Клязьма от истока до устья 2015

Jan 16, 2017 00:29

image Click to view



Для меня Клязьма - это река, неподалеку от истока которой я родился и жил свою первую пятилетку, из которой, как ни странно, немало сохранилось в памяти.

Дальнейшая жизнь складывалась так, что я потихоньку переезжал в города, расположенные ниже, и ниже по её течению. Но никогда этой реке я, что называется, не смотрел в глаза, не видел её образа. Вот, например, Ока - это река, про Дон и Волгу и говорить нечего, даже множество других рек и речек как-то запечатлелись в памяти несмотря на их небольшие размеры, а Клязьма продолжала оставаться какой-то неуловимой, мелкой, малозначащей. Да я даже не помню возраста, когда бы принимал её всерьез как полноценную реку.

Так постепенно я подошел к году 2015-му, когда, держа в голове, космические планы о поездках на Ладогу, Телецкое, в Карелию, к Архангельску и, наконец, аж до самого Владивостока, случилось одно промежуточное событие - получение в качестве подарка байдарки... Ну чтобы её с собой в поездки брать и выходить на воду во время стоянок на природе.

Я и сам в тот момент не понимал, к чему это приведет немного позже - задуманная поездка на Ладогу (для начала), должна была состояться в августе, а март и байдарка были вот они, рядом, практически под рукой. Также рядом была все это время и Клязьма, которой было суждено встретиться с моим новым средством передвижения, новым во всех отношениях - до этого я никогда не ходил на байдарке, да и на реке вообще не проводил много времени, хотя к отдыху на воде отдавал наибольшее предпочтение.

Решение было предсказуемым - попробовать "на зуб" сплав по реке. Максимализм, от которого я так и не освободился со времен юности, непременно требовал пройти всю реку от истока и до самого устья. Через несколько недель диванного планирования Ладога была практически забыта, ну если не совсем, то... ну в общем, если получится, то съезжу. Это не значило, что она потеряла для меня интерес, ни в коем случае, просто цель на 2015 год была сформулирована предельно ясно - за сезон дойти до устья Клязьмы.

Признаться, я и сам в это особо не верил, ведь река имеет протяженность около 700 километров, да и нужна определенная настойчивость для достижения результата, в чем по началу я был не вполне уверен, зная себя. Но все получилось и к концу октября я достиг цели.

Первым делом я выбрал точку старта, от которой я пойду вверх пешком искать исток, который не вполне четко был обозначен на картах, и от этой же точки дальше пойду вниз по течению уже на байдарке. Таким местом был мост на Малом Московском кольце (бетонка в простонародье). В лесу еще лежал снег, а я вполне бодро шагал вдоль русла вверх в поисках истока, пройти мне предстояло примерно 16 км.




А вот так выглядит болотце неподалеку от истока.



Пеший этап от Майдарово до истока я в апреле так и не завершил - дошел вдоль русла до непонятного забора, преградившего мне путь и, немного расстроившись отправился домой. Позже я узнал, что это была за преграда и уже осенью обошел вокруг болотца, являющегося истоком Клязьмы.

Свой первый в жизни сплав я начал не от Майдарово - решил для начала пройти тот участок, который ближе к дому, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем не пришлось издалека выбираться. Стартовым стал участок от Черкизово до Королёва, к тому же для меня символично было стартовать от Православного храма.


Впереди меня ждал отрезок длиной примерно 20 км.


Сборка байдарки занимает не более 30 минут.


Первые пройденные километры прошли в приподнятом настроении и я остановился позавтракать на небольшом острове.


Пробуждающаяся природа радовала глаз.


Без особых проблем добрался до Любимовки, где и расположена дача Станиславского, вишневый сад которой послужил прообразом одноименного произведения А.П.Чехова. Кстати, вишневый сад там не так давно насадили снова в рамках реставрационных мероприятий.


Но вот от Лесных Полян начались сплошные обносы мусорных завалов русла реки - лежащая на воде преграда в виде упавшего дерева собирает перед собой весь плавающий хлам. На этом участке таких завалов было рекордное количество, не меньше восьми. На фото ищу спуск к воде после очередного обноса, но вот снимать сами завалы не было никакого желания.


Когда пришло время очередного отрезка, я вернулся снова к мосту в Майдарово - как же я был прав, когда стартовал не отсюда, за те первые 20 км хоть какой-то навык выработался. Мне казалось, что я ушел куда-то километров за триста от цивилизации - 7,8 км за 5,5 часов! Препятствие шло за препятствием, и к середине дня я с непривычки прилично устал, до нитки вымок и немного замерз - на улице было 15 градусов.


Ширина реки в точке старта была практически равна длине байдарки.


Под этим ж/д мостом меня развернуло поперек течения, и пока я не вылез на берег и не вытащил лодку ничего не получалось - это был новый опыт для меня.


Следующий мост и снова обнос, это позже я понял, что такие места надо проходить не выходя из воды.


Чем дальше, тем более дремучими становились берега.


Очередной участок также не обходился без препятствий, но они стали уже привычными и их становилось все меньше.


Эту недавно упавшую берёзу я уже прошел не вылезая из байдарки, и в дальнейшем стремился именно так и поступать.


В целом же, река набирала силу и идти становилось все легче.


Впереди меня ждал, пожалуй, самый урбанизированный участок реки, огибающей с юга аэропорт Шереметьево.


На спутниковом снимке хорошо просматривалась стройплощадка взлетно-посадочной полосы №3, которая строится прямо над руслом Клязьмы. За прохождение этого участка я опасался больше всего - если русло меня не пропустит, то придется долго и трудно обноситься, полностью свернув байдарку. Но на деле оказалось все благополучно, навалы грунта по краям реки - это насыпь ВПП №3. Сейчас этот участок вряд ли возможно пройти, стройка-то продолжается и река в этом месте наверняка уже проходит по специально построенному коллектору.


В какой-то момент сплава самолеты начали взлетать прямо надо мной.


Препятствия продолжали радовать разнообразием...


НО, всё же, Клязьма все больше и больше начинала походить на настоящую полноводную реку, особенно на подходе к Клязьминскому водохранилищу.


Несмотря на весьма плотную застройку по берегам водохранилища природы всё же было больше, чем города.


Новая российская недвижимость...


Вот и добрался я уже до канала им.Москвы


А впереди новые впечатления - нужно преодолеть достаточно приличную водную акваторию, весьма популярную о водников Московской области


Дмитровское шоссе с воды


По пути захожу на пляж в Чиверёво.


Ломлюсь сквозь частокол яхтенных мачт...


Достигаю конца Пироговского водохранилища и ищу переход через гидроузел - пришлось 800 метров нести байдарку на себе.


И снова оказываюсь в привычной жителю Подмосковья Клязьме.


Дальше пропускаю уже пройденный участок от Черкизово до Королева.


Ранним утром преодолеваю Щелково. Надо сказать, что самое жуткое во всех отношениях место - это мусорный завал ниже города, снимать его было не с руки, меня больше радовали речные пейзажи.


Порог на месте бывшего пешеходного моста.


Следующий участок стал рекордным по протяженности, мне удалось преодолеть дистанцию в 40 км.


Но стартовал в этот день я в сильный ливень, собрав байдарку под мостом.


Препятствия в виде порогов от старых мостов и плотин все еще продолжались, и мне периодически приходилось обносить их берегом, ну а некоторые удавалось проходить по воде.


Ближе к Ногинску стали все чаще встречаться моторные собратья.


Река становилась все более полноводной и радовала глаз.


Ну а ниже Ногинска, после преодоления берегом последней плотины, препятствия на Клязьме заканчиваются и начинается настоящая красивая река.


В этот день со мной шла супруга и мы здорово поджарились на жарком солнышке.


Загар после этого участка у меня сохранился вплоть до весны 2016 года.


Следующий отрезок вывел меня на границу Московской области.


А я продолжал оптимизировать укладку снаряжения в байдарке, но пока продолжал идти дневными участками без ночевок.


Прибрежные леса становились все более похожими на леса, а не на вытоптанные парковые зоны.


Встреча с новыми друзьями...


Первый песчаный обрыв приличной высоты на Клязьме.


В воздухе пахнет грозой.


Пейзаж,пейзаж, пейзаж...


Выход за пределы Московской области был для меня знаковым моментом. Выход на маршрут и возврат домой нужно уже было планировать достаточно точно, чтобы не терять часы на ожидание транспорта.


Природа Владимирской области меня очаровала, можно даже сказать, что какой-то тумблер переключили и начались песчаные обрывы, сосны, дубы...


В этот день я особенно отчетливо ощутил, что присутствие цивилизации заметно отступило, хотя накатанные грунтовые колеи свидетельствовали о частом посещении этих мест рыбаками и любителями пикников на природе.


Приход в знаменитые Петушки ознаменовал собой завершение однодневных участков сплава.


Дальше в графике сплавов последовал перерыв в несколько недель. С одной стороны, жалко было терять теплые летние дни - наступал август, а я едва перевалил первую треть пути. А, с другой стороны, впереди был самый сложный для меня участок, к которому нужно было хорошо подготовиться. Сложный со всех сторон - он требовал минимум двух ночевок и имел протяженность более 100 км, причем на участке значительной длины не было возможности прервать сплав и вернуться домой, т.к. ниже Костерево река уходит далеко на юг, в леса достаточно дикого Мещерского края. Сложность, ведь, формирует не только сложность самой реки, тут нет никаких непреодолимых препятствий, сложность возникает из совокупности факторов, включая то, что сплав одиночный.


Началось все с того, что я неправильно распределил груз в транспортном положении и чуть не сорвал спину едва не выйди из калитки дома, пытаясь удержать падающую тележку с байдаркой. Да, да, даже такой простой вопрос, как правильно загрузить себя снаряжением, требует навыка. Сойдя с электрички я еле дотащил частичными переносами свою поклажу. Вот так как на фото - неправильно.


Тем не менее, преодолев все трудности с заброской, я вышел на реку и жизнь, что называется, начала налаживаться.


Едва только я миновал Костерево и начал углубляться в дебри Мещёры, как выяснилось, что далеко не везде можно причалить к берегу, точнее вдоль обоих берегов потянулись сплошные заросли кустов и деревьев - примерно 10 километров вообще не нашлось ни одной приличной поляны. Ближе в 19:00 начал накрапывать дождь, который несколько усилил мое уныние. Практически на закате удалось найти удобное место под дубом, но пришлось затаскивать все на высокий песчаный берег.


Лагерь я поставил достаточно быстро, хоть и впервые в жизни, также впервые я ночевал в лесу, да еще и один. Благополучно приготовил себе покушать, попил чайку и стал потихонечку готовиться ко сну... Готовился морально к тому, что в какой-то момент может стать страшно.
И вот, когда я уже почти забрался в палатку, на другом берегу реки послышался треск от чьего-то движения, явно это был не человек... Но кто? Кабан, лось, я бы и мишку в мещерских краях не исключал? Одновременно с мыслью "хорошо, что на том берегу", чье-то тело погрузилось в воду и издало знатный "хрюк", отстоящий от хрюканья поросенка настолько, насколько рык тигра отстоит от шипения кота. Драйва добавлял тот факт, что кабан шел с той стороны, куда ветер нес дым от моего костра... в этот момент я практически не сомневался, что кабан идет навестить стоянку и поживиться чем-нибудь из оставленного туристами. Залегши в палатку я наблюдал небо, отражающееся в реке, и проплывающую ряху кабана. В последний момент я застегнул вход и затих. Кабан, выйдя на берег в 30 метрах ниже моего лагеря, отряхнулся, потоптался и затих. Я также не подавал признаков жизни еще минут сорок и так бы и улегся спать, но проблема состояла в том, что мне еще предстояло накачать спальный матрас. Потихоньку выбравшись в темноту я не торопясь и вслушиваясь в тишину завершил приготовления и залег в свою берлогу.


Ко всему прочему, примерно в три часа ночи разразилась сильная гроза, которая прошла практически над моим лагерем и длилась почти до пяти утра. В этот момент я думал только о том, как вообще отсюда выбраться, о том, чтобы дойти до Владимира я и не помышлял. Но утро расставило все на свои места - дождь прекратился, взошло солнце и проблем как не бывало.


К тому же я нашел ответ на вопрос "куда девался кабан?" - он мирно спал примерно в сорока метрах от моей палатки вот в таком логове.


Утро было действительно чудным...


При первой же возможности я сделал привал для обеда и просушки снаряжения после ночной грозы.


Весь второй день я усердно работал на веслах, чтобы дойти до Собинки и принять решение идти ли до Владимира, или сниматься и ехать домой. Ближе к вечеру сомнений не оставалось - я чувствовал силы и желание идти до намеченной цели. Утро третьего дня похода было не менее прекрасным.


Я вышел на воду до восхода и начал движение в плотном тумане.


Солнце начинало свой очередной дневной круг.


Это был замечательный жаркий день, я поддерживал высокий темп, стремясь успеть на редкую Владимирскую электричку, вторую из трех за сутки. На неё я благополучно успел, но сил на марш-бросок от места финиша до поезда я потратил едва ли не больше, чем за весь трехдневный поход. В дальнейшем от таких рывков я отказался.


И вновь продолжительная пауза перед очередным участком, на этот раз больше месяца. В сентябре я был практически уверен, что затея дойти до устья за один сезон провалится.


Стартую от известного Владимирского моста.



Немного ниже Владимира останавливаюсь неподалеку от Боголюбово.


Сколько я пересмотрел разных фотографий храпа Покрова на Нерли из самых разных источников, но очень расстроился, когда увидел, что авторы фотографий старательно убирали из кадра высоковольтную ЛЭП, которую проложили здесь как буд-то нарочно советские энергетики - не можем снести, так обгадим, места им не хватало в России.


Золотые отливы листьев.


Мне очень нравились песчаные отмели на самой середине реки. Если присмотреться, то можно увидеть впереди границу отмели, за которой практически обрывом начинается глубокий участок.



По дороге мне встретилась сплавная команда из школьников города Владимира, которых приучает к походам их учитель физкультуры.


На следующий день я вышел по темноте, поэтому мне посчастливилось любоваться зарождением нового дня от самой утренней зари.



Встречал восход проходя село Спас-Купалище, очень красивое место само по себе, а тут еще и на рассвете.






Такую утреннюю гладь нужно увидеть в натуре, чтобы оценить красоту момента.


Слишком высокими берегами Клязьма не изобилует - это одно из них (метку можно посмотреть отрыв фото).



Периодически на берегах встречаются небольшие туристические базы различного благосостояния.


А это уже праздник для глаз и сердца...


Сосны красивы в любую погоду, но особенно в солнечную.


Впереди был отрезок от Коврова до Вязников - тут уже билеты в обе стороны покупаются заранее и сплав должен идти четко по графику.


Традиционно выхожу в темноте и снова любуюсь замечательным восходом.






Весьма живописное дерево.



А с другой стороны видно, что оно прилегло на бережке отдохнуть.



И снова душа поёт.


Длина этих шершней 5 - 6 сантиметров.


Чудная стоянка, но еще только середина дня, а километров впереди много.


Разноцветный песок берега.


Родник бьет на высоту больше метра.


Пейзажи реки.


Золотая осень.


Время обедать.



Владимирские серпантины.



Третье октября, выхожу на предпоследний отрезок, ночевка уже не предусмотрена, уехать из Гороховца только один вариант - успеть на Ласточку.


Стартую как обычно до рассвета, но в этот день дует очень сильный, почти штормовой ветер, благо преимущественно попутный.



Вся атмосфера буквально дышит сильным ветром.



Взгляд назад, и я вижу радугу в октябре!



Ну а на последнем участке я не поставил карту памяти в фотоаппарат и остался без фотографий.

Клязьма, байдарка, сплав, отчёт, поход, река

Previous post Next post
Up