Оставляя позади жизнь с большим IQ )))

Jun 11, 2011 02:42





Каким бы ни был твой IQ, а сдать экзамены в ЛСЕ - это стресс стрессный. Об этом даже в Huffington Post писали! Может быть, от Федора Двинятина подобная задача требовала бы минимума усилий, но вот для неиспорченных бременем фотографической памяти индивидов, месяц (в случае обычных людей) или две недели (в случае воинствующих прокрастинаторов) сгорания на медленном огне обучения навсегда остаются в памяти как ужасный период молодой жизни ))

Отучившись и в России, и в Америке, я уже могу сравнивать “образовательные системы”, и, конечно, мне кажется странным то, что оценка за каждый предмет ставится по результатом только лишь финальных экзаменов. Ни тебе “журнала” с оценками, ни промежуточных работ, в каждой из которых таится шанс вытянуть себя на какую-нибудь пятерку, ни зачетов/экзаменов/тестов, призванных проверить твои текущие знания. Нет - только один всеобъемлющий и, честно говоря, наводящий ужас даже на таких бывалых ))) мега-экзамен. И здесь - пан или пропал. Замешкалась, забыла, не попался твой билет - и привет! Двойка и провал ) Как уж здесь не занервничаешь. Притом, что весь год я проводила вполне расслаблено - нельзя сказать, что ботанила целыми днями за книжками. Для этого у меня слишком клевый муж, слишком много паралелльных “работ” и слишком яркий город “за бортом”. Поэтому расплата пришла где-то две недели назад, когда осознание того, что мне нужно выучить гигантские пласты неудобоворимой информации, явилось мне во всем своем отвратительном величии. Я заметила шесть огромных книг у себя на полке, ждущих - нет, не прочтения - зазубривания. И на три недели мне пришлось в них некоторым образом потеряться...



“Однообразные мелькают все с той же болью дни мои” - это не стихотворение Николая Гумилева, а реальность прошедших трех недель. Либо сидение в комнате, либо на кухне, с распухшей головой, куда вползают нехотя разные дикие аббревиатуры, фамилии, даты, законы, судебные кейсы, теоретические выкладки, и философские измышления. Все мои предметы этого года - разные донельзя, поэтому голову пришлось забить фигней широкого спектра. Кофе галлонами, хотя в обычном состоянии пью я его более, чем умеренно. Манго - целыми плодами, потому что постоянно хотелось что-то жевать. И вообще - есть, пить, гулять, сидеть в контакте, трендеть, кататься на люстре, мечтать, ходить в магазин, собирать марки, путешествовать авто-стопом - что угодно, только чтобы не видеть больше эти шесть книг и тонны распечаток. И при этом - за окном буйная жизнь и погода. И как никогда хочется творить и постигать город. В редкие минуты выхода в свет совесть мучала жесточайше - а ведь можно, думалось, сейчас было бы снова проходиться по связи гуманитарного права и права защиты беженцев. А еще обдумывать, что сказал бы Маркс в ответ на теорию Роулза.

Подавляющая масса приготовлений была фирменно отложена на последние ночи, не сказать бы последние часы. Каждый раз перед грядущим экзаменом я ложилась в 6 утра. Экзамен представлял из себя странный процесс. Всех загоняли в классы, давали порядковый номер (экзамены анонимны и проверяются тремя независимыми экспертами, блин!), с собой можно брать ручки, воду и книгу с разными документами (в деле экзамена они не помогут - только название документа и номер могут подсказать). Книги просматривались выборочкно, на предмет лишней информации. Ко второму и третьему экзамену у меня уже появились идеи, куда и как размещать шпаргалки, но, честно говоря, не было времени их делать :)



Итак, ты сидишь за партой, вся в тяжелых мыслях, перед тобой - листок, до поры до времени закрытый другим - чтобы вопросы не видны. Когда секундная стрелка доползает до нужной отметки, все дружно открывают листок с вопросами, и ты начинаешь читать их с надеждой, что попадется то, что ты хорошо знаешь. Казалось бы, вполне лояльный подход - надо ответить на 3 вопроса из 12, или (в случае экзамена по гуманитарному праву) - 4 из 10. Но все равно - вопросы сформулированы таким образом, что нужно знать почти все, чтобы на них ответить. Тем не менее, учишь выборочно, и пытаешься усмотреть в любом вопросе намеки на свои любимые ответы. И - даже если таких оказывается меньше, чем 3 или 4 - какие вопросы легче всего извернуть так, чтобы все равно написать свой любимый ответ. На первом экзамене я поступила с последним вопросом именно так. Вопрос был такой - согласны ли Вы с философским объяснением прав человека Рорти? Я написала - ни фига не согласна, я согласна с такими-то, такими-то и такими-то (и написала все, что знала из области философии, от Аристотеля и стоиков до Хайдеггера и Фукуямы).

На весь экзамен давалось 3 часа - крайне мало. Рука болит, исписывашь листов пятнадцать (почерк у меня отнюдь не крупный), и как-то вообще отвыкаем мы с этими компами писать в традиционном понимании этого акта. В общем, зомбированные 3 часа на полном автостопе, в мире, где только - ты и часы на стене. Последний ответ обычно скомкан и обнаруживает твой протест против всей процедуры и твое нежелание писать еще хоть что-то. Но, судя по всему, грешат этим все, и преподы должны уже привыкнуть.

Дальше - конечно же, спать! А после готовиться к следующему. Мне еще надо было работать между экзаменами, причем в нашем баре - там наизнос фигачить приходится всегда, и в 4 утра домой приплетаться.

Долго ли коротко ли, а приблизился день последнего экзамена, и когда дяденька сказал “Закончили писать”, кто-то не выдержал и истошно заорал на весь класс “свобода!”, а по моей щеке даже прокатилась скупая женская слеза.

Да. Свобода. Даже еще непонятно. Результаты экзаменов чуть ли не через десять лет. Но результаты эти имеют мало значения, потому что главное - как и всегда в жизни - оставить малоприятный процесс позади! Впереди снова бессонные ночи, но уже по другим, гораздо более приятным поводам!!

lse, school

Previous post Next post
Up