Nov 06, 2014 12:22
Новости медицины (а точнее, проводимой в Москве реформы) касаются меня довольно близко. Как никак, мы с мужем в больнице работаем. Хотя, к счастью, не медицинский персонал. И, конечно, слова высокопоставленных людей относительно этой темы меня задевают, если в них есть ложь. Ну вот такое оскорбляющееся у меня чувство справедливости.
Обо всем - для тех, кто (совсем)не в курсе.
1. В Москве Печатников (заммэра) проводит реформу. С 2012 года он вбухивал страшно сказать, сколько средств в больницы и поликлиники. Начиная с закупки дорогого, качественного, нового оборудования, заканчивая капитальным ремонтом больниц и поликлиник. Так, например, в ГКБ № 53 (где, собственно, работаем) отремонтированы все корпуса (3 штуки), обновлены койки (они теперь везде такие же, как та, которая была у меня в роддоме при ЦКБ Президента РФ), покрашены стены, отремонтированы санузлы, в платные палаты поставлены холодильники и повешены широкоформатные телевизоры, в коридорах везде плитка, отремонтированы операционные, из нового оборудования - компьютерный томограф, рентгеновский аппарат, остальное - по мелочи. Главврач вложил свободные деньги (обратите внимание: больница окупала себя, хватало денег на премии, на тринадцатую зарплату, на повышение квалификации врачей, на внедрение новаций, на продвижение сайта и т.д.) и сделал кабинет платной стоматологии. Вот тут все новое оборудование, весь ремонт, персонал - это деньги больницы, не из ОМС, не из бюджета.
2. Сейчас Печатников медучреждения (не только больницы, но медсанчасти, роддома) закрывает. Ну, где-то половину. Было 65, должно остаться - 35, не больше. Объясняет это тем, что закрываемые (или планируемы к закрытию - так политкорректнее) учреждения нерентабельны. Вот тут меня трясет от двух вещей. Во-первых, о какой высокой доходности может идти речь, когда говорим о больницах? О больницах с онкологическим профилем, о больницах с хирургическим профилем? Во-вторых, простите, как у него так получается, что роддом и, например, больница с гинекологическим профилем денег не приносят?! Скорее всего это значит, что показатели сильно завышены. Потому что роды - вещь крайне прибыльная для больницы (просто узнайте, сколько они получают за один родовой сертификат). И потому что аборты, лечение бесплодия, сохранение беременности, прочие гинекологические болячки крайне лечибильны (т.е. популярные услуги), и стоят при этом прилично. И многие женщины готовы отдать деньги за комфортные условия (будь то заранее известный врач, одиночная палата или отсутствие очереди на операцию).
3. Еще меня раздражает, что до конца Печатников, как он говорит, не определился, что будет делать. Но ни слова он врачам не сказал. Ни одного слова. Просто втихомолку в начале 2014 года сказал сократить больницы (и сотрудников, и койки) на треть (у нас было 575 коек, осталось - 380). И скорые получили указание, когда и куда больных везти, а когда и куда - не везти. К нам, например, в январе 2014 скорые больных не привозили, пока главврач из отпуска не вышел и не решил вопрос (не знаю как, не спрашивайте). Убыток в месяц - существенный для больницы. А потом Печатников сказал, что в некоторых больницах койки не окупаются.
4. После неофициального опубликования плана-график закрытия больницы Печатников рассказал, что все больницы будут делиться на 2 категории: многопрофильные клиники для интенсивной терапии (финансируются из ОМС, активно будут развиты платные услуги) и социальные койки. Он считает, что люди с хроническими заболеваниями (например) не нуждаются в высокотехнологичной помощи, поэтому их нужно везти в социальные больницы. В таких больницах не будет большого количества специалистов, поскольку сами больницы будут маленькими, в них не будет дорогостоящего и качественного оборудования. И вот такие больницы будут получать деньги из бюджета (ну и из ОМС, конечно). Вот тут меня смущают несколько вещей.
Во-первых, зачем неперспективным с точки зрения экономики социальным койкам финансирование из бюджета? Логичнее весь ОМС перечислять туда, а интенсивные койки финансировать из бюджета. Ибо дорогое оборудование стоит, простите, дорого, ОМС не покрывает даже расходников к такому оборудованию, не то что полностью зарплаты специалистов.
5. Во-вторых, среди хроников много пенсионеров (т.е. людей преклонного возраста), которым в любой момент (!) может потребоваться экстренная высокотехнологичная помощь. Потому что даже у заядлого диабетика с какой-нибудь диабетической стопой или трофической язвой (профиль гнойной хирургии) может случиться инсульт или, не дай бог, инфаркт. И вот этот несчастный в социальной больнице, отделения кардиореанимации там нет (это узкопрофильная, высокотехнологичная вещь), у него инфаркт миокарда, счет идет не на часы. Что делать врачам? Вызывать скорую, перевозить больного в крупную больницу? Или сначала везти его в главный филиал, а там уже на скорой в крупную больницу, которая его готова принять (даже если через полгорода ехать)?! Или если у хроника случается обострение заболевания, тоже придется его везти в тяжелом состоянии? О какой доступности медицинской помощи вы говорите, товарищ Печатников? Разве Ваша мама была бы жива, если бы она оказалась в такой ситуации?
И еще. В нашем теле все связано (да, я КО). И если у человека тот же диабет, то у него еще проблемы с поджелудочной, с печенью, с сосудами, а если сосуды, то наверняка и со зрением не все хорошо. Честно говоря, это букет моего папы: глаукома, катаракта, диабет, аллергия, ну и так по мелочи, нога после перелома в юности до сих пор побаливает и давление шалит. Как раз хроники должны наблюдаться в многопрофильных клиниках. Чтобы в любую секунду можно было спасти человека.
6. В-третьих, социальные больницы - это, по сути, отделения паллиативной помощи с отсутствием моральной лечебной составляющей, с минимальным присутствием медицинской составляющих. Может, лучше эвтаназия, чем такие паллиативные отделения - дома престарелых? В нашей больнице в июле (вместо терапевтического отделения) открыли отделение паллиативной помощи. Я не знаю про образование сотрудников пятой терапии - они и стали отделением паллиативной помощи. Но я точно знаю, что и.о. заведующего не отправили на повышение квалификации. Вообще у меня есть сомнения, что хотя бы заместители главного врача (не говоря о расположенных ниже по иерархии) представляют себе, что такое паллиативная помощь. Последнее что я слышала от начальника ИТ-отдела, что в отделения паллиативной помощи люди сдают умирающих престарелых родственников, только чтобы человек дома не умирал (близкая к оригиналу цитата).
Вы знаете, мне страшно жить среди таких людей. И еще мне страшнее от того, что такие люди не дворники, не уборщики - а начальники отделов.
Ах да, первое и правильное отделение паллиативной помощи в Москве функционировало в ГКБ № 11 (именно в этой больнице сотрудник Семен Гальперин). И эту больницу уже сделали филиалом, уже сократили на треть, и она тоже есть в списке на уничтожение больниц.
Ну и еще парочка новостей.
7. В Москве будет 9 лабораторий, в которых будут делать анализы для всего города. В поликлиниках и больницах лабораторий не будет.
8. Минздрав хочет вернуть распределение студентов-медиков, которые учатся за счет бюджета.
9. А буквально недавно главврачам московских больниц пришло распоряжением: уволенным врачам рассказывать о работе в регионах. А сначала Печатников пообещал всех трудоустроить в Москве...
А теперь чуть-чуть поднимемся над ситуацией - до уровня социальной сферы города Москвы.
Аналогичная реформа идет и в образовании. Шума меньше, потому что от хреновых школ и садов люди не мрут, потому что общество уже давно использует частные учебные заведения. Но некоторые факты.
1. В Москве почти все детские сады сделали дошкольными филиалами школ. Раньше я стояла в очередь на садик и выбирала 3 конкретных учреждения. Теперь - 3 школы, а в какой филиал попадет твой ребенок - рандом. Может быть, в тот, куда ты хотел, а может быть, - туда, куда ты сам бы его точно не записал.
2. Часть школ также стали филиалами других школ. Министр образования Москвы отчитывается: раньше только 30 % (цифры выдуманные, лень искать данные, и так ссылок много открыто) школ давали всероссийских призеров, а теперь, после объединения-то, - 50 %. Объедините все школы в одну, так вообще стопроцентный результат будет. Здесь трудности с кадрами и со специфическими школами (как для инвалидов, так и для одаренных детей). Это вы можете нагуглить сами про школу Интеграл, например.
3. Для того, чтобы ликвидировать очередь детей страше трех лет в сад, закрыли почти все ясельные группы. Ясельная группа официально принимает детей с полутора до трех лет. По факту сады брали с двух лет. А в три года - уже обычный детсад. Так вот, пособие мамы по уходу за ребенком от полутора до трех лет - 50 (пятьдесят) рублей в месяц. Как, простите, на эти деньги жить? А выйти на работу (без живых и хдоровых бабушек и дедушек) мама не может: ясли закрыты. Надо отдать должное, государство (которое страна) готово с этим разбираться, но Москва технично отписывается.
А Собянин, кстати, рапотрует, что открыты новые сады. Правда, они частные. Мое второе высшее образование стоит в 12 раз дешевле, чем частный детский сад.
В общем, что Печатников, что Калина - одного поля ягоды. Кстати, Калина - министр образования Москвы - сказал, что если взять разные-разные огурцы, свежие и малосольные, и засунуть их в один рассол, то все станут одинаковыми. Это, если что, он про школьников. Про ваших детей, про моего ребенка. Хочется спросить, почему он, такой агроном знатный, министр образования, а не сельского хозяйства.
Ну что ж, какогомэра поставили, такие и результаты. Я уверена, что Лужков за эти 4 траурных для Москвы года обыкался. Потому что куда ни плюнь в социалку, везде людей держат на плаву лужковские надбавки, лужковские пособия и еще что-то лужковское. А вот Собянина добрым словом не получается вспомнить. Ничего он еще для людей не сделал. Только деньги со своей дурацкой неудобной плиткой отмыл.
Простите за такой длинный пост. Но молчать, правда, уже нет сил. Я вот все чаще думаю о смене города. Страны - вряд ли. А вот именно города. А муж - города на за_город.