Очаровательные франты сериала "Союз Спасения. Время гнева" (2022)

Mar 25, 2024 23:30



Вышедший в 2022 году сериал "Союз Спасения. Время гнева" - история, основанная на реальных событиях. Действие начинается в апреле 1814 года, когда русские офицеры в Париже празднуют победу над Наполеоном, и заканчивается в июле 1826 года - в Санкт-Петербурге, у стен Петропавловской крепости. Главные герои - представители молодой военной элиты, которые, вернувшись из Заграничного похода, желают решительно изменить порядок жизни в стране.

"Это не дополнение фильма, а вновь написанный и снятый материал в формате киноромана. Теперь фильм стал лишь одной из глав этой истории, - поясняет режиссер и автор сценария сериала Никита Высоцкий. - Это не просто попытка рассказать о героях, с которыми зритель уже знаком, а введение множества линий, новых героев, событий, конфликтов. Как говорили нам наши учителя: «Герои - это и есть носители идеи картины»".
Соответствие эпохе находит свое отражение, как в декорациях, так и в костюмах главных героев и актеров массовых сцен. Конец Александровской эпохи. "Золотой век" русской культуры. Время действия проекта - это мир "Горя от ума" и последних глав "Евгения Онегина"



Кадр из сериала
"Эта историческая эпоха очень красивая, завораживающая и, надо сказать, что никто не видел такого Петербурга, который мы создали в сериале. Мы очень много снимали на натуре - во дворцах, исторических зданиях", - рассказал режиссер сериала Илья Лебедев.



Кадр из сериала

"Союз Спасения. Время Гнева" - проект масштабный, спектр его героев охватывает весь срез общества той эпохи: от крестьян до императорской семьи. Поэтому и работа художников по костюмам, гримеров, реквизиторов была колоссальной, требующей создания самых разных образов и нарядов, которые не просто пунктиром обозначают эпоху, но и передают настроения персонажей.
Для фильма было сшито почти 2 350 костюмов, не считая 100 персонажных костюмов. В целом для проекта было изготовлено более 1600 единиц постижа (накладные элементы прически)

Секретами своего мастерства преображения актеров поделились художники по гриму Марина Лебедева и Ирина Ульянова и художник по костюмам Екатерина Шапкайц.

"XIX век - исторически довольно близкое нам время, сохранилось много подлинных костюмов. Мы делали обмеры настоящих мундиров из хранилища Царского села, натурально снимали выкройки. В кругах специалистов эти крои, конечно, давно известны, но, тем не менее, когда держишь в руках подлинную вещь - это совсем другое дело. Это также касается женских костюмов, они есть в хранилище Эрмитажа, Павловского дворца, ГИМе и других…



Кадр из сериала

Поскольку "Время Гнева" - это проект с историческим акцентом, без всяких фантазий на тему, мы старались быть как можно ближе к историческим примерам. Практически в любом крупном музее есть следы событий того времени, крупицы материалов, которые нам пригодились в работе над созданием костюмов в сериале", - рассказала художница по костюмам Екатерина Шапкайц.
Работа над проектом продолжалась несколько лет



Главную женскую роль в сериале исполнила Софья Эрнст

"Важную роль в том, как созданный специалистами костюм будет выглядеть в кадре и какой смысл он передаст зрителю, играют, конечно, актеры, для которых тот или иной наряд был создан. "Участие актера и сотрудничество с ним при создании костюма крайне важно. И, должна отметить, что со всеми актерами "Союза Спасения: Времени гнева" было безумно приятно работать, нам была видна заинтересованность актеров в том, как будут выглядеть их персонажи. К примеру, замечательная актриса Софья Эрнст. Она героически стояла на примерке, когда мы монтировали топ с юбкой на ней прямо на съемочной площадке. Без понимания и поддержки актеров никогда не будет хорошего результата", - продолжает Екатерина Шапкайц.



Кадр из сериала

"Если артисткам сериала повезло в том плане, что платья эпохи XIX века были легкими, то вот мужской части актерского состава пришлось постараться, чтобы привыкнуть к довольно тяжелым и непривычным для движения мундирам. "Структура мундира [ с очень высокими и жесткими воротниками] способствует тому, чтобы человек держал спину прямо, но многие актеры к этому не привыкли, и в таком случае мы использовали корсеты. Но, к чести мужчин-актеров проекта - со временем они настолько привыкли к этому, что с легкостью одевались самостоятельно и прекрасно двигались. Они буквально вжились в костюмы, в саму эпоху, и чувствовали себя все более свободными. Тот же самый путь привыкания и принятия костюма прошел и Леонид Бичевин, проявляя необыкновенную выносливость и терпение", - рассказывает Екатерина Шапкайц


Кадр из сериала

В сериале много масштабных и батальных сцен
"Сама необходимость использовать историческое одеяние помогает актерам органичнее вжиться в роль, лучше понять персонажа и проникнуться эпохой, и нередко режиссеры и актеры отмечают, что полноценным принятие роли становится лишь тогда, когда костюм уже готов. Но порой ношение исторического костюма сопровождается для актера серьезным дискомфортом. "У нас были только естественные, натуральные ткани, (сукно, шелк, хлопок, лен) никакой синтетики. В основном, все художники по костюмам, работающие в историческом кино, стараются максимально ограничить использование искусственных материалов", - отмечает Екатерина Шапкайц


Кадр из сериала

Учитывая задачу быть максимально близкими к подлинным картинам и сохранившимся костюмам исторических персонажей, художники и костюмеры, так или иначе, берут во внимание индивидуальные особенности актеров.
"Это все можно увидеть во время примерок. Одной актрисе идет платье с подчеркнутой талией, другой, наоборот, более свободный крой. При этом, конечно, нужно оставаться в рамках исторического силуэта и той ситуации, в которую попала героиня. Из всех вариантов мы выбирали тот, который нравился и актерам и нам", - делится Шапкайц.



Кадр из сериала

Проект определенно отличается своим масштабом: в нем более ста персонажей, а в создании массовых сцен приняли участие около трех тысяч человек.

"Новые костюмы мы делали только для главных персонажей - для актёров, играющих роли офицеров. А солдатские и крестьянские одежды остались после съемок фильма "Союз спасения".
Как обычно шьются костюмы для актёров? Сначала снимаются мерки, потом всё кроится, потом проводится промежуточная примерка. А потом уже всё это дошивается. Я и вся наша костюмерная группа - из Петербурга. Но примерки костюмов проводились в Москве. А потом уже всё окончательно изготавливалось в Петербурге.


Кадр из сериала

В костюмерной сериала "Союз спасения. Время гнева"" порядка 140 шинелей - полностью солдатских костюмов. И где-то порядка 60 деревенских костюмов.
"Mы изготовили все костюмы армии и гвардии: от рядовых до офицеров, и, конечно же, для главных персонажей. А вот гражданские наряды были частично набраны в прокате, но не полностью: одежду для массовки “первого плана”, светской публики и даже простолюдинов мы тоже делали сами".
Обычный гренадёрский костюм состоит из штанов, гетров, обуви, рубашки, мундира, шинели, кивера и варежек. И дальше реквизитор добавляет амуницию.


Кадр из сериала

Обрезные валенки были нами сделаны для того, чтобы поберечь ноги актёров. (На самом деле наши солдаты в основном обуты в кожаные постулы с онучами или в такие валеные башмаки с онучами). Когда мы снимали фильм, то у нас в Петербурге было всё время холодно - был настоящий снег (не то, что в Ростове). В Петербурге - вообще небывалое дело - во время съёмок массовки было минус 25 градусов. Это был ужас! Потом мы снимали в Белгороде - там было довольно комфортно: минус 10 градусов. Один день было минус 15 - и это уже очень чувствовалось!



На съемках сериала

Крестьянский костюм тоже весьма сложный. Например, костюм крестьянки. Надевается рубаха, на рубаху - юбка, на юбку - понёва. Или сразу на рубаху понёва - это летний костюм. Если зимний костюм - то поддёвка. Потом внутренний платок или повойник. На этот маленький платок надевается уже большой платок. И на ноги обуваются онучи и постулы. На руки - варежки.



Кадр из сериала

То же самое у мужиков, только у них - рубаха и порты, онучи и постулы. Если лето, то пояс обязательно, жилетки. Ну, и шапки меховые зимой.



Кадр из сериала

На вопрос, чей наряд было делать сложнее всего, Шапкайц рассказала, что в самом начале проекта было по-настоящему тяжело разобраться в тонкостях военной формы. Но в этом художнице помогли замечательные консультанты Сергей Попов и Олег Леонов. С ними съемочной группе очень повезло, поскольку они обсуждали каждый эпизод и сцену, давали советы по всем мелочам, которых было предостаточно. Зато вышло очень увлекательно, словно потрясающее путешествие в Россию первой четверти XIX века.

Кадр из сериала

У женских персонажей сериала множество красивых винтажных украшений.  Большинство женских костюмов для сериала было создано художником по костюмам Дмитрием Андреевым - не только замечательным мастером, но и потрясающим знатоком эпохи И все украшения к женским костюмам были или антикварными, или точными копиями исторических аксессуаров.


Кадр из сериала



Кадр из сериала



Кадр из сериала

После окончания съемок костюмы передали в хранилище студии, их смогут брать на прокат в другие проекты. Это общепринятая практика.

А вот что рассказали про свою работу художницы по гриму Марина Лебедева и Ирина Ульянова
- Из чего делаются эти усы?
- Вот именно эти усы делаются из немецкой синтетики, которую мы покупаем за границей. А так до этого всё - бороды, усы и баки - мы делали из шерсти буйвола. Покупаем буйвола в Киргизии, за границей… У нас ничего этого нет. Потом мы его моем, красим, крепируем (плетем косички) и только потом приступаем к работе. Еще покупаем специальную тюль.



- Сколько усов Вам пришлось изготовить для съемок сериала?
- Когда снимали фильм "Союз спасения", то там были тысячи усов. Здесь, на съемках сериала, уже значительно меньше - порядка 200 усов сделано. Прежние усы уже нельзя использовать - они списываются. Поэтому для сериала мы делали новые - на другом тюле, другого качества. Для каждого героя сделаны персональные наклейки. И парики мы тоже делали натуральные. Закупали натуральный волос - когда за границей, а когда нам привозят люди.
- Как происходит сам процесс создания искусственных усов?
- Вот таким вот маленьким крючочком каждую волосинку подцепляешь и заворачиваешь, протаскиваешь. Нужно еще найти эту волосинку…



- Для усов главных героев - майора Баранова и Муравьева-Апостола - предъявлялись какие-то особые требования?
- Для героя Игоря Петренко (майор Баранов) было сделано несколько вариантов: есть эпизод, где он только с баками, а есть - где с усами и баками. По сюжету картины, его понижают в чине, и он становится простым солдатом.



На съемках сериала

- После съемок нужно будет ещё весь грим снимать?...
- Снять, вычистить всё, оформить.
- Получается, у Вас смена по сколько часов?
- У нас, как правило, смена по 17 часов. Нас вызывают за два часа, и потом еще час-полтора мы чистим, оформляем. Получается, 3-4 часа переработки. Ну, а что делать? Другого выхода нет. Это всё должно быть качественно, должно быть красиво. Чтобы не было стыдно.
- А если кто-то из гренадёров захочет себе оставить усы? Так в усах и уйдёт домой…
- Нет, нельзя. Это слишком дорогое удовольствие. Вы же видите, какой это труд! Это тебе ни напечатать что-то, ни у компьютера сидеть (хотя в каждой работе есть свои нюансы), а нужно подогнать всё под каждого актёра индивидуально. А парик? Парики стоят безумных денег! Потому что это ручная работа. Так безответственно могут относиться только люди незнающие.
Если у тебя пуговичка оторвана, галстучек съехал - это, может быть, и жизнь. Но если у тебя ус болтается, бак отклеен (который ненатуральный), то это уже - в помойку кадр. На общем плане это тоже бывает видно, особенно на большом экране.Отсюда Отсюда Отсюда

Культура, Россия

Previous post Next post
Up