрин я видела кукольных дервишей в кафтанах-солнце и высоких колпаках на фоне репродукции известной картины Верещагина. Экскурсовод не стращал нас адскими муками, не проповедовал, он грузил нас тонной информации и заметил, что суфии порой считались диссидентами ислама... Так что намек на метафизику нашелся только у диссидентов, да и вообще с ними всегда проще.
       Мы могли бы ещё посетить старые турецкие бани и выставку внутри ворот Одун Базар Копусу средневекового города Кезлев (древнее имя Евпатории), но просто не успели. Элементарно устали, испеклись. Побрели в отель полежать и потом гулять на набережную. Нормальный проход к морю в черте города найти сложно, большинство пляжей огорожены и запираются уже в 19.00. Места надо знать. Широкие аллеи на набережной являли сад наслаждений, в котором публика ела, пела, танцевала и снова ела в ресторанах, пиццериях, кафе и чебуречных. А на утро нас ожидала экскурсия на соленое озеро Сасык-Сиваш с заездом на Лебединое озеро.






















Беломраморные дворы кенас.


Храм караимов через стекло.


Царский портал караимов - через него входит Царь-батюшка, если пожаловал, священнослужители и новобрвчные. Кажется еще младенца мужского пола вносят впервые.


Вид на синагогу.




Мечеть суфиев.




Метафизический портал дервиша.












Здесь добывают соль уже несколько столетий.


Хорошо видно, что соль на колышках розовая. Колышки просто разграничивают делянки. В воде обитает одноклеточная водоросль Dunaliella salina, которая вырабатывает повышенные количества В-каротина. Но розовую окраску воде придает не она, а галобактерии из царства Археи. Хотя все экскурсоводы твердят про дуналиеллу, но она иногда только добавляет немного оранжевого колера. Галобактерии используют в качестве светоуловителя красный белок бактериородопсин, а не пигмент хлорофилл. И дуналиелла и галобактерии успешно используются в нанотехнологиях.

D


И прощальный взгляд на Фиолент.

крым

Previous post Next post
Up