Союзмультфильм vs Disney: у кого Золушка одета правильно?

Mar 26, 2020 19:00



Советская Золушка 1979 года, диснеевская - 1950

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует его уточнить: "правильно" по отношению к чему? Ведь ни диснеевский мультфильм 1950 года, ни союзмультфильмовский 1979 г. не ставили перед собой задачу экранизировать сказку.

Мультфильм "Студии Disney" - это "ответ СССР", который в те годы упорно обгонял США по визуализации сказочных сюжетов. Ещё в 1947 году на экраны вышла фильм-сказка "Золушка" по пьесе Евгения Шварца, подробно на этом фильме сейчас останавливаться не буду, он заслуживает отдельной статьи, но факт остаётся фактом - благодаря этому фильму СССР, можно сказать "присвоил себе" самый популярный сказочный сюжет в мире! А мы с вами, люди взрослые, знаем, что кино - это не только красивая картинка, но ещё и пропаганда культурных ценностей страны, которая его выпустила.


Прислуга во всем мире одевается похоже

Поэтому "Золушка Диснея" была призвана в первую очередь вернуть лавры компании. Как и в СССР, в США сюжет известной сказки был переписан полностью (за исключением ключевых сцен - с феей и потерянной туфелькой), кроме того, в сюжетную канву были добавлены мыши - символ студии "Дисней" на тот момент!


Кот Люцифер и мышонок Гас

Более того, много кадров ушло на противостояние мышей и кота потому, что "Disney" пытался удержать интерес детской аудитории, которая к тому времени уже 10 лет пищала от восторга над мультсериалом "Том и Джерри", который выпускала студия "MGM" - один из конкурентов студии "Дисней" в США.


А здесь кот Том гоняет мышонка Джерри

Но вернёмся к нашим платьям. Итак, цели экранизации сказки нет. Есть цель - "догнать и перегнать" + "понравится американскому зрителю". "Дисней" тащит сюжет сказки поближе к нашим дням - в начало 20 века


Золушка довольна своим отражением

В месте действия угадывается Австро-Венгерская империя, уж очень много характерных деталей интерьера и даже персонажи - например вот этот симпатяга:


Давайте вспомим навскидку, в каком государстве в начале 20 века водились эрцгерцоги?

Могла ли Золушка в этих обстоятельствах щеголять на балу в белом платье такого фасона? Могла, да ещё как!


Кадр из фильма "Императирица Сисси": платье не совсем "то", но очень похоже

Через пять лет после мультфильма "Диснея" на экраны выйдет художественный фильм "Императрица Сисси" с Роми Шнайдер в главной роли - посмотрите его, если у вас ещё остались сомнения в месте жительства диснеевской Золушки.


Самый волшебный момент мультфильма

"Диснею" - однозначная "5" за дизайн платья для Золушки!

Только пожалуйста, не думайте, что наша, "Союзмультфильмовская" золушка чем-то хуже!



Золушка из СССР не менее довольна платьем

К моменту создания мультфильма, уже прошло больше 30 лет с момента выхода чёрно-белого советского фильма. Надвигается очень тяжёлое для страны время, и так хочется повернуть внимание зрителей в сторону чего-то доброго, нежного, вечного!


Встреча Золушки и принца передана очень трепетно

Вглядитесь в лицо нарисованной миниатюрной Золушки, это всё та же наша "мосфильмовская" Золушка в исполнении Янины Жеймо! Она не просто красавица, она маленькая ростом юная девочка, какой её и задумывал Евгений Шварц в своей пьесе. Костюмы менее фантазийны, чем в фильме, в них меньше эклектики, и место действия здесь - всё та же абстрактная "волшебная страна", датировать эпоху сложновато.


Фильм 1947 года в современном цвете

Вот вам кадр из фильма 1947 года - тогда он был ещё чёрно-белым, но сравните сочетания цветов, и вы увидите доминирование белого, голубого и золотого - совсем как в мультфильме.


"Наша" Золушка остаётся милой и хозяйственной даже в платье принцессы

Поэтому бело-голубому бальному платью Золушки из СССР - быть!

А теперь вернёмся к "правильности". Как вы знаете, Шарль Перро "Золушку" не придумал - он записал по памяти то, что слышал в детстве. Сказка эта настолько старинная, что первое упоминание её, если верить "Википедии", нашли аж на египетском папирусе. Великий французский писатель записал сказку в последние годы своей жизни - в конце 17-начале 18 века, поэтому эпоху сказки традиционно ассоциируют с его молодыми годами при дворе французского "Короля-Солнца" Людовика Четырнадцатого.

Именно тогда была популярна красота девической юности, миниатюрные "женщины - украшения", которые вполне могли обладать, как и Золушка, 33-м размером ножки. Шарль Перро упоминает в сказке, что старые Золушкины лохмотья фея превратила в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями.

Золушку в таком наряде (соответсвующему эпохе Людовика Четырнадцатого) нарисовал малоизвестный, но оттого не менее талантливый иллюстратор В.П. Маркин. Вот как выглядело бы "настоящее", платье Золушки, если бы она действительно жила на свете:


Принц встретил Золушку



Золушка угощает мачехиных дочек апельсинами - эх, жаль в кино не оставили этот момент!



Принц нашёл потерянную Золушкой туфельку



Триумф Золушки - к принцу её ведёт придворный, сзади маячит голова феи-крёстной, организовавшей чудесное превращение

Это золотисто-серебристое затейливое платье можно считать "самым правильным" с точки зрения соответствия литературному первоисточнику - сказке, записанной Ш.Перро.Отсюда

Культура, Россия

Previous post Next post
Up