Храм Покрова на Нерли. Мафорий Богородицы.

Aug 29, 2014 20:00

Оригинал взят у matveychev_oleg в Храм Покрова на Нерли. Мафорий Богородицы.

«В лето 6670 (1162 от Р.Х.) великий князь Андрей близ Боголюбовския обители… на реке Клязьме в лугу нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Покрова …».




«Покров» - это покрывало, верхняя одежда замужней женщины, нечто вроде большой шали, закрывавшей голову, плечи и спину. Греки называли его «мафорий». Мафорий Девы Марии, матери Господа Иисуса Христа, и есть «Покров», давший название знаменитому храму. Праздник Покрова, символизирующий защиту церкви, народа, страны на Руси появился в XII веке. Храм Покрова на Нерли - первый из русских храмов, посвященных этому празднику.



Перед нами в полном смысле слова архитектурная «икона» - «образ» (икона, в переводе с греческого - «образ, изображение») того, что находится, как писал в начале IV века церковный историк Евсевий Кесарийский, «превыше небесного свода». Именно об этом свидетельствуют и его формы, не сходные напрямую ни с чем из окружающей природы или из творений человеческой культуры, и его пропорции. Войдем в него и постараемся увидеть, продолжится ли ощущение чуда от созерцания внешнего вида этого храма в его интерьере.
Внутреннее пространство

Сверху на сравнительно небольшой высоте здание перекрыто сводом. На нем располагаются хоры - место, где стояли князь и его свита, - аналог современного балкона. А через несколько шагов открывается внутреннее пространство храма Покрова. Чувство, которое охватывает при этом, точно передал, говоря о владимиро-суздальских храмах, исследователь византийской и древнерусской архитектуры Алексей Комеч: «В интерьерах… выразительность архитектурных форм кажется значительно более связанной с созерцанием, размышлением. Время … преображается в некую длительность, содержащую воспоминание о прошлом и предвосхищающую будущее… окрашенную ноткой тревожного и, вместе с тем, исполненного надежды ожидания».



Внутреннее пространство храма Покрова не распространяется свободно во все стороны, поскольку его властно разделяют на отдельные ячейки четыре мощных вертикальных столпа. Однако единство интерьера не теряется. Во-первых, весь интерьер принимает форму главного символа христианства - креста, ясно видимого как на плане, так и непосредственно в храме.
Во-вторых, точно над центром креста - «средокрестием» - возвышается купол (отсюда именование храма в специальной литературе «крестовокупольным»), встав под который понимаешь, что пространство не исчезло, оно просто переориентировано вверх. Столпы не отделяют одну часть храма от другой полностью, но помогают вошедшему направить взгляд на высокие своды и еще выше - в купол, расположенный, как вначале кажется, в невероятной высоте. Это создает ощущение собственного, неожиданного и стремительного внутреннего взлета.


Верхняя часть храма благодаря многочисленным полукружиям сводов, как бы малых куполов, и сфере собственно купола создает завораживающий образ «иного неба», которое собирает, присоединяет пространство нижней части интерьера, как и всех находящихся в нем, к себе. И одновременно - осеняет, покрывает их. Таким образом, посвящение храма Покрову Богородицы выражается в архитектуре видимым, но, как и всякое чудо, непостижимым явлением молящимся людям самого Покрова.

Каждый храм эпохи зрелого Средневековья, независимо от места его постройки, был выражением единого канона православного церковного зодчества. Канон никогда не принимался в виде официальных постановлений, не фиксировал обязательной для всех храмов схемы или формы, количества куполов, апсид, размеров и внутреннего устройства алтаря и т.п. Все это формировалось в общем русле традиции.

Если посмотреть, как выглядел храм Покрова в начале ХХ в., видно, что рядом с ним много строений - тяжелая колокольня 1860-х годов в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар… Дело в том, что сразу после построения храма Покрова князь Андрей … «обитель монашествующим при ней содела». Обитель, то есть мужской монастырь, просуществовала здесь более 750 лет, до 1923 года, и сохранила этот храм.



В советское время он долгое время был в запустении, и мог быть разрушенным, например, как Рождественский собор XII века во Владимире и сотни других церквей, от которых не осталось даже фундаментов. Но храм стоит на своем месте. Многие, наверное, помнят, что именно с его кровли совершил прекрасный по своей символике и трагический в реальности полет на самодельных крыльях один их персонажей фильма Тарковского «Андрей Рублев». Сейчас в храме Покрова возобновлены богослужения. Идут экскурсии, отдельные посетители. «Народная тропа» к нему не зарастает. (с)

фото, архитектура, церковь

Previous post Next post
Up