Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации экспертов Санкт-Петербурга и Ленинградской области по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
В октябре 2016 года В Санкт-Петербурге разразился скандал в связи с попытками КГИОП и Комитета по строительству лишить охранного статуса несколько десятков исторических зданий в охраняемом центре города в районе Северной Коломны - Новой Голландии, с использованием для этой цели мнимых "экспертов" в лице ООО "ЛенСтройУправление" и его генерального директора господина В. Э. Трушковского. Пока этот вопрос изучает прокуратура города, а Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга готовится рассмотреть его на своём ближайшем заседании, обратимся к
«Положению о государственной историко-культурной экспертизе» , утверждённому Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
Согласно части б) пункта 7 и пункту 9 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», в качестве экспертов для проведения ГИКЭ привлекаются юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее трёх экспертов, аттестованных Министерством культуры РФ по профилю экспертной деятельности. Известно, что между Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга и ООО «ЛенСтройУправление» 01.04.2016 был заключён контракт № 12/ОК-16 стоимостью 24 млн. руб., по которому ООО «ЛенСтройУправление» обязывалось провести до конца 2016 года 55 государственных историко-культурных экспертиз выявленных объектов культурного наследия - исторических зданий и комплексов сооружений, с целью обоснования включения в единый государственный реестр. Это означает, что на момент подачи заявки на участие в тендере, а также по состоянию на 01.04.2016, то есть на момент подписания контракта с Комитетом по строительству в штате ООО «ЛенСтройУправление» должны были состояли не менее трёх экспертов, аттестованных Министерством культуры РФ по профилю экспертной деятельности - для проведения ГИКЭ с целью обоснования включения выявленного объекта культурного наследия в реестр памятников истории и культуры.
Набережная Адмиралтейского канала, дом 17. Выявленный объект культурного наследия
«Дом Ф. В. Кранкенгагена», который КГИОП на основе заказной экспертизы В. Э. Трушковского
рекомендовал снять с охраны.
В Актах заключений ГИКЭ, подготовленных ООО «ЛенСтройУправление» и выложенных КГИОП для общественного обсуждения, отсутствует справка о квалификационной структуре кадров ООО «ЛенСтройУправление», из которой следовало бы, что эти условия соблюдены. Это является основанием для проверки и порождает обоснованные сомнения в законности привлечения ООО «ЛенСтройУправление» для проведения ГИКЭ. Известно, что на весь Санкт-Петербург приходится немногим более 30 аттестованных экспертов по всем видам экспертиз. Было бы очень удивительным, если бы в штате мало кому известного ООО «ЛенСтройУправление» трудилось трое аттестованных Минкультуры экспертов, да ещё именно по данному профилю экспертной деятельности - для проведения ГИКЭ с целью обоснования включения выявленного объекта культурного наследия в реестр памятников истории и культуры.
Данная норма о привлечении к проведению государственной историко-культурной экспертизы юридических лиц в "Положении" возникла для того, чтобы наряду с отдельными специалистами к экспертизе можно было бы привлекать и авторитетные научные коллективы, обладающие соответствующими квалифицированными кадрами. Такие коллективы прежде всего сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве и они хорошо известны общественности и градозащитникам. ООО «ЛенСтройУправление» в их числе не значится. Так в чём же дело?
А дело в том, что выражение "в трудовых отношениях" при желании можно трактовать как "по трудовому соглашению". Иными словами, формально любое ООО "Рога и копыта", у которого есть стул и телефон, может оформить по трудовому соглашению на период проведения экспертизы нужное количество экспертов - и вот вам готов новый авторитетный коллектив, правомочный для проведения ГИКЭ, участия в тендере в качестве юридического лица и даже для решения судеб объектов культурного наследия. Естественно все это видят и понимают, что это чистой воды авантюра и издевательство над законом. Но одних это устраивает, а другим удобнее до поры до времени закрывать глаза и делать вид, что ничего противозаконного не происходит и оснований для принятия мер реагирования не имеется.
Этот вопрос среди прочих был поставлен перед прокурором Санкт-Петербурга Литвиненко С. И. в обращении группы рецензентов экспертиз из "Списка Трушковского". В обращении, в частности, содержалось требование:
- Провести проверку соответствия контракта, заключённого между Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга и ООО «ЛенСтройУправление» от 01.04.2016 № 12/ОК-16, пункту 7 и пункту 9 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569;
- Провести проверку действий Трушковского В.Э. в качестве эксперта, а также генерального директора и совладельца ООО «ЛенСтройУправление» на соответствие требованиям пункта 8 и пункта 10 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе»;
- Провести проверку действий Министерства культуры РФ по аттестации Трушковского В. Э. в качестве эксперта приказом от 16.06.2015 № 1793 для проведения государственных историко-культурных экспертиз с целью обоснования включения в реестр, на соответствие пункту 7 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе»;
- По фактам выявленных нарушений действующего законодательства, а также в целях недопущения согласования КГИОП упомянутых выше заключений ГИКЭ, выполненных ООО «ЛенСтройУправление» и экспертом Трушковским В. Э., принять соответствующие меры прокурорского реагирования.
См. также:
Наследие под угрозой: объекты 2017 года в Северной Коломне и Новой ГолландииСм. также:
ГИКЭ встроены в систему разрушения культурного и исторического наследияСм. также:
Минкультуры: после реставраторов на очереди дело экспертов?См. также:
Вице-губернатор Албин о мифическом статусе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России