Из Дели мы поехали в Джайпур, но мне не хочется писать по порядку. 3 марта мы оказались в Аджмере. Карту я не распечатала, только посмотрела в Яндексе, и наспех прочитала обзор достопримечательностей. В Аджмере оказываются проездом в Пушкар, который является чем-то вроде Сергиева Посада для индуизма. На одном из сайтов про Аджмер написано так: "Аджмер - довольно большой и суетливый город в горах Аравали. Известен прежде всего, как место упокоения одного из главных суфийских (мусульманских) святых - Кваджа Муинуддина Чишти, основателя суфийского ордена Чиштийя..."
К сожалению мы не успели посетить даргу суфия и другие мусульманские святыни. Но город мне понравился. Он не более суетлив и не более хаотичен, чем остальные города Индии, но не менее интересен.
Сначала мы приехали в Даулат Дхан, один из дворцов Акбара, и нашли там замечательный музей. Дворец обнесен мощными крепостными стенами, в галереях которых и расположен музей. Внутри разбит прекрасный ухоженный парк, где приятно погулять и можно посидеть на скамейках. Посетителей было мало, а смотрители спали на своих стульях, так что мне удалось сфотографировать на телефон великолепную коллекцию средневековой индийской скульптуры, и я была в восторге. Первая галерея посвящена джайнской каменной скульптуре 10-13 веков,никогда прежде я не видела таких изображений в таком количестве и так близко! Скульптуры сидящих в позе лотос тиртханкар (протобудд) поразили, хотя на их мраморных устах не змеится загадочная и такая чарующая улыбка Будды, они проще и строже. Во второй галерее выставлены древние высеченные на камнях надписи, а в следующей - бесконечно разнообразная и знакомая в основном только по репродукциям индуистская скульптура! Еще была галерея монет и мелкой пластики. Индийские туристы все время хотели фотографироваться с нами,и мы обменивались снимками. Выйдя из музея, мы довольно долго блуждали по улочкам старого города в поисках обменника, глазея на сказочные росписи фасадов и порталов. В росписях часто встречается знакомый нам по русским сказкам мотив - изображения Бога Сурьи в виде улыбающегося солнца. Потом решили пешком вернуться к вокзалу, где в cloak room лежали наши рюкзаки,и поискать обменник там. Долго шли вдоль шумной трассы без тротуара, наконец устали и забились в какой-то двор чтобы покурить, нашли бетонный закуток и сидя буквально не жердочке покурили. Потом очередной рикша нашел нам обменник, а затем отвёз нас в знаменитый джайнский храм Насиян Мандир или золотой храм. В нем выставлена огромная позолоченная модель мироздания, отражающая космологию джайнов. На входе сидели какие-то почтенные старцы, которые продали нам билет за 100 рупий и забрали наши сумки и шлепанцы. Наконец-то я воочию увидела людей, которые верят что Земля плоская, как блюдо! И вот мы поднялись в храм и очутились босиком перед гигантской застекленной моделью мира. Она занимает все пространство храма, а зрители ходят вокруг по двум этажам галереи. Конечно в этом мандире есть и богослужебное пространство, но нас туда к сожалению не пригласили.В простенках висели плакаты с изложением космологии джайнов на хинди и английском, и я даже один прочитала. В центре сооружения возвышалась башня,на которую вела лестница и по ней спускались и поднимались какие-то фигуры, наверное просветленных. Сансара была представлена концентрическими золотыми лимбами на полу, на лимбах располагались города, дворцы, целые царские поезда на слоновьих повозках, всадники. А над сансарой парили на золотых нитях воздушные корабли в форме лодок с птичьими, верблюжьими, лошадиными рострумами. В лодках сидели по двое золотые цари в коронах, причем передний держал на коленях удлиненный барабан-таблу. Кроме нас по галереям бродили индийские подростки и группа деревенских женщин в цветных сари. Пока я рассматривала всю эту сказочную красоту, Кирилл умудрился потерять очки и заявил, что ничего не видит, все бессмысленно и больше он до самого вечера не произнесет ни слова. Сколько я ни уговаривала его разобрать хаотично набитую всякой всячиной сумку, он не соглашался. Так что выйдя из храма мы стали носиться по городу в поисках магазина оптики, вместо того чтобы поехать в гробницу суфия. Мы обнаружили целую улицу, на которой продавались и плелись прямо на асфальте скамейки и табуретки из какого-то толстого тростника, но вот оптики не было.В конце концов мы купили отличные очки в фирменном футляре за 400 рупий, а вечером потерянные очки нашлись на дне сумки, как я и предполагала. Силы были на исходе и нам удалось найти рекомендованный в интернете ресторан Honeydew недалеко от вокзала. Ресторан и вправду был хорош, мы были единственными клиентами, нас обслуживало сразу несколько элегантных официантов, нам принесли еду и включили музыку - сначала это были Саймон и Гарфанкель, а потом неожиданно венгерские танцы Брамса! Надо заметить, что 1 и 4 венгерские танцы - любимая музыка Кирилла, но мы их не заказывали!
Тем временем в 19.00 стемнело и мы пошли на вокзал. До поезда оставалось больше 6 часов, но перемещаться по хаотичному городу в темноте нечего было и думать. Перед огромным зданием вокзала сотни индийских пассажиров лежали, спали, ели прямо на асфальте, подстелив цветные покрывала. Какой-то парень лет 20-ти в розовой рубашке подошел познакомиться и стал отгонять от нас попрошаек. Он говорил - Нарендра Моди - Валадимир Пютин - и пожимал нам руки. Похоже мы были единственными европейцами на вокзале и нами активно интересовались. Стая подростоков на бегу решила сфотографироваться с нами. Бежевые полицейские то и дело подходили и заговаривали с нами, проверяли билеты, делали вид, что хотят принять участие. Но на электронном табло все и так высвечивалось. Кирилл даже предложил поиграть в то, что за нами установлена слежка. Наконец мы погрузились в слипер 2 класса, впереди был Удайпур.
Джайнские тиртханкары.
Ну это ясно кто - Пастушок темнокожий Кришна.
Вишну со свитой.
Сурья, Бог Солнца.
Восковая фигура Акбара.
Модель мироздания из Насиян Мандира.
Потолок в Насиян Мандире.
Грузовичок расписной
Мой тали в ресторане Honeydew, около жд вокзала, реомендую.