“Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени..., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин - во дрова”.
С. Ю. Жуковский
Станислав Юлианович родился в 1873 (или 1875?) году в местечке Ендриховцы неподалеку от города Белостока, в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в антирусском восстании 1863 года. Мать учила детей музыке и иностранным языкам, поощряла их занятия рисованием. Получив первоначальное домашнее образование, Станислав учился в Варшавской классической гимназии, а после в реальном училище в Белостоке. Учителем рисования в училище был художник Сергей Никитич Южанин, выпускник Строгановского училища, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера. Эта склонность к пейзажу, которая проявилась уже в юном возрасте у Жуковского, определила и выбор школы, в которой, как он решил и учиться в дальнейшем живописи. В 1892 году, против воли отца, Станислав отправился в Москву для продолжения обучения. Отец воспринял это как побег из дому, отрекся от сына и увиделся с ним вновь лишь много лет спустя. Но так до конца жизни отец не простил его, с насмешкой называя "маляр"...
Жуковский Станислав Юлианович 1921
В 1892 году Жуковский стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали И.И. Левитан, В.Д. Поленов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак. В 1895 году Жуковский получил свидетельство Совета Московского художественного общества "для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры". Он смог уехать на родину и там писал виды Гродненской губернии. К начинающему художнику стал приходить к художнику успех. Выставки открывались одна за другой: ученические Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижные, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств, и Жуковский начал показывать на них свои работы. Его работы начинают покупать известные коллекционеры и меценаты, так в 1897 году Павел Михайлович Третьяков приобрел у художника пейзаж "Весенний вечер" для своей коллекции.
В том же 1897 году произошло еще одно очень важное событие в личной жизни художника - женитьба на ученице училища Александре Александровне Игнатьевой. Вскоре Станислав получает малые серебряные медали и большую серебряную в 1901 году за картину "Лунная ночь", представленную на выпускной конкурс. Благодаря награждению медалью, Жуковскому присвоили и звание классного художника, позволявшее занимать официальные должности на государственной службе с присвоением классного чина.
***
Жуковский представлял на выставках лирические пейзажи, в которых еще чувствовалось сильное влияние Левитана. Но очень быстро у молодого художника выработался свой узнаваемый стиль письма, характерный широким сочным мазком, использованием контрастных ярких красок. В 1902-1903 года Жуковский выставлял свои работы на выставках "Мира искусства". Тема усадебного пейзажа все больше привлекала Жуковского. Особым спросом пользовались его полотна со старыми усадебными парками, дворянскими гнездами, наполненными солнцем интерьерами дач и усадеб, под окнами которых цветут сирень и жасмины.
С. Ю. Жуковский Храм Рождества Богородицы. Звенигород. 1904
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице "Санкт-Петербург", а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке.. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.
С. Ю. Жуковский Пейзаж с церковью
Бердянский художественный музей имени И. И. Бродского
С. Ю. Жуковский Белый дом. 1906
Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина
С. Ю. Жуковский Ненастье. 1909
Томский областной художественный музей
С. Ю. Жуковский Княжеский дом осенью. 1909
Тюменский музей изобразительных искусств
С. Ю. Жуковский Интерьер. 1910
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
К середине 1900-х годов Жуковский достиг в своем творчестве больших успехов и привлек к себе внимание Императорской Академии художеств. На собрании 29 октября 1907 года было объявлено, что Императорская Академия "...за известность на художественном поприще признает и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком".
С. Ю. Жуковский Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода). 1912
Харьковский художественный музей
С. Ю. Жуковский Брошенная терраса. 1911
Тульский областной художественный музей
С. Ю. Жуковский Усадьба. Отблески вечерней зари. 1912
С. Ю. Жуковский Лес.1913
Ростовский областной музей изобразительных искусств
С. Ю. Жуковский Осенний пейзаж. 1914
С. Ю. Жуковский Выпал снег (Первый снег)
Вологодская областная картинная галерея
После смерти Левитана Жуковский стал одним из самых известных художников-пейзажистов, работавших в импрессионистской манере. Он гордился, что его называют русским импрессионистом, но не любил, когда его работы сравнивают с полотнами французских родоначальников этого жанра. Художник вдохновенно писал усадьбы в разные времена года, отдавая предпочтение весне и осени... Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. В 1910-е годы в творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы.
С. Ю. Жуковский. Пейзаж с беседкой. 1910
С. Ю. Жуковский Усадьба в зелени. 1913
С. Ю. Жуковский Весна 1913
С. Ю. Жуковский Весенний бурлящий ручей 1913
(Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)
С. Ю. Жуковский За столом
(Частное собрание)
Весной 1916 года Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра. По возвращении из Брасова Жуковский задумал написать интерьеры в подмосковных усадьбах графов Шереметевых. Его работы, написанные в 1916-1917 годах, отличаются особой силой эмоциональной выразительности. Определенную роль в этом сыграла... влюбленность - роман с ученицей его студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой, который завершился разводом с Александрой Жуковской и новым браком в 1917 году.
***
После революции Жуковский пытался приспособиться к новому для себя образу жизни. Работал в московской Комиссии по охране памятников искусства и старины, был членом Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. Участвовал в обследовании частных художественных собраний с целью отбора произведений живописи для музеев. Какое-то время работал художником-декоратором и режиссером-постановщиком в театре в Вятке. Но вскоре началась травля художника. Он был объявлен “стоящим вне круга настоящего искусства и настоящих художников” и выставочные залы для него закрылись.
С. Ю. Жуковский Интерьер библиотеки помещичьего дома 1912
(Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)
В 1921 году он вернулся в Москву и устроил вторую персональную выставку на Большой Дмитровке. В 1922 году его работы были отправлены на Первую русскую художественную выставку в галерее Ван Димена в Берлине. Жуковский принял решение уехать из Советской России на свою родину, в Польшу. Он уехал в сентябре 1923 года. Проститься с ним пришла его первая жена, а из коллег по "Союзу русских художников" - только Виноградов и Яковлев.
Жуковский С. Ю. с первой женой Жуковской А. А. 1921(?)
В Польше художник писал пейзажи Полесья, Беловежской и Свислочской пущ, интерьеры дворцов и загородных усадеб. С 1925 по 1939 год он принимал участие в выставках варшавского Общества поощрения художеств, провел порядка восьми персональных, включая одну в Париже и был удостоен золотой медали, неоднократно отмечался почетными дипломами и премиями
С. Ю. Жуковский Сирень в парке 1930
В середине тридцатых годов экономический кризис, разразившийся в Польше, привел к тому, что произведения искусства перестали покупать. Узнав об этом, первая жена художника, Александра Жуковская, используя старые связи, продала в СССР через закупочную комиссию двенадцать его картин и пыталась убедить его в необходимости вернуться назад, но... Началась Вторая мировая война. Во время оккупации Польши Германией Станислав Юлианович оставался в Варшаве.
После разгрома Варшавского восстания он попал в концлагерь в Прушково, где в октябре 1944 года, в возрасте 71 года, умер. Похоронен в общей могиле, вместе с другими жертвами фашизма. Картины и усадьбы пережили мастера, и сейчас, когда возрос интерес к истории служат наглядными пособиями того, как жили наши предки.
С. Ю. Жуковский Летнее утро. Усадьба Рождествено 1918.
С. Ю. Жуковский Осеннее утро. Середина 1925
С. Ю. Жуковский Терраса в поместье 1908
С. Ю. Жуковский. Интерьер. 1917
(Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко)
С. Ю. Жуковский. Красная гостиная
С. Ю. Жуковский Кусково. Малиновая гостиная 1917
С. Ю. Жуковский. Былое. Комната старого дома. 1912.
С. Ю. Жуковский. Лунная ночь. Гостиная. 1920-30-е
С. Ю. Жуковский. Княжеский дом. Поздняя осень. 1909
С. Ю. Жуковский. Букет. 1908.
источник