ВДНХ. Центральный павильон

Jul 11, 2013 02:52

evge_chesnokov рассказывает:
Главный (Центральный) павильон ВСХВ по значимости для архитектурного ансамбля вполне можно сравнить с греческим Парфеноном. Здание высотой 90 метров со шпилем построено к 1954 году по проекту Г.Щуко и Е.Столярова и выдержано в традициях укрупнённой русской классической архитектуры, по символическому значению павильон стоит наравне с так и не построенным гигантом Дворца Советов. Это образ всего Советского Союза, лицо выставки.




1950-1952 годы. Строительство Центрального павильона:
















1954 год:













Фасад здания украшают гербы пятнадцати советских республик - пятнадцати сестёр. На момент проектирования и постройки (1951-1953 гг.) существовала и шестнадцатая республика - Карело-Финская ССР, которая впоследствии была расформирована, а её герб на фасаде павильона заварен металлическим листом. На гербе СССР слева тоже одна лишняя (Карело-Финская) лента.








































В 1954 году экспозиция Главного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Увы, несколько фресок и лепнина сохранились только под потолком в зале Мира.

«Советскому народу, знаменосцу мира - слава!»:




Зал Конституции:




Октябрьский зал. 1962 год:




Электрифицированная карта СССР:








































Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии можно было увидеть возле Академии Тимирязева и на Киевском вокзале. Помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки, достижения науки и культуры (например, модель атомного ледокола "Ленин").

Скульптуры вождей:




1985 год. Вместо скульптур:







С весны 2012 года на ВВЦ возобновлено экскурсионное обслуживание, записаться на пешеходные экскурсии "Сохранённые шедевры" можно в офисе экскурсбюро у Главного входа. В рамках одной из экскурсий - "Легенды и мифы ВДНХ" - посетители осматривают закрытую часть Центрального павильона. Когда-то под землёй было построено большое бомбоубежище, которое и сейчас может использоваться по прямому назначению. Это действующее сооружение курируют компетентные органы, гостям предлагается осмотреть только несколько пустующих комнат на входе, а остальное окутано завесой секретности. Можно упомянуть, что один из входов в подземелье находится у подножия памятника Ленину.










Главный павильон внешне находится в неплохом состоянии (но это только издалека), а вот интерьер павильона почти полностью уничтожен. Пристроенный второй внутренний этаж изменил планировку здания, почти все картины и панно в разные годы были демонтированы, тяжёлые роскошные люстры заменены на тусклые люминесцентные лампы, до сих пор местами сохранившийся оригинальный паркет безнадёжно испорчен. Светильники-торшеры на выходе покосились или утрачены (остаётся надеяться, что недостающие металлические элементы декора пребывают до лучших времён на складах ВВЦ, а не проданы некими варварами-похитителями как металлолом).




























Фрагменты декора из латуни и анодированного алюминия разворованы вандалами, гранит утрачен и заменён на цветную плитку, а часть старого плиточного покрытия на балконах по бокам здания разбита. Уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные стыдливо заменены фанерными покрашенными копиями.




















































Сзади к Главному павильону пристроена невысокая, но очень длинная трибуна, с которой на митингах и праздниках выступали многие государственные деятели. Выступающие ораторы могли при этом любоваться, пожалуй, самым красивым столичным фонтаном - "Дружбы народов", созданным по проекту К.Топуридзе.




С августа 1991 года в Москве началась антисоветская кампания, с улиц исчезали памятники революционерам (памятник Феликсу Дзержинскому с одноимённой площади был стихийно демонтирован в ночь, когда пришло сообщение о поражении ГКЧП), а самим улицам вскоре стали возвращать исторические названия. Демократическая власть боролась прежде всего с идеологией ушедшего строя, при этом не всегда задумываясь об исторической ценности памятников. Тогда никому и в голову не приходило озаботиться сохранением культурного наследия СССР. Выставка достижений народного хозяйства приспосабливалась к выживанию в новых условиях: выставочные павильоны превратились в торговые площадки, а некоторые павильоны стали частной собственностью.

Торговые точки в павильонах - это вовсе не бутики известных брендов, а развалы ширпотреба, в основном, из азиатских стран. В последние годы наметились перемены к лучшему, продавцы постепенно вытесняются из исторических зданий. Что придёт на смену торговле - пока не очень понятно. Новый контент должен быть интересен посетителям и приносить выставке определённую финансовую выгоду. По мнению горожан, центральная часть территории могла бы превратиться в эдакий "Парк советского периода", погружающий гостей ВВЦ в атмосферу Москвы ХХ века. Будем следить за развитием событий.










Ретроиллюстрации: http://www.oldmos.ru/ при участии bcxb

60-е, ВСХВ/ВДНХ, архитектура, 30-е годы, СССР, интерьеры, скульптура, Ленин, 50-е

Previous post Next post
Up