Индийский плацкартный вагон очень похож на наш, но матрасов в нем не выдают. Приносят запечатанное чистое белье и вы его стелете прямо на полку. Мягкую, но с матрасом было бы мягче, и белье бы не съезжало. Я не знаю почему матрасов нет - может оно и к лучшему, с другой стороны? Полку можно помыть, а вот матрас надо менять. Полочки для вещей тоже нет - вместо нее со стены свисает сетка наподобие баскетбольной, только маленькая, в нее помещается лишь бутылка с водой. Как бы там ни было, я заснула и проспала прибытие в Дели. Внезапно проснувшись, я обнаружила себя в окружении трех юношей в алых тогах и оранжевых шароварах. Они что-то толковали мне, но я не понимала ни слова. Потребовалось несколько минут, чтобы я увидела на каком свете нахожусь и окончательно проснулась. Тут я осознала,что это носильщики, и отказалась от их услуг. Мы моментально покидали вещи в рюкзаки и вышли на перрон. Вокзал Хазрат Низамуддин встретил нас тропическим ливнем. Я полагала, что мы сядем в зале ожидания и обдумаем дальнейшие планы, но сразу стало понятно, что не то что сесть, яблоку упасть негде на вокзале. Пассажиры,многочисленные,как муравьи, сновали с поклажей по всем направлениям. Нечего было и думать найти здесь камеру хранения и идти искать гробницу суфия Хазрата Низмуддина, расположенную как раз в районе вокзала. Как-то с суфиями нам в этой поездке не повезло, мы не смогли посетить ни одной суфийской святыни. Пришлось прыгнуть в такси и за 800 рупий ехать через мокрый Дели в аэропорт, чтобы закинуть вещи в камеру хранения. Наш самолёт был в 2 часа ночи.
Гулять по Дели в дождь казалось безумием, и мы поехали в музей ремесел. И хотя я нашла этот музей на карте в гугле, в реальности мы проискали его 2,5 часа. Вышли на указанной станции метро и стали зачем-то спрашивать дорогу у полицейских и просто прохожих. Никто не знал или все посылали нас в разные стороны. Но и сразу взятое правильное направление все равно не привело бы нас к цели быстро, потому что найти музей среди разрытых канав, заводов, автомоек, автопарков оказалось безумно сложно уже тогда, когда мы были недалеко от входа. К счастью , на эти 2,5 часа выглянуло солнце. Мы шли вдоль бесконечной трассы, на которой шел бесконечный ремонт, причем раза три попадались участки, по которым пройти нельзя было в принципе, если только не идти по самой трассе, уворачиваясь от машин и ступая по лужам. Но для Индии это нормальная ежедневная судьба пешехода. По дороге мы нашли делийский зоопарк и встретили трех трансвеститов из касты хиджра. Старший или страшая попросила у меня 100 рупий, но я отказала и была проклята длинным цыганским проклятием на хинди. Но цыганские проклятия нам тоже не внове. Потом уже, в Москве, почитав про секту хиджра, я пожалела,что не дала девчатам(ребятам?) эти жалкие 100 рупий, жизнь у них нелегкая! Те хиджра, которых посылают побираться, находятся в самом низу пищевой пирамиды. Подавать им входит в суеверный обычай индийцев, потому что они "приносят счастье". Недавно парламент Индии официально признал их третьим полом и у трансгендеров появились гражданскии права.
Музей оказался неплохим, правда фотографировать запрещалось и я делала это пиратски. К этому времени у меня уже стали проявляться признаки расстройства пищеварения. Видимо мой желудок начинал бунтовать против местной системы питания. И когда мы вышли из музея, снова хлынул ливень, и даже стало холодно! Мы еще попытались добраться до сувенирных рядов, но изрядно поездив на хитрых рикшасах, потерпели фиаско. Просто элементарно запутались в жутком хаосе столицы. Вечером в аэропорту уже половина пассажиров была в масках и в воздухе ощущалась некоторая тревога. Но мне становилось все хуже, начался индийский понос, и в самолет я погрузилась в полусне. Так что ни взлета, ни посадки я не помню. Почему-то в голове все время крутилось, как у беременной - ветчина, петрушка, соленый огурец! Именно такой набор. Обычно к ветчине я равнодушна. Такие странные требования выставил мой организм, устав от индийской кухни. В Шереметьево 7 марта еще никаких карантинных проверок не было и мы благополучно и быстро, на автобусе и метро, доехали до дома.
Что я могу сказать в целом об Индии? Я очень довольна тем, что мы решились на эту поездку и успели в последний миг, перед самым объявлением карантина. А некоторые поговаривают, что и в последний момент перед наступлением "нового прекрасного мира". Моя мечта исполнилась. Я словно вернулась в юность, когда добрая половина волосатых мечтала об Индии, как о земле обетованной. Конечно Индия шокирует, оглушает, поражает. Поражает прежде всего своим архаичным укладом, который выливается в страшный дискомфорт для европейца. Перенапряженное огромным населением пространство. Зияющие социальные провалы, всюду сквозящее неблагополучие. Основной архитектурный принцип - тотальный муравьиный самострой. И в то же время спокойный, приспособленный, живущий полной жизнью, очень доброжелательный народ. Конечно пестрые и многочисленные боги Индии помогают индийцам выстраивать свои пути. Это неуютная , мучительная, но безумно интересная страна. В отчетах путешественников часто можно прочитать, что Индия, как зеркало, отражает твой внутренний мир и помогает что-то высмотреть внутри самого себя. Ничего такого я не ощутила, может быть потому, что не хватило времени. Но мне бы хотелось вернуться, ведь мы прошли только по самой кромке океана, зовущегося Индией. И даже в Раджастан мне хочется вернуться, подольше пожить в каком-нибудь прекрасном месте, заехать в Джодхпур, в пески пустыни Тар...
Мой личный "рейтинг" городов такой: на первом месте находится Пушкар и Аджмер. Аджмер благодаря прекрасной коллекции средневековой скульптуры, но и сам город интересен и даже близко не исчерпан. Второе место разделили Джайпур и Дели. И на почетное третье попал Удайпур, хотя быть может дело в том, что я ко времени его посещения уже начала уставать от Индии.
Теперь кратко опишу наши сборы. Собственно все началось с того, что я шарилась в интернете по ценам на авиабилеты, и в какой-то момент, в начале декабря, не выдержав, кликнула на билеты до Дели без пересадки. Прямые билеты туда и обратно на двоих нам обошлись в 54 000 рублей, хотя с пересадкой было бы еще дешевле. Но я приняла правильное решение. В Шереметьево 27 февраля в массе толкались китайские и корейские туристы в масках. Так что прямой рейс в этом плане был явно безопаснее. Еще примерно 12 000 рублей ушло на онлайн-покупку ж/д билетов по Индии на сайте " 12 go". Ну и в самой Индии мы истратили около 45 000 рублей. Маршрут я составила самостоятельно, почитав в инете отчеты. Особенно помог отчет одной отважной путешественницы, которая в 2013 году в одиночку объехала пол Индии. Это Елена Трува, автор сайта для путешественников по Каппадокии
http://cappadocia-elenatruva.ru/. Три дня я промучилась, пытаясь оформить визы онлайн. Это оказалось невозможно - на последнем этапе, когда вводится номер кредитки, происходил сбой, и после каждой третьей попытки приходилось все анкеты заполнять заново. Я задала вопрос знатокам на сайте Индостан.ру, но ребята ответили мне, что помогут только за деньги. Я не обсуждаю этот подход, каждый выживает как может, и надо же лонгстейерам на что-то существовать в Гималаях. Тогда мы подали визы в консульском отделе очно. Все прошло суперлегко и даже очереди не было от слова совсем. Бронирование отелей продолжалось прямо у стойки секретаря, принимавшего документы. Я забыла вписать в список стран, посещенных за посление 5 лет, Армению, штамп аэропорта которой стоял в наших паспортах, но и это прокатило.
Еще немного по поводу информации из интернета - "в Индии воняет так, что можно потерять сознание" - я таких мест не встретила. "Индийская железная дорога экстремальное и небезопасное приключение" - неправда, индийская железка едва не лучше нашей. Отправление поезда ни разу не задержалось ни на минуту, более того, на электронных табло над перроном точно высвечивается номер и класс вагона, просто мы не сразу поняли эту систему. "В Индии воруют все, что плохо лежит" - к счастью мы ни разу не попали в ситуацию, когда у нас могли что-то украсть. "В Индии легко отравиться" - я продержалась 8 дней, и только на 9-ый мой желудок забастовал. И самое забавное - "В Индии трудно найти дабл"! Мы такого не заметили, но интересно, что в Индии редко хочется в дабл. Не знаю в чем тут дело - может быть из-за жары потовые железы испаряют слишком много влаги? "В Индии очень грязно" - это правда, и грязь всегда смешана с коровьим навозом. Но сами люди чистые и даже бездомные стирают одежду прямо на улице.
Вот и все, что у меня получилось рассказать о нашей поездке. Было еще много эпизодов, которые не попали в этот рассказ. Очень надеюсь на продолжение!