Еще о ЦДХ

Feb 17, 2009 08:26


Вместо «Апельсина» Третьяковке дали «Г»


Проблема обеспечения Третьяковской галереи новым зданием снова стала актуальной после заявлений столичных чиновников и демонстрации нового проект перепланировки и застройки района между Садовым кольцом, набережной Москвы-реки и улицей Якиманка.
Скромные стенды у гардероба ЦДХ трудно назвать «выставкой» или даже «экспозицией». Но их задача «архиважная» - проект должен получить одобрение жителей района, что и станет основанием для сноса нынешнего выставочного комплекса. С этой целью рядом с гардеробом стоит стол и некое подобие избирательной урны, около которой дежурит медсестра. Смеяться не стоит - приходят полюбопытствовать в основном люди пожилые, а то, что они видят, способно повысить давление не только им. Точнее сказать - не видят, так как проект представлен невнятным схематическим изображением из нескольких «кирпичиков».
Наверное, это сделано по аналогии с одним из прозвищ нынешнего здания ЦДХ, называемого то «кирпичом», то «чемоданом», то «сундуком» за отсутствие в его конструкции даже намека на архитектуру и дизайн. В прошлом году именно в противовес стилю «чемодана» девелоперы «Интеко» предложили футуристический проект «Апельсин», выполненный модным архитектором Норманном Фостером. Британец, вопреки своей гламурной мировой известности, в России славы пока не снискал - что ни предложит, то и не строится, будь то «Апельсин» или башня «Россия».

С «Апельсином» не сложилось по прозаической причине - общественность прознала про коварные планы «Интеко» застроить все вокруг жилыми домами, а сам «фрукт» поделить между Третьяковской галереей, бутиками, офисными и жилыми апартаментами. Глава девелоперской компании Елена Батурина поспешила заявить, что и не собиралась ничего строить.

К слову, по итогам «антирейтинга», составленного Информагентством Культура (GIF.ru) в конце 2008 года, ситуация вокруг здания ЦДХ заняла второе место в номинации «Скандалы года».

Тогда же руководство Третьяковки назвала информацию о возможном строительстве комплекса «очередной атакой коммерсантов» и «пиар-кампанией, имеющей целью подготовить общественное мнение к возможности осуществления беспрецедентной акции по ликвидации одного из самых любимых и посещаемых очагов культуры», и выразило готовность отстаивать свои интересы с использованием всех доступных законных средств.

Пауза длилась всего пару месяцев, и, наконец, столичные власти решились на «второй круг» и предложили той же общественности новое видение «новой Третьяковки». Выглядит это так: несколько зданий в форме буквы «Г» разместятся прямо у обочины Садового кольца, галерея расположится в здании параллельно дороге почти под Крымским мостом ( сейчас там находится бензоколонка ). Перпендикулярно будет стоять корпус ЦДХ. Этажность не превысит 7 этажей.

За этой буквой «Г», где сейчас стоит «чемодан», будет выстроен «коммерческий общественный комплекс с собственной пристанью». Обещают, что торговли в здании не будет, но будет гостиница, жилые апартаменты и конференц-залы.

Один из лоббистов проекта, председатель Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин, гордо сообщает, что площадь выставочных залов нового здания почти в два раза превысит нынешние и составит 35 тысяч квадратных метров. Впрочем, и он не отрицает, что 25% площадей будет «отдано под торговые и иные нужды». Наверное, скрыть истинные мотивы застройки престижного места с видом на Кремль просто невозможно, потому и говорит открыто.

В «экспозиции» проекта, который выставлен на всеобщее обозрение в ЦДХ, разобраться сложно даже специалисту - конфигурация кубиков разного цвета может быть чем угодно, от свинофермы до примитивистского изображения Вселенной. Тем не менее, до середины февраля жители района Якиманка должны оценить этот ребус и высказать свое мнение.

«Отсутствие макета, даже просто рисунков или электронного изображения уже рождает какие-то «нехорошие мысли», - заявил ВЗГЛЯДу руководитель столичного проектного бюро Виктор Хмельницкий. - Учитывая то обстоятельство, что московские власти постоянно говорят о значимости этого проекта, не найти денег на хороший макет - это смешно. Значит, либо проекта нет, либо его не хотят показывать до начала строительства, когда исправлять что-либо будет поздно. К тому же, потом будет основание говорить, что «народ видел и не был против».

«Больше всего смущает неконкретность самих формулировок чиновников от архитектуры, - сказал газете ВЗГЛЯД владелец дизайн-компании «Проспект-Град» Арсений Пастухов. - «Торговые и иные нужды» будут толковать так, как удобно чиновникам и девелоперам. За ними потянутся квартиры, бутики и все остальное. Так было в прошлом году с «Апельсином». Не исключено, что и в новом проекте много тайного. Такое лакомое место без внимания коммерсантов не останется».

Косвенно это подтверждает и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, открыто заявляющий, что государственных денег на строительство новых зданий для конфедерации художников и Третьяковки нет. Значит, говорит он, придется привлекать инвесторов, но их необходимо чем-то заинтересовать. Однако чиновник заверяет, что ни жилого комплекса, ни офисного центра на территории не будет, поскольку речь идет о «природном комплексе». «Обязательно будет построена гостиница, возможно также строительство некоторого количества площадей под жилые апартаменты для временного проживания, - говорит Александр Кузьмин. - Функция торговли может быть там только как вспомогательная, художественные салоны. А торгового центра тоже там быть не может. Но в любом случае мы не хотим там получить мертвый город - там должна кипеть жизнь».

Напомним, что еще в конце прошлого года по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова глава московского стройкомплекса Владимир Ресин создал рабочую группу, которая должна курировать строительство нового здания Третьяковской галереи. В мэрии заговорили о «конкурсе» и «тендере». «Сейчас выясняется, что конкурса нет, а есть только один проект, который предлагается принять. Понять, что будет построено, невозможно даже мне, - говорит архитектор Марк Поляков. - Создается впечатление, что кто-то хочет под «шум кризиса», не привлекая внимания, протащить то, что удобно, без всякой конкуренции».

«Предварительные наброски нас не очень устраивают, потому что ситуация, ради которой мы согласились все обсуждать - отдельно стоящий супер-новый музей галереи - как-то из этого складывается», - говорит замдиректора Государственной Третьяковской Галереи Ирина Лебедева.

По идее, для того, чтобы препятствовать такому развитию ситуации, в прошлом году был создан Общественный совет по культурным ценностям. Первый делом совет выработал меморандум в адрес столичных властей. В нем московских чиновников призывали вступить в диалог с общественностью, прежде чем на территории ЦДХ начнется строительство. Формально чиновники сейчас так и делают - повесили карту-схему, собирают подписи, то есть «работают» с населением. А, если потом, «вдруг», окажется, что в той самой урне у гардероба были только хвалебные отзывы и просьбы трудящихся быстрее убрать «чемодан» и построить «хоть что-нибудь», то и «овцы будут целы, и волки сыты».

Впрочем, далеко не все считают слом нынешнего здания Третьяковки необходимым. «Ломать такой комплекс сейчас несвоевременно, - говорит Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. - Нет такой проблемы ни в градостроительном, ни в архитектурном плане. Нет внятного проекта. Нет застройщика».

Аналогичной точки зрения придерживается и профессор МАРХИ, архитектор Евгений Асс и абсолютное большинство его коллег. Помимо эстетических критериев строения, существуют и имиджевые риски искусствоведов. По их мнению, ведущие мировые музеи вряд ли захотят привозить свои шедевры в место, где одновременно размещаются офисные центры, бутики и частные апартаменты.

Так что, обстановка вокруг здания ЦДХ и Третьяковской галереи по-прежнему очень далека от «прозрачности» и, более того, «обременена» новым проектом столичных властей. На этот раз даже Норманн Фостер с «Апельсином» могут не понадобиться.

И - последнее. Экономический кризис - не самое лучшее время для мега-проектов, тем более, что многие из них уже заморожены - те же башня «Россия» и гостиница «Россия». Может, не стоит спешить и менять «чемодан» с «Апельсином» на некое схематичное «Г».

http://realty.vz.ru/article/2009/2/13/297.html

ЦДХ, Третьяковская галерея

Previous post Next post
Up