Виктор Темин, Евгений Халдей и Евгений Долматовский у стен Рейхстага

May 12, 2020 01:53




В годы войны Виктор Антонович Тёмин снимал для газеты «Правда» и для «Красной Звезды». Во время Берлинской операции репортер сначала добился места в танке, чтобы попасть в город одним из первых и запечатлеть битву за Берлин, а потом для него стало делом чести заснять красное знамя над Рейхстагом.
После победы он присутствовал на Нюрнбергском процессе, при подписании акта о капитуляции Японии, а в мирное время 35 лет регулярно снимал писателя Михаила Шолохова.





***Евгений Ананьевич Халдей - один из самых знаменитых фотокорреспондентов ТАСС и единственный советский фотограф, снимавший Великую Отечественную войну все 1418 дней.
Фотография, сделанная его руками, стала символом Великой Победы. А на Нюрнбергском процессе его снимки рассматривали среди доказательств преступлений фашистов.



***интересная подробность:

Почему местом водружения Красного знамени стал германский парламент, а не, скажем, рейхсканцелярия Гитлера, откуда было принято решение о нападении на СССР. Современная немецкая пресса, а также некоторые отечественные «блогоисторики» любят умалить значение рейхстага, называя его никчёмным объектом, а сам выбор Сталина случайным (приём принижения героизма Красной армии во Второй мировой войне - излюбленный в западной пропаганде. Вспомнить хотя бы, польско-немецкие россказни о том, как гитлеровцы «просто оставляли» польские города, которые затем «просто занимали» красноармейцы, раздувая мифы как об освобождении Варшавы, так и спасении от подрыва Кракова).

Действительно, в годы Второй мировой войны рейхстаг стоял полузаброшенным и политически напрочь забытым. Гитлер отказался его реновировать после поджога. Окна и двери были заложены кирпичом, а жизнь теплилась лишь в некоторых залах, где в частности разместились военный госпиталь, а также производство электронных ламп. Однако именно рейхстаг и только рейхстаг ассоциировался в мире с приходом к власти нацистского преступника Гитлера.

Таким образом, рейхстаг резонно являлся местом становления коричневой чумы, а значит, конкретно он должен стать и памятным местом, где этой чуме пришёл конец. Кроме того, рейхстаг как символ немецкой демократии должен был «включиться» в обновлённой Германии после денацификации. Чего нельзя было сказать о свежей рейхсканцелярии, построенной Гитлером практически с нуля, используемой фюрером как своё жилище и соответственно снесённой с лица земли после войны.

…Рейхстаг брали бойцы 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии под командованием полковника Фёдора Зинченко.
Любопытный факт - солдаты Степана Неустроева, взявшие штурмом германский парламент, расписались там самыми последними. Когда Георгий Жуков 3 мая посетил рейхстаг и увидел испещрённые автографами стены, то спросил у Неустроева: «Ваш батальон, конечно, в центре?» Капитан ответил: «Никак нет, товарищ маршал. Не успели. Пока тушили пожар в рейхстаге, сюда забегали из разных частей расписываться. Нам не хватило места!»
На что маршал сказал: «Ну, это не беда. Свои имена вы и без того вписали в историю на веки вечные!»
полностью здесь



Офицеры и солдаты 150-й стрелковой дивизии на фоне Знамени Победы
(слева направо) Константин Самсонов, Мелитон Кантария, Михаил Егоров, Илья Соянов, Степан Неустроев

***Евгений Аронович Долматовский родился 22 апреля (5 мая)  1915 года
Прошёл войну от самого начала до победного конца.

image Click to view



После выхода фильма "Истребители", в сентябре 1939-го, Долматовскому предложили стать военным корреспондентом. Он согласился без раздумий. Ему присвоили звание интенданта 3-го ранга и отправили в Белорусский военный округ. Там он освещал освободительный поход РККА в Западную Украину и Белоруссию. Потом его перевели в действующую армию, штурмовавшую линию Маннергейма. Командование не раз отмечало смелость, инициативу и активность журналиста. Долматовский был удостоен медали «За боевые заслуги».

Помимо работы в военных газетах, Евгений продолжал литературную деятельность. В 1940 году вышла его книга «Три времени года», в 1941-м - поэтический цикл «Московские рассветы». В стихотворениях тех лет выразилось предощущение войны и великой трагедии, которую предстояло пережить советскому народу.

С началом Великой Отечественной войны Долматовский - военкор-писатель газеты «Звезда Советов» 6-й армии Юго-Западного фронта и одновременно военный корреспондент «Комсомольской правды». Чуть позже его ввели в штат газеты «Красная Армия» Юго-Западного фронта.
Евгению Ароновичу пришлось пройти через многие испытания. В августе 1941 года во время тяжёлых боёв под Киевом он попал в окружение под Уманью и был захвачен в плен, будучи контуженным и раненным в голову и руку. Его бросили в концлагерь, который фашисты спешно организовали на окраине Умани для тысяч военнопленных красноармейцев. На территории глиняного карьера просто вырыли яму глубиной до 15 метров. На заключённых лил дождь, их палило солнце. Зверства, чинимые там фашистами, потрясают жестокостью. Леденящее душу название - Уманская яма - не только быстро распространилось по окрестным сёлам, но и перешло за линию фронта.
Евгению Долматовскому удалось бежать из этого ада. Но сил догнать отступающие войска не было. На помощь пришли местные жители, простая украинская семья Вербиных, которые выходили его и подняли на ноги, делились всем, что у них было.
Как только Евгений немного поправился, он тут же направился в сторону фронта. Но по дороге он был задержан итальянским патрулём и вновь доставлен в лагерь военнопленных, но уже в Белую Церковь. Однако и оттуда через некоторое время он смог совершить побег. Пробирался к своим по оккупированной территории. В дырявой лодке с деревенскими мальчишками кое-как переправился через Днепр, а дальше лесами, партизанскими тропами - через линию фронта. Только под Воронежем Долматовский нашёл редакцию своей газеты «Красная Армия». Это было 8 ноября 1941 года.
<..>
1 мая 1945 года Долматовский и корреспондент «Правды» писатель Всеволод Вишневский вели стенографический отчёт переговоров командующего войсками 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта генерал-полковника В.И. Чуйкова и заместителя командующего 1-м Белорусским фронтом генерала армии В.Д. Соколовского с комендантом Берлина генералом Гансом Кребсом о сдаче столицы рейха.



фото Евгения Халдея
На память о том дне в семейном архиве Долматовских осталась необычная фотография. Сам Евгений Аронович так рассказывал о моменте, который запечатлён на снимке: «В зале заседаний рейхстага я нашёл под трибуной отколовшуюся бронзовую голову Гитлера. Поднял её и пошёл на улицу. Как раз тогда меня и сфотографировали. У Бранденбургских ворот я выбросил голову Гитлера, и она со звоном покатилась по брусчатке под смех наших солдат». После этого, переполняемый эмоциями, поэт выступил перед бойцами с известием о фактическом окончании войны и только что сложенным стихотворением «Идут гвардейцы по Берлину».

полностью здесь, обязательно прочитайте



Наталья Боде и Евгений Долматовский на улицах Праги
им здесь по 30 лет!
из комментариев:
- У Натальи Федоровны первая планочка Красная звезда за Тигр сфотографированный на нейтралке под Курском.
- Большой психологический урон гитлеровцам этим фото нанесла! Орден заслужен!!!

Вот этот "тигр"

Память, Великая Отечественная война, юбилей, фоторепортаж, СССР, архивы и документы, ТАСС, 9 мая, Марк Бернес, поэзия, 30-е годы, Берлин, Чехословакия, старые фото, кино, День Победы, Красная Армия

Previous post Next post
Up