Оригинал взят у
asnecto в
За что можно сказать спасибо РПЦ. Часть 2 - ПАЛЕХ(Часть первая
здесь).
Знаете ли вы, что палехская миниатюра, как и хохломская роспись, - эхо византийской и русской иконописи?
И что за этот чудо-бренд русской и советской культуры мы тоже можем сказать спасибо Православной церкви?
А начиналось все так.
В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка, да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола". Различные документы XVII века свидетельствуют о развитом иконописном промысле в Палехе. По записям в старых родовых книгах видно, что многие палехские роды потомственных иконописцев (Кориных, Зубковых) восходят к XVII веку.
Стиль палехского письма - результат влияния московской, новгородской, ярославской иконописных школ, перенесшие на миниатюру иконописные каноны композиции, цветовой гаммы, а также разделение труда, получившее начало ещё в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Техника же (как, например, в случае с
Хохломой) гораздо сложнее и трудоемка и не связана с иконописной традицией.
Основа лаковых миниатюр - папье-маше, которое изготавливается из картона или плотной бумаги.
Мы в школьные годы тоже очень увлекались такими поделками. Для этого нарезаются полосы (мы рвали кусочки газет), которые намазываются мучным клейстером и наклеиваются одна поверх другой на болванку. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и подвергают термической обработке, грунтуют и шлифуют. Потом наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх наносилось ещё несколько слоев светлого лака. И лишь после этого приступали к росписи. Краски также изготавливались вручную - растирались различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. После росписи миниатюра ещё семь-восемь раз покрывается лаком и полируется.
Именно особым образом обработанное папье-маше - «ноу-хау» Палеха. А тысячи «палехских шкатулок» для иностранцев, продающихся на арбатах всех городов - простая стилизация (копирование) росписи - не более… Хотя и составляют предмет гордости их владельцев - еще бы - «настоящий» Палех!
Палехское ремесло было широко известно и популярно уже во второй половине ХIX в. Однако появление к началу XX века дешёвой печатной иконы машинного изготовления привело упадку иконописного искусства - Хохломская и Буторинская иконописные мастерские самоликвидировались (ужасно себе представить, но это случилось ДО эпохи исторического материализма).
В 1923 году по инициативе А.В. Бакушинского в Палехе было выполнено несколько проб росписи по дереву с использованием иконописных традиций - это был первый прообраз фирменной палехской лаковой миниатюры.
А в 1924 году была организована Артель древней живописи. И уже 1925 год был отмечен для Палеха большим успехом на Международной выставке в Париже. В 1929 году жыдобольшевиками СНК СССР артели были выделены крупные средства на подготовку кадров, а к 1932 году она имела в своём составе уже более 100 мастеров.
А какую поэтичность Палехские мастера придали русской сказке! Выпускались целые наборы открыток с русскими сказками - у меня сохранилось три таких комплекта: «Царевна-лягушка», «Малахитовая шкатулка» и «Василиса Прекрасная», которые сейчас по наследству «читает» киндер.
Пожалуй, наиболее тонкая и поэтичная работа - «Василиса Прекрасная» потомственного палехского мастера А.М. Куркина:
Удивительно, но нынешний «возврат к духовным традициям» и традиционной для Палеха иконописи губительно сказался на том, что мы привыкли считать палехским искусством. Современные палехские росписи храмов выглядят на редкость топорно, безлико и убого. Сравните с любой из детских иллюстраций и убедитесь в том, как губит истинную Поэзию и истинного Мастера псевдодуховность:
Аминь.