Доступно о проблемах,возникающих на "высших" этапах развития ( и осознавания своей индивидуальности).
О последнем оплоте Эго,проще говоря:) Взяла у умнички Рубштейн.
http://rubstein.ru/put_v_geshtalt/30.htm "Ф. Перлз и П. Гудман, впервые описавшие эготизм (Перлз, Гудман, 2001, с. 361 - 363), придают ему особый статус в ряду других сопротивлений, считая эготизм одним из результатов психотерапии, подобно неврозу трансфера. Человек научился следовать собственным желаниям, вести себя грамотно, стал осознавать свои переживания и заинтересовался процессом наблюдения за собой. Кроме того, он обрел, наконец, независимость - что, к счастью, случается не только в результате терапии - и желает ее утвердить.
...
С. Гингер относится к этому более оптимистично, утверждая, что хотя эготизм важным и «нормальным» явлением на определенных этапах жизни и терапии, но все же временным и в процессе взросления естественно сменяется пониманием взаимозависимости и неразрывной связи человека и его окружения в самых различных масштабах и контекстах (С. Гингер, А. Гингер, 1999, с.136).
Если перейти от описания «нормального» эготизма к сопротивлению, то придется сначала развести эготизм и ретрофлексию. Ведь разделение себя на наблюдателя и наблюдаемого, внутренний диалог и интроспекция уже проходили у нас «по делу о ретрофлексии». Есть точка зрения, что эготизм - крайний вариант ретрофлексии, где человек занят сдерживанием самого себя, ничего не выпуская наружу. Но в отличие от ретрофлектора он вовсе не стремится «сдержать» свое окружение, так же как не мечтает, чтобы окружающие посдерживали его. Он самодостаточен. Кроме того, тогда исчезнет сама специфика эготизма, как самого зрелого, а стало быть, и самого парциального из сопротивлений. Жаль сводить его к ретрофлексии, тем более, что это ведущий вид срыва при таких особенностях как садизм, мазохизм и нарциссические черты личности.
Эготист при первом контакте может совсем не напоминать ретрофлектора. Он свободно и грациозно двигается, свободен в проявлениях чувств и может производить впечатление блестящего, хотя и чуть дистанцированного человека. Это часто привлекает к нему, в нем есть нечто свободное и загадочное. К близости с ним начинают стремиться. Он идет на нее, контакт такой многообещающий…. Чем ближе связь и глубже отношения, чем больше оснований для финального контакта, тем холоднее он становится, как будто бы не желает (или не может) переступать через незримую черту.
Часто такой человек контролирует не себя, а какие-то процессуальные характеристики: продолжительность или интенсивность контакта, количество участников, проявление в его адрес тех или иных чувств."