Курганские истории Татьяны Васильевой: 1930-е...

Nov 05, 2016 10:57

Оригинал взят у msalexandr17 в Курганские истории Татьяны Васильевой: 1930-е...


Сейчас все изучают историю дореволюционного Кургана, где кто жил, работал, где отдыхал, а мне бы хотелось показать, что из себя представлял Курган в предвоенные годы. Ведь это тоже история нашего города, которую тоже желательно знать. И картина, надо сказать, получается не очень радужная. Не смотря на то, что в газетах много писали об улучшении жизни советских граждан, о самоотверженном труде стахановцев и так далее и тому подобное.

В 30-е годы ХХ века Курган продолжал оставаться небольшим провинциальным городком, входившим в состав Челябинской области. Население города на 1934 год составляло 58000 человек. Внешне облик города 30-х годов ничем не отличался от дореволюционного: было также мало зелени, зато много пыли и грязи.  В основном преобладали одноэтажные дома, но имелись двух, трех и даже четырехэтажные здания.

Но, в отличие от других провинциальных городов, Курган имел в то время крупнейший железнодорожный узел, через который проходило 25% всех перевозимых по Южно-Уральской железной дороге грузов. Обслуживали эту железную дорогу 5000 рабочих.

Промышленные предприятия города были целиком ориентированы на переработку с/х продукции. В городе действовало 13 предприятий по переработке сырья. В основном, это предприятия, которые национализировали в первые годы советской власти: мясокомбинат, винокуренный и спиртоводочный, маслодельный и машиностроительный заводы.

На фото: Работники Курганского машиностроительного завода. 1930-е гг.

Ежегодный рост сельскохозяйственной продукции заставлял задуматься о том, что действующие предприятия уже просто не могли справиться с поставляемым сырьем. Требовалась срочная реконструкция существующих заводов и строительство новых крупных предприятий пищевой промышленности. Но из-за отсутствия средств, вложений в действующие заводы не производилось, они оставались с тем же оборудованием, что и ранее. Кроме того, большим недостатком, как для жителей города, так и для промышленных предприятий было отсутствие в достаточном количестве электроэнергии (о чем я писала ранее) и водопровода. Промышленной и бытовой водой предприятия пользовались самым примитивным способом - путем подвозки ее из реки Тобол на лошадях, как писала газета «Красный Курган»: «Рабочие предприятий города водой пользуются по первобытному способу». Строительство городского водопровода было намечено на 1935 год. Это было действительно необходимо, так как вся вода, поступавшая в город из реки Тобол, была мало пригодна к употреблению в неочищенном состоянии. Как следует из архивных документов: «Высокая заболеваемость желудков и кишок происходит главным образом по вине плохой воды, всеми признано, что вода Тобола в неочищенном состоянии мало пригодна даже для промышленных целей».




Также в 30-е годы не менее важной задачей, чем строительство водопровода и электростанции, было строительство канализационной системы. Такие крупные предприятия, как мясокомбинат, кожевенный завод и другие, не имели канализации. Предприятия вынуждены были транспортировать отходы на лошадях за город, поэтому в летнее время в окрестностях города создавался рассадник заразы. На постройку канализационной системы требовалось 300000 рублей. Но, не смотря на важность и необходимость строительства этих сооружений, ни водопровод, ни канализация построены не были - не нашлось денег.

С точки зрения экологии Курган 30-х годов являлся неблагополучным городом. Для населения, в особенности детского чувствовалась нехватка свежего чистого воздуха.



В области образования указания правительства о всеобщем обучении детей школьного возраста также выполнялось с большим трудом. Все школы были построены до революции и были рассчитаны на небольшое количество детей, поэтому занятия проводились в 2-3 смены. В начальных классах было по 48-50 учеников, в средних - по 45, хотя средняя норма учащихся составляла 39 человек. В 1935 году планировалось посадить за школьные парты 7800 человек, тогда как существующие школы могли принять только 4500. Остальные 3300 могли и вовсе остаться вне стен школы. Для дошкольников работали 20 детских садов и яслей в городе и 75 в сельской местности, которые практически не были обеспечены игрушками, не говоря уже о музыкальных инструментах. Две небольшие больницы города, также не могли принять всех пациентов, особенно во время эпидемий.

Для проведения культурного досуга горожан действовал, построенный в 1911 году кинотеатр «Прогресс» и построенный на деньги трудящихся Народный дом, который сгорел, как я уже упоминала ранее, в 1937 году. Правда, кое-какое строительство все же в городе происходило, были построены магазин, аптека и пекарня. Это было, действительно, необходимо. Так как с выпечкой хлеба дело в городе обстояло очень плохо. Хлеб выпекался на частных квартирах, где отсутствовали самые элементарные гигиенические условия. Вот, например, что говорилось в одном из актов санитарной инспекции: «В квартирах, где выпекают хлеб - грязь, нет материала закрывать муку и выпеченный хлеб. Мыло также отсутствует. Дрова возят не пиленные, распиловкой дров занимается сама пекарка. Печь для выпечки хлеба совершенно не годится. Когда печь топится, то в это время изба открывается настежь, потому что дым в трубу не идет, а идет в избу». При таких условиях, хлеб выпекался совершенно недоброкачественный. Такая обстановка с хлебом часто вызывала недовольство среди рабочих. Строительство новой пекарни планировалось начать в 1935 году. Кроме того, на 1935-36 годы было запланировано построить: гостиницу на 250 мест, пожарное депо для автомашин, железобетонный мост через реку Тобол, больницу на 450 коек, элеватор и т.д. и т.п. На все это требовались колоссальные средства и рабочая сила. Но из-за отсутствия денег большинство этих проектов так и не удалось осуществить. В связи с этим районным руководством посылались докладные записки, письма в высшие партийные и государственные инстанции с просьбой помочь хотя бы со строительством самых важных государственных объектов: электростанции, канализации и водопровода. Однако все эти проекты так и не были реализованы и претворились в жизнь только в послевоенные годы.



Источник: Уральский меридиан © ural-meridian.ru
Копия размещена на Blogger






Previous post Next post
Up