Удивительные шляпки Анны Сердобовой. Часть 1. "Кибитки", "фаэтончики" и "шути".

Jul 02, 2017 16:35

la_gatta_ciara в Удивительные шляпки Анны Сердобовой. Часть 1. "Кибитки", "фаэтончики" и "шути".

Продолжаю вас знакомить со специалистами, создающими костюмы для театра и кино.
Сегодня вашему вниманию предлагаю интервью с мастером по изготовлению головных уборов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко Анной Сердобовой.




Кадр из сериала "Мурка". Шляпка А. Сердобовой. Художник по костюмам Д. Андреев


Анечка Сердобова - любимица, практически, всех художников по костюмам Москвы. Она с видимой легкостью создает любой головной убор - от балетной наколки до замысловатой шляпы, от десятисантиметровой треуголочки до полуторометровой чалмы. Ее работы отличают не только мастерство и аккуратность исполнения, но и умение творчески подходить к эскизу художника. Она и сама - настоящий художник, а не простой исполнитель, ее видение форм, объемов, фактур восхищает и завораживает.




Мастер по изготовлению головных уборов Анна Сердобова

К ее услугам обращались известные артисты, дизайнеры и художники по костюмам.




Ф. Киркоров в новогодней программе канала НТВ "Ночь в Опере", 1999 г. Художник по костюмам Е. Котова. Головной убор изготовлен А. Сердобовой. Тут можно посмотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=Kp_44hplzZg




Майя Плисецкая. Фото из архива А. Сердобовой

Коллекции В. Юдашкина "Фаберже", "Тысячелетие крещения Руси", "Музыка" были полностью изготовлены в мастерских Музыкального театра им. Станиславского и Немировича - Данченко, головные уборы делала А. Сердобова.




Коллекция В. Юдашкина "Фаберже", 1991 г.




Коллекция В. Юдашкина "Фаберже", 1991 Г




Коллекция В. Юдашкина "Музыка", 1992 г.

Но большей частью, Аня работает с художниками театра и кино. Она делает все: от царских венцов до огромных шляп.




Эта "корона Российской империи" была сделана для выставки головных уборов "CHAPEAU" - она служила в качестве главного приза. Фото из архива А. Сердобовой




Как и эта "Шапка Мономаха". Фото из архива А. Сердобовой

За изготовлением короны для оперы "Замок герцога Синяя Борода" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича - Данченко я как раз застала Аню:




А. Сердобова за работой. Фото моё
















Фото со спектакля "Замок герцога Синяя Борода" взято с сайта Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Художник по костюмам М. Данилова

Как вы понимаете, я не могла упустить возможность взять интервью у такого замечательного мастера. Первый мой вопрос:

Я: Как Вы пришли в эту профессию?

Анна Сердобова : Так сложилась жизнь. Я поступила на вечернее отделение в ТХТУ [Московское театрально-художественное училище, выпускающее художников по костюмам, гримеров и проч. Сегодня это Театральный художественно-технический колледж], и когда уже училась на 3-м курсе по специальности "художник - модельер театрального костюма", в учебной части мне предложили: "Не хочешь ли пойти поработать во МХАТ нормировщиком?". Я согласилась. А там мне нравилось смотреть, как подружка шьет головные уборы [речь идет об известной изготовительнице головных уборов Эльвире (Лире) Сергеевне Ермаковой], мне это было очень интересно. Сюда (в МАМТ) я пришла художником по отделке, но через год договорилась, что меня возьмут во МХАТ учеником модистки. Жизнь распорядилась по-другому. Здесь у нас мастером по головным уборам работала Алла Давыдовна Смирнова, которая попросила руководство театра: "Дайте мне шьющую девочку, я вам ее выучу на модистку". Этой ученицей стала я.




Алла Давыдовна Смирнова. Фото из архива А. Сердобовой

Первым моим спектаклем был "Кот в сапогах" в театре Вахтангова. Потом была опера "Пиковая дама" (1976 г) тут, в МАМТе, режиссера Льва Михайлова, художника Михаила Чиковани. Это была классическая постановка: ампирные костюмы, спенсеры, "фаэтончики" (так Аня называет капоры). Начинала я как раз с "фаэтончиков".
Было очень много сделано головных уборов для кино, потому что Алла Давыдовна работала с киностудией имени Горького, соответственно, и мне кое-что перепадало. Я работала с художниками по костюмам Эльзой Давыдовной Рапопорт и Людой Чекулаевой.
Моей первой киносказкой был фильм "Осенние колокола", для которого я делала кокошники, повязки…




Кадр из фильма "Осенние колокола"

Потом - "Эскадрон гусар летучих",




"Черный принц Аджуба", "Одиссея капитана Блада"…
Из последнего - сериал "Мурка", художник по костюмам Дмитрий Андреев.




Кадр из сериала "Мурка". Художник по костюмам Д. Андреев, шляпка от А. Сердобовой.




Кадр из сериала "Мурка". Этот головной убор также изготовлен А. Сердобовой




Фото из архива А. Сердобовой

С Димой мы делали и другие фильмы. Например, для "Печорина" я изготавливала цилиндры и капоры. "Фаэтончики" мы делали из капронового сита - художнику хотелось, чтобы они были легкими, прозрачными. Форма шляпки держится за счет тоненькой проволочки, которую приходится прикрывать отделкой. Сито - замечательный материал, но у него есть один недостаток - очень колючий край. Я крою его паяльником, чтобы оплавить края.




На съемочной площадке фильма "Печорин". Фото из интернета




Кадр из фильма "Печорин". Фото из интернета

Я: Наверное, технологии изготовления шляп постоянно меняются?

А. С.: Да. Во-первых, появляются новые материалы. Например, если раньше цилиндр можно было сделать только из натуральной ткани, потому что внутреннее поле проклеивали резиновым клеем (во МХАТе - столярным), то сейчас для этого используется клеевая паутинка. И поэтому, теперь его можно делать из любой ткани.




Раньше большие шляпы делались исключительно каркасными. Каркас трудно прикрыть, задрапировать, он всегда виден. Моя учительница пробовала делать такие шляпы из сита. Но это тоже достаточно капризный материал. Я продолжила ее начинания и сейчас мы из сита делаем все, что угодно. Но для капоров я тулью обычно делаю из лино, потому что сито нежелательно ставить близко к телу - как ни старайся, оно все равно колется.




Капор из фильма "Форт Росс". Лино, сито, кружево, ленты, перья, тюль. Фото из архива А. Сердобовой




Капор из фильма "Форт Росс". Лино, сито, кружево, ленты, перья, тюль. Фото из архива А. Сердобовой




Шляпка к фильму "Форт Росс". Сито, лино, проволока, ткань, шелковая лента, кружево. Фото из архива А. Сердобовой




Художник по костюмам Д. Андреев готовит выставку в Кузьминках. Фото из архива Д. Андреева




Костюм из фильма "Форт Росс" на выставке в Кузьминках. Фото из архива Д. Андреева




Шляпка Наташи Ростовой для оперы "Война и мир" (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Художник по костюмам О. Поликарпова. Тафта, дюшес, кружево, бархатная лента, основа из сита, проволока, подкладка из батиста. Фото из архива О. Поликарповой




Этот же капор на просвет - видно его прозрачность и воздушность. Фото О. Поликарповой

Для художника по костюмам Ольги Поликарповой Аня делала капоры к спектаклю Российского академического Молодежного театра  "Берег утопии".




Сцена из спектакля "Берег утопии".




Шляпка из спектакля "Берег утопии". Фото О. Поликарповой




Шляпка из спектакля "Берег утопии". Фото О. Поликарповой




Шляпка из спектакля "Берег утопии". Фото О. Поликарповой




Шляпка из спектакля "Берег утопии". Фрагмент. Фото О. Поликарповой




Эта шляпка - часть реконструкции для музея Пушкина.
Художник по костюмам О. Поликарпова. Фото О. Поликарповой

Еще одна совместная работа художника по костюмам Ольги Поликарповой и Анны Сердобовой - спектакль "Отцы и сыновья" театра им. Вл.Маяковского (2014 год).




Сцена из спектакля "Отцы и сыновья". Фото взято с сайта театра




Шляпка Одинцовой. Сито, шелковый сатин, тафта, тесьма; цветы из разных видов шелка. Фото О. Поликарповой




Сцена из спектакля "Отцы и сыновья". Фото с сайта театра




Шляпка Одинцовой. Сито, шелк, шифон, шелковый сатин, шелковый тюль, кружево, перо страуса; цветы из разных видов шелка. Фото О. Поликарповой




Шляпка Одинцовой. Соломка, тафта, шелковый сатин, бархат, перо страуса; ягоды боярышника сделаны из бусин, листики из проклеенного шелка, бархата. Фото О. Поликарповой

Огромные шляпы 1910-х гг делали из спартри. Я его застала совсем чуть - чуть, из него уже не делали головные уборы, он использовался как материал. Это полотно из плетеной соломки, которое можно кроить.

Потом появилось лино - марля или ткань, проклеенная в несколько слоев и высушенная на раме. Причем, у всех модисток свои рецепты. Когда я познакомилась с Лирой - в основе там был просто крахмал, когда стала работать с Эллой Давыдовной - был крахмал с добавлением столярного клея. В Большом театре для лино используют крахмал, желатин, мыло, глицерин... Что-то очень сложное. Мы опускали ткань в остывший крахмал и натягивали на раму. У них, в Большом, опускали в горячий состав, и сколько помню, у мастериц все время были обоженные руки. Я не знаю кто придумал лино, но это был великий человек. Думаю, это из бутафории. Раньше еще был популярен тарлатан, из которого делали балетные пачки и платья. Тарлатаном у нас называли марлю (тогда она была плотнее, чем сегодня), которую пропитывали в два слоя желатином. И пачки были одноразовыми, после каждого спектакля их возобновляли.




Крохотная треуголка, выполненная Анной для проекта обновления детских костюмов Музея - заповедника "Царицыно". Сделана из лино, проволоки, тафты, отделана тесьмой, украшена перьями страуса, бусинами и стразами. Фломастер лежит для того, чтобы понимали ее размер) Фото моё




Небольшой мастер-класс. Тулья из лино, которую натянули и высушили на форме
















результат)

Пока речь идет о головных уборах эпохи рококо, хочу вам показать шляпку - "кибитку", сделанную Аней для Ольги Поликарповой.




Шляпа - "кибитка" (англ. calash). Вид спереди. Тафта, сталька. Фото О. Поликарповой.
У шляпок - "кибиток" складывающаяся конструкция, как у верха конных колясок (у шляпки был еще шнурок, дергая за который, можно было поднимать верх), отсюда и название. Они были придуманы для того, чтобы сохранить сложную прическу XVIII века. Такие "кибитки" встречались и позже, в XIX веке.




Вот дама в "кибитке". A Morning Visit -or the Fashionable Dresses for the Year 1777. http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1641471&partId=1




Кибитка в сложенном состоянии. Фото О. Поликарповой

Продолжает рассказывать А. Сердобова:
Фетр мы начали использовать недавно - раньше у нас не было такой возможности, его не продавали, колпаки [фетровая заготовка для шляп] были большой редкостью. К тому же, для фетра нужны болваны [специальная деревянная форма].




Эскиз костюма для хора к опере "Дон Жуан". Художник по костюмам М. Данилова




Эскиз костюма для хора к опере "Дон Жуан". Художник по костюмам М. Данилова




Сохнет фетровая заготовка для шляпы к опере "Дон Жуан", натянутая на нужную форму. Фото моё




Сцена из оперы "Дон Жуан" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра

Фетр - это форма, а мы ее добиваемся пальцами: тут подтянешь, там сутюжишь. За границей все по-другому: проклеили, надели, поставили в шкафчик, высушили, сняли - получилась готовая форма ( видео).




Эскиз костюма для хора оперы "Пиковая дама". Художник по костюмам М. Данилова. 2016 г.




Шляпка для артистки хора оперы "Пиковая дама". Фетр, ленточный регилин, бархат. Фото моё




Сцена из оперы "Пиковая дама" (2017 г) Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Шляпка для артистки хора оперы "Пиковая дама". Фетр, ленточный регилин, бархат. Фото моё




Эскиз костюма для хора оперы "Пиковая дама". Художник по костюмам М. Данилова. 2016 г.




Шляпка для артистки хора оперы "Пиковая дама". Фетр, ленточный регилин, бархат. Фото моё




Шляпка для артистки хора оперы "Пиковая дама". Фетр, ленточный регилин, бархат. Фото моё




Шляпка для артистки хора оперы "Пиковая дама". Фетр, ленточный регилин, бархат. Фото моё

Я: Часто ли эскизы Вас озадачивают и Вы не сразу понимаете, как это сделать?

А. С.: Да. Так бывало с художником Аллой Коженковой, у которой очень богатая фантазия (смеется). Но если спросить, как она это видит, то Алла тут же нарисует головной убор сверху, снизу, сбоку, со всех сторон. Коженкова по образованию архитектор, поэтому у нее такое объемное видение. У нас с ней был совершенно бешеный проект - спектакль "Шантеклер" в "Сатириконе" [Шантеклером зовут петуха, главного героя пьесы Э. Ростана]. Там все герои были жителями птичьего двора: курочки и всякие птички.





Эскизы А. Коженковой к спектаклю театра "Сатирикон" "Шантеклер". Фото из сети

Я делала им маски вместе с головными уборами, пришивала к ним гребешочки, клювики...




Сцена из спектакля театра "Сатирикон" "Шантеклер". Фото с сайта театра

Тогда я первый раз попробовала работать с пластиком (давленкой), потому что в спектакле еще были головные уборы с яйцом и расколотым яйцом, как корона Российской Империи, с чем-то в середине…
Коженкова говорила, что ей со мной просто - другим надо каждую тесемочку накалывать, а мне она приносила мешок с отделкой и я уже сама разбиралась. Она научила меня смешивать золото с серебром, шляпку пришивать к кружевному чепчику и т.д.
В 1996 г для "Мариинки" мы с ней делали "Обручение в монастыре".




Сцена из спектакля "Обручение в монастыре".

Потом этот спектакль перенесли во Францию и в Америку. Алла мне рассказывала, что там была забавная история. По актерским гримерным разложили "лысины" телесного цвета. А половина хора оказались негры и когда те вышли на сцену в этих лысинах - было очень смешно. У них такая дисциплина: если надо надеть, никто не спорит, надел и пошел на сцену.

Был у меня интересный опыт работы с Александром Васильевым [известный историк моды иногда выступает в качестве художника по костюмам] на мюзикле "Цезарь и Клеопатра" (2010 г) Московского театра оперетты.




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Лино, парча, проволока, тесьма, бусины. Фото моё

Там было три головных убора, взятых из известных фильмов: один мы делали по фотографии Клеопатры в исполнении Клодетт Кольбер (с крыльями),




Фото К. Кольбер в роли Клеопатры




Сцена из мюзикла "Цезарь и Клеопатра". Фото с сайта Московского театра оперетты




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Лино, кожа, искусственная кожа, тюль, шнур, бифлекс, проволока. Фото моё




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Фрагмент. Фото моё

второй был повтором головного убора Клеопатры - Вивьен Ли [фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 г.] - из синих кожаных колокольчиков




В. Ли в роли Клеопатры




Сцена из мюзикла "Цезарь и Клеопатра". Фото с сайта Московского театра оперетты




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Сито, кожа, бифлекс, металлические пластины, бусины, шнур. Фото моё




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Фрагмент. Фото моё




Процесс изготовления. Фото из архива А. Сердобовой

и был головной убор Клеопатры - Элизабет Тейлор.




Э. Тейлор в роли Клеопатры




Сцена из мюзикла "Цезарь и Клеопатра". Фото с сайта Московского театра оперетты




Стилизованное "шути" (головной убор египетских цариц) для спектакля "Цезарь и Клеопатра".
Лино, сито, кожа, декоративная сетка, шнуры, бусины, металлические пластины, проволока.
Фото моё

Для любого головного убора я сначала делаю макет из бумаги, потому что необходим строгий расчет, чтобы одно с другим совпало, одно в другое вошло и вышло откуда надо. Обычно я делаю основу из лино и на ней размещаю бумажные детали. Я должна понимать все нюансы, видеть пропорции и то, как это будет смотреться на голове. Когда потом выкроишь из материала - обратного хода нет, можно все испортить.




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Фрагмент. Фото моё




Головной убор из спектакля "Цезарь и Клеопатра". Фрагмент. Фото моё

У меня было несколько "клеопатр". Первая - еще с Таней Тулубьевой на старой сцене "Геликон-опера". Это была "Аида" (1996 г), но делали мы ее именно как "Клеопатру". Тут в первый раз я попробовала сделать имитацию парика из дредов, скрученных из бифлекса.
Потом был мюзикл "Цезарь и Клеопатра", потом я делала головной убор Клеопатры для эстрадного шоу, он был сложный, с трансформацией. Затем - Клеопатра для балета Ноймайера "Татьяна".




Сцена из балета "Татьяна" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра

Я: А "Аида" Штайна?

А. С.: Там было интересно. И художница, итальянка Нана Чекки, хорошая, и работа увлекательная. Для спектакля мы делали парики из марли: нарезали ее на полосочки, крутили из них шуруповертом дреды и пришивали к полужесткой шапочке. Нана пришла в восторг: "Марля!". Она не знала, что это такое.




Головной убор к опере "Аида" в виде парика из дредов, скрученных из крашеной марли. Фото моё




Эскиз Н. Чекки с объяснением, что волосы должны быть сделаны из веревок




Сцена из оперы "Аида" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра. К слову, Штайн повторил эту оперу на сцене миланского театра "Ла Скала")

Штайну все понравилось. Там было много работы: шлемы, короны... Повязка Амнерис была расшита бляшками, похожими на золотые слитки, которые Нана нам сама привозила из Италии.




Эскиз художника по костюмам Н. Чекки




Сцена из оперы "Аида" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра

И бирюза. Нам приносили ожерелья и браслеты, мне их разбирали на бусины. У самого Фараона все вышито бирюзой на коже…"




Эскиз костюма Фараона. Художник по костюмам Н. Чекки




Головной убор Фараона. Кожа, лино, сито, бусины. Фото моё

В этой части интервью мы поговорили лишь о головных уборах для спектаклей на историческую тему. В следующий окунемся в мир сказки и фантазий.

Не пропустите!

талант, Элизабет Тейлор, профессионалы, театр, актёры, фоторепортаж, опера и оперетта, спектакль, быт, декорации и костюмы/сценография, Театр Маяковского

Previous post Next post
Up