Оригинал взят у
matveychev_oleg в
«Зарница» - игра миллионов советских детейОригинал взят у
dmgusev в
«Зарница» - игра миллионов советских детей
Знаменитую военно-спортивную игру советских пионеров «Зарницу» иногда называют самой массовой игрой XX века. И в самом деле, трудно представить другую забаву, которая бы ежегодно увлекала миллионы ребят! Это не преувеличение: 20 миллионов школьников со всего Союза поучаствовали в «Зарницах» только в первые пять лет их проведения, и дальше цифры, по всей вероятности, только росли.
«О, да! Мы тоже играли в «Зарницу». Вернее, нас заставляли, отказаться не было никакой возможности», - пишут сейчас блогеры в ответ на призыв вспомнить об этой игре. И далее взахлеб рассказывают, как им приходилось ползком преодолевать препятствия, сражаться за чужие погоны и свой флаг, либо отыскивать направления по азимутам. И в этом есть некоторое лукавство. Ведь даже если играть в «Зарницу» кого-то и заставляли (в общем-то привычный для советской школы метод), то делиться спустя десятилетия незабываемыми впечатлениями - дело сугубо добровольное. Но как не поделиться?!
«Это была «обязаловка», - признает на популярном интернет-форуме Галина Салахова из Сургута. Но тут же добавляет: - Мы с девчонками старались записаться в медсестры, так как бегать по подземным ямам с деревянными автоматами нам было неинтересно. А достать из сумочки зеленку и разрисовать «любимого» одноклассника - вот истинное удовольствие от игры!»
«Делили нас на команды и вот мы догоняли, убегали, прятались, «воевали»… Искали секретные карты, пытались стащить флаг противника, в общем, настоящая стратегия. И не только в школе, еще и в лагерях пионерских было традицией хоть один раз за смену сыграть в «Зарницу». Вот сейчас у сына в школе еще и не было такого ни разу», - пишет Яна Никулина из Ессентуков.
«Вожатые разбивали нас на отряды, каждый из которых старался захватить флаг противника, попутно выполняя различные задачи, разыскивая тайники с подсказками и прячась от противника, чтобы не взяли в плен или не убили. Весело очень было и увлекательно, с удовольствием вернулась бы в то беззаботное время», - отмечает Любовь Савенко из Екатеринбурга.
И это - воспоминания девочек, а что говорить о ребятах, для которых «Зарница» стала своеобразным продолжением традиционной для детства игры в «войнушку», как бы более высоким ее игровым уровнем. Главное - здесь четко определялись победители и проигравшие, тогда как в дворовых баталиях «наши» всегда побеждали «ненаших», независимо от «вооружения» и смекалки.
К слову, о девочках. Как ни удивительно, но основателем «Зарницы» стала девушка - пионервожатая сельской школы Краснокамского района Пермской области Зоя Кротова.
«Пионерская работа шла вяло. Для меня она была новой, и я все время думала, как сделать ее интересной?» - уже в наше время рассказала местным газетчикам Зоя Васильевна. Она пришла в учебное заведение в сентябре 1962-го, 23 февраля 1963-го организовала традиционный в то время «военный» смотр строя и песни, а на следующий год твердо решила всех удивить. И у нее получилось.
Для начала каждый класс местной школы выбрал себе специализацию. Кто-то из ребят превратился в отважных летчиков, кто-то в бравых пехотинцев, а кто-то взял на себя роль артиллеристов. Большинство смогло отыскать подходящую военную форму, благо в те годы с такой одеждой проблем не было. Вызывая в этот день ребят к доске, учителя-командиры отдавали приказы: «Рядовой Иванов, к доске! Шагом марш!»
Но самое интересное началось после уроков и торжественной «линейки», которая напоминала армейское построение на развод. Все классы школы строевым шагом отправились на один из близлежащих холмов, где под руководством Зои Кротовой состязались друг с другом на полосе препятствий. Ребятам нужно было преодолеть заснеженное минное поле, заграждения из колючей проволоки, сразиться с соперниками в рукопашном бою, а на финише захватить боевое знамя в крепости. Победителям полагался большой торт, который они великодушно разделили с проигравшими.
О военно-спортивной игре в сельской школе вскоре узнали в областном центре. Во-первых, быстро распространялись восторженные отзывы участников необычного мероприятия и их родителей, а во-вторых, сама пионервожатая решила не останавливаться на достигнутом, и к 9 Мая подготовила более масштабное действо. Помог ей в этом преподаватель местного высшего командно-инженерного училища, оказавшийся бывшим учеником школы. Он привез в село нескольких военнослужащих, автоматы с холостыми патронами, взрывпакеты, полевую кухню. Школьники разделились на две большие «армии», которыми командовали не кто-нибудь, а настоящие подполковник и генерал, и провели что-то вроде «реконструкции» масштабного сражения.
Разумеется, Зое Кротовой сразу же поручили распространить этот опыт на всю область, а в 1967 году «Зарница» приобрела всесоюзный масштаб. Ее кураторами были знаменитые маршалы Советского Союза Иван Баграмян и Василий Казаков. Уже тогда игра стала элементом системы начальной военной подготовки школьников и несла серьезную педагогическую функцию. Считалось, что она воспитывает гражданскую сознательность и патриотизм, «вырабатывает командный дух, атмосферу взаимовыручки и товарищества».
Красный квест
Интересно, что у самой популярной в СССР игры не было единых правил. Организаторы могли выбирать конкретные конкурсы и задачи - в зависимости, скажем, от погоды, состава участников, имеющегося времени и инвентаря. Одно дело, когда «Зарницу» проводили в летних лагерях - с выездом на пару дней на полигоны в палатках. И совсем другое - когда ее устраивали в учебное время и, можно сказать, «для галочки». В этом случае все нередко ограничивалось чисто спортивными состязаниями - в беге, подтягивании, метании муляжа гранаты. Иной раз мероприятие проводили в зале, и в лучшем случае к примитивному физкультурному набору добавляли конкурс по сборке и разборке учебного автомата.
Если же организацию «Зарницы» поручали действительно неравнодушному пионервожатому или учителю-фронтовику, то здесь, по большому счету, его фантазию было сложно ограничить. Ребята могли соревноваться в точности стрельбы и метания гранаты, скорости установки походной палатки, разведения костра, надевания костюма химзащиты. Девочки состязались в качестве перевязки «раненых бойцов» и изготовлении носилок из подручного материала, мальчики совершали самые настоящие марш-броски, пользуясь картой или подсказками. Нередко одним из заданий становилась подготовка «боевых листков» силами «полевых» репортеров.
Но самым интересным, понятно, был игровой элемент «Зарницы» - когда школьники делились на команды и «воевали» за флаг. Мало того, что его нужно было отнять у противника, так при этом предстояло не утерять собственное знамя, за которым, в свою очередь, охотились неприятели. Особый колорит противостоянию придавали рукопашные бои, в ходе которых неприятели старались сорвать друг у друга с формы пришитые мелкими стежками картонные погоны. Если это получалось не сразу, игрок получал ранение и ему разрешалось перемещаться по полю боя только пешком. Спасти таких бойцов могли девушки из «медсанбата», которые имели возможность полученные в сражениях «раны» в буквальном смысле залатать. В идеале все заканчивалось награждением «боевыми» наградами и общим ужином у костра - с настоящей полевой кашей. Война, как говорится, войной, а обед и ужин - строго по расписанию.
Показательно, что в наше время «Зарница» не только не забыта, но и вновь проводится активистами, в основном, в сельских районах. Более того, частенько игру включают в программу корпоративов - для укрепления командного духа в больших компаниях. Столичные конторы, специализирующиеся на организации активного отдыха, берут за это минимум 150 тысяч рублей. Говорят, услуга пользуется спросом: менеджеры, бухгалтеры и юристы, повязав пионерские галстуки, с интересом бегают по лесу в поисках ярких приключений и ностальгических воспоминаний.
©