Сложность демократии

Aug 30, 2018 01:54



И святая простота... Путина ))

Человеку модернизированного общества свойственно мыслить абстрактно. И нам иногда кажется, будто свойство это должно быть присуще всем. Отсюда порой проистекает наше недовольство значительной частью населения, которая приросла к ящику и просто впитывает ту информацию, которую ей вкладывают в голову. Так ли уж сложно усвоить мысль о преимуществах демократии? Так ли уж сложно понять, что пора выступить против манипулирования, которое регулярно совершается?

На самом деле действительно сложно. Поскольку человеку традиционного общества абстрактное мышление не вполне свойственно. Человек традиционного общества отнюдь не глуп, но он мыслит весьма конкретно. Он решает сегодняшние задачи, поскольку именно это ему нужно для выживания. А постановка абстрактных проблем не имеет для него смысла.

Что лучше, выходить на митинг за демократию или ходить по высоким кабинетам, выклянчивая какие-то положенные вроде бы по закону льготы? Вопрос этот для человека с мышлением традиционного общества выглядит примерно так же, как вопрос: стоит ли мечтать о ковре-самолете или запрягать савраску в старую телегу? Для человека с традиционным мышлением такого рода проблемы не существует вообще. Ему требуется конкретный результат - здесь и сейчас. Запряг, поехал, привез дрова.

Но как только вопрос о трансформации политической системы переходит из стадии абстрактных разговоров в конкретную плоскость, поведение многомиллионной массы с традиционным мышлением быстро меняется. Уже неоднократно замечали, что прочные, казалось бы, авторитарные режимы рушатся за месяц, как только широкие массы начинают видеть конкретную альтернативу. Стоит лишь появиться конкретному кандидату, способному оспорить позиции автократа во власти, множество зомбированных людей мигом стряхивает лапшу с ушей и переходит на противоположную сторону.

Казалось бы, не так уж трудно понять, что экономические провалы России связаны с внешнеполитическими действиями последних лет. Нарушение международных норм порождает санкции. Санкции влекут за собой плохую репутацию. Плохая репутация страны негативно влияет на инвестиции. Отсутствие инвестиций - это отсутствие современных предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами. А если нет рабочих мест, то нет зарплат и налогов, нет поступлений в бюджет, нет средств для пенсий, для поддержки культуры, образования, здравоохранения.

Однако традиционное мышление, склонное к конкретике, не способно строить даже такие простенькие интеллектуальные цепочки абстрактного свойства. Они ему ни к чему. При этом непосредственно на своей работе человек вполне способен приходить к гораздо более сложным умозаключениям, поскольку от них зависит его зарплата. Все, что связано с производством, с продажей товаров, с умением угодить клиенту или начальнику, российское общество освоило в пореформенную эпоху достаточно быстро,

Конкретика же во внешнеполитических сферах предполагает цепочку лишь из одного звена. Запад не уважает - нам обидно. Не правда ли, очень характерная для традиционного общества картина? Беседа за стаканом на тему "ты меня уважаешь" может быстро привести к мордобою. Однако из этого не следует, что человек, начистивший сегодня рожу соседу, завтра сочтет его своим врагом. Если люди живут в одной общине и должны совместно решать конкретные задачи по выживанию, то, протрезвев, они, скорее всего, забудут про вчерашние конфликты.

Сегодня ты враг, завтра - друг. Все очень конкретно и ситуативно. Выработать абстрактное понятие врага человеку традиционного общества довольно сложно. Поскольку это предполагает абстрактные размышления о том, почему некоему человеку нужно всегда строить против тебя козни. В действительности чужак, которого ты не понимаешь, с большой степенью вероятности становится врагом. Но как только у тебя с ним появляется общее дело (совместная оборона, торговля, строительство дамбы и т.д.), враг исчезает.

Наконец есть еще один важный момент, связанный именно с проблемой несклонности традиционного общества к абстрактному мышлению. Речь идет о популярности Владимира Путина. Подпитываемой нашими внешнеполитическими "успехами", несмотря на длительную экономическую стагнацию. Здесь, как ни странно, придется обратиться к вопросу о вере в Бога.

В христианстве (католичестве и православии), несмотря на монотеизм, распространен, как известно, культ святых. И когда человеку нужно решить конкретный вопрос, он обращается к конкретному святому. В традиционном обществе у города есть свой конкретный покровитель (Св. Марк в Венеции, Св. Иоанн во Флоренции и т.д. Отдельные святые покровительствуют отдельным видам хозяйственной деятельности. Да и вообще, толковые люди всегда знают, к какой иконе надо поставить свечку, чтоб получить результат.

Владимир Путин у нас сегодня стал кем-то вроде святого, отвечающего за внешнеполитические вопросы. Или, точнее, за наше величие, за наше стремление гордиться собой. За непосредственно связанное с этим чувство душевного комфорта, столь важное для каждого человека. Для хозяйственных вопросов есть премьер-министр. Для военных - министр обороны. Для спортивных - некий господин Мутко.

Демократия, как система взаимосвязанных институтов, слишком сложна для понимания человека, не использующего абстрактное мышление. Именно поэтому демократия в процессе модернизации утверждается гораздо сложнее рынка. В рыночные отношения человек окунается с головой, как в воду. И выживает лишь тогда, когда решает с окружающими его людьми совершенно конкретные вопросы обмена товарами, найма на работу, условий труда. Устойчивые демократии формируются лишь через много лет после того, как люди традиционного общества начинают погружаться в рыночные отношения.

Усложнение этих отношений требует от человека, желающего добиться успеха, существенного усложнения мышления. То есть постепенного перехода от решения конкретных сиюминутных задач к способности мыслить абстрактно. Стремление к достижению успеха - это нормальное свойство подавляющего большинства людей любой страны. И потому рано или поздно, со сменой одного, двух или трех поколений, склонность к абстрактному мышлению будет пробивать себе дорогу.

теория и практика

Previous post Next post
Up