http://mak494.livejournal.com/29356.html Мнение: «От судьбы не уйдешь».
Суждения: 1. Говорят, судьба - это участь человека, его доля; говорят так же, что судьба - это история существования человека; кроме этого, утверждают, что судьба - это жребий; судьба - это линия жизни, дорога, путь; судьба - это предопределение, рок, фатум… Так что такое судьба?
2. Думается, что вернее всего судьбу человека рассматривать, как длинную цепь прошедших событий всей его жизни с рождения до смерти.
3. Судьба - складывается, судьба - свершается. О судьбе человека можно говорить лишь после того, как она свершилась. То есть судьба - это история жизни (биография), наличный результат, свершившийся факт, всё произошедшее от рождения по сию секунду. Говорят: «Моя (его) судьба сложилась…». И верно говорят.
4. Если судьбу рассматривать, как свершившийся факт, как историю, то судьбу нельзя изменить, как нельзя изменить прошлое, как нельзя изменить историю; судьба не имеет и никогда не имела вариантов.
Разве можно изменить уже свершившееся? Разве можно по-новому «переиграть» произошедшее, даже если очень хочется? Допустим, человек споткнулся. Это - произошло, это - факт, что тут изменишь?.. Как нельзя изменить свершившегося факта, так нельзя изменить судьбу. Судьба, как и факты, не имеет вариантов, судьба - последовательность (цепь) свершившихся фактов - она такая, какая есть и не имеет сослагательного наклонения. Так получилось.
4-а. Когда же начинают предполагать: «Что было бы, если бы…», то это всего лишь предположения, пустые умствования. «Что было бы, если бы он пошел другой дорогой?..» Никто не может знать, что было бы, так как в предположениях нет реально свершившегося, нет факта - всего лишь предположения, сделанные часто из праздного любопытства, некие фантазии, игры ума, далекие от реальной фактической судьбы.
5. Когда говорят: «Этот случай (эта встреча) изменил его судьбу», то говорят глупость. Случайность может изменить только намерения, некие планы, нечто намеченное, т.е. предполагаемое, а не фактически произошедшее. Четко разделять намерения, предполагаемое и реально свершившееся! Случай не меняет реальное, он сам по себе реальное. Другими словами: случай не меняет факта, он сам по себе факт.
Например, парень идет в кинотеатр, намереваясь посмотреть фильм (его намерение), но случайно встречает по дороге приятеля, которого давно не видел (случай), и вместо кино они идут в бар пиво пить (изменение намерения). За пивом потянулась водка, агрессия, драка, убийство. Вот и судьба. А с утра чинно собирался смотреть хороший фильм. Что изменила встреча с приятелем? Судьбу? Нет, изменила только планы и намерения парня.
Судьба у парня сложилась так, что он пил с приятелем пиво и водку. Это факт, это результат, это реально свершившееся. До свершившегося у парня еще были варианты (или кино, или бар), но судьба - это не варианты, судьба - это результат, т.е. то, что уже произошло.
Возразят: «Ну, если б не случай, то парень оказался бы в кино».
Никто никогда не узнает, что было бы, если б наш персонаж не встретил приятеля. Да, может, он оказался бы в кино, а, может, подвернув ногу, оказался в больнице, или, возможно, встретил бы подружку и было бы уже не пиво… Вариантов - десятки. Но всё это только предположения, фантазии и гадания на тему «что было бы». Но фантазии и гадания - это только фантазии и гадания, и не более, а реальная судьба у парня сложилась так, что он в тот день пил пиво, водку, дрался и был убит. Не надо предполагаемое путать с реальным.
6. Судьба (доля, участь) человека зависит от случая (в данном примере парень случайно встретил приятеля); от личного выбора (вместо фильма - пиво); от личных качеств человека (парень, допустим, проявил слабость не смог отказаться от приглашения пойти в бар); от предпочтений человека (кино - ерунда, а вот пивко - это здорово).
Судьба - результат нашего ежечасного выбора. Но выбор зависит от характера человека, его устремлений, предпочтений, его ценностей, силы ума и желаний. «Или-или». Может быть случайный выбор, когда всё равно, какое «или»; может быть выбор в пользу сильного желания; может быть выбор трезвым разумом, «правильный» выбор при подавлении неразумных желаний (страстей).
Бывает, выбор делается из-за стечения обстоятельств, не зависящих от нашей воли - войны, стихийные и социальные бедствия и т.п. Тогда выбор делается не по желанию, не добровольно, а по необходимости.
7. Говорят: «Каков человек, такова его судьба». Это верно, что судьба зависит от личных качеств человека, но верно только тогда, когда исключается роль случая, случайного стечения обстоятельств. Допустим, человека сбила машина. Судьба? Судьба. Здесь не было выбора, здесь не было проявления личных качеств, здесь чистый случай.
Правда, иной случай как бы подготавливается. Если человек тороплив и неосторожен (его качества), часто перебегает дорогу в неположенном месте, то вероятность случая попасть под машину у него велика.
8. Судьба, однако, не сводится только к случаю и не ограничивается им. Понятие судьбы шире, многообразнее, это вся история жизни. Если сравнивают судьбу со жребием, говоря «таков жребий ему выпал», то ограничивают судьбу случаем, ибо жребий - это случайность, случайный выбор.
9. Но сила слепого случая так поражает воображение людей, что многие индивиды готовы рассматривать судьбу, как рок, предопределение, фатум, некую неизбежность, что суждено провидением. Отсюда такие выражения, как «судьба забросила его в…», «ему судьбой суждено быть…», «так распорядилась судьба…», «если позволит судьба...» и т.п. Здесь судьба выступает, как некая сила, воля, которая находится вне человека, управляет человеком, а сам человек бессилен и беспомощен перед этой силой.
Для этого, прежде всего, надо признать наличие некоего внечеловеческого провидения, которое обладает волей, логикой и, образно говоря, пишет каждому человеку свой сценарий существования, а потом « ведёт» человека по этому сценарию.
10. Если будет только так, как написано в сценарии, то это - неизбежность, рок, фатализм, обреченность. Сценарий здесь, как предуготовленное будущее. Если судьба будет складываться по заранее написанному кем-то сценарию, то нет смысла «суетиться под клиентом», т.е. нет смысла проявлять свою волю, пытаясь что-то изменить. Ежели суждено тебе погибнуть через день, то - погибнешь, как бы ни «суетился», как бы ни пытался избежать погибели.
11. Другая сторона того же положения: если нам что-то суждено, что произойдет неизбежно, то мы не отвечаем за произошедшее, не отвечаем за чужой сценарий. Суждено спасти - спасем; суждено убить - убьем, нам-то что, не мы задумали это. Абсурд? Но если мы находимся в чужой воле и обреченно повинуемся предопределению, то мы не грешны. Грех возникает только там, где человек, имея возможность свободного выбора, сам делает неверный выбор и тем самым свершает свой грех.
12. Таким образом, либо мы свободны проявлять свою волю и свой выбор, свои грехи (при неверном выборе) и при этом судьба не является провидением, роком, неизбежностью, а определяется выбором человека; либо мы не свободны, подчинены провидению, бессильны перед судьбой и тем самым безгрешны, т.к. не отвечаем за чужой сценарий.
13. Те из людей, которые утверждают (предполагают и верят), что провидение все же есть и есть заранее определённый сценарий для каждого, могут привести такой аргумент: если человек проявляет волю, то в сценарии предписано ему проявлять волю, если человек делает выбор, то ему уже предписано сделать именно этот выбор. Таким образом, чтобы ни сделал человек, всё уже предусмотрено и предопределенно в сценарии.
Допустим, что это так, но как проверить это утверждение?
Ведь стопроцентное совпадение предполагаемого сценария жизни с реальной жизнью никак не проверяемо. Если два одинаковых треугольника на плоскости наложить друг на друга, и они полностью совпадут в один, то как «обнаружить» второй треугольник и утверждать, что их два? Второе (нечто другое) обнаруживается по некоему отличию от первого, «по кончику неспрятанного хвоста». Если бы обнаруживалось расхождение между сценарием и его воплощением, тогда можно было бы утверждать, что сценарий есть. А если стопроцентное совпадение? Сценарий уничтожается.
13-а. Приводится ещё один аргумент в пользу провидения: допускается свобода выбора, но в рамках сценария. Следовательно, сохраняется греховность человека за неверный выбор. Таким образом, сохраняется и провидение, и выбор, и грех, как результат неверного выбора. Здесь сравнивается сценарий с лабиринтом, в котором сотни ходов, а человек в лабиринте сам выбирает или тупик, или дальнейший путь. Человек выбирает, но в рамках лабиринта. И не в состоянии выйти за пределы лабиринта. Провидение и сценарий (лабиринт) в этом аргументе сохранены.
Воля провидения в этом случае проявляется в ограничении человека рамками - человек ограничен лабиринтом. Эту волю человек почувствует, если захочет выйти за рамки лабиринта. А если не захочет? А если лабиринт, как Вселенная, настолько велик, что нет смысла границ лабиринта?
14. А смысл? Какой тогда смысл наличия провидения? Если смысл провидения (рока, фатума) в его силе, в его власти над человеком, в его неизбежности, когда «от судьбы не уйдешь», то человек при свободном осознанном выборе (даже в лабиринте) уходит из под власти рока, сам выбирает свою дорогу в соответствии со своими устремлениями и потребностями, сам определяет свою судьбу, свою дорогу, и какой тогда смысл наличия провидения? При свободном выборе, если это действительно свободный выбор, есть шанс избежать неотвратимого. Не случайный, не слепой, а свободный выбор определяется ясным осознанием последствий того или иного выбора: понимаю, что если сделаю то, получу это, сделаю другое, получу второе...
15. Вопрос даже не в том, есть или нет провидение, рок, предопределение, заранее написанный сценарий. Бог с ним, пусть для вас будет, коль вы так его жаждете, чтоб избежать ответственности. Вопрос в другом: насколько влиятельно провидение, насколько подчинен ему человек?
Если человек находится во власти фатума, рока, как щепка во власти бурного потока, то он не может отвечать за свои деяния, за свои грехи, («его - несет») а если провидение не влиятельно, то оно бессмысленно. И зачем тогда утверждать, что оно есть? Или оно «чуть» влиятельно? Смешно.
16. «Когда-то человек сам выбирает, а когда-то его «ведёт» провидение…» Несерьезное утверждение. Больше похоже на уловку - и на елку влезть, и штаны в целости сохранить. Да и зачем провидению именно так относиться к человеку: то свободный выбор ему предоставлять, то брать над ним власть и руководить его судьбой. Какой смысл высшей силы, именуемой «провидением», играть с человеком, как играет сытая кошка с пойманной мышью: то отпустит, то поймает снова, и не сразу убивает, долго мучает… Нам не уразуметь высшего смысла? Ну-ну… Наслышаны…
17. Пройденный путь предопределяет последующий. Не закон, но закономерность, т.е. за редким исключением, это так. Будущее определяется прошедшим. Здесь тот случай, когда хвост управляет собакой. То есть человек часто делает выбор в настоящем в соответствии со своим прошлым опытом. Допустим, как пример, человек скорее предаст, если уже имеет опыт предательства.
Выбор так же зависит, как замечено выше, от качеств человека и его предпочтений. Так, может быть, и прошлый опыт человека, и его качества, и его устремления и есть его «рок»? (Вот она, главная мысль!) В таком случае предопределённость (рок, фатум), вернее и правильнее рассматривать не как внешнюю, автономную, неизвестно какой природы силу, а силу внутри человека, определяемую его качествами и наклонностями. «Рок» в самом человеке, а не где-то «вне его». Натура человека и есть его рок.
18. Встает вопрос: а насколько человек волен выбирать? Да, насколько человек волен в своем выборе, если он, человек, обусловлен и своими качествами (психологическими особенностями), и своим прошлым, и общественными ценностями? Может ли человек изменить самого себя, если ему самому или другим не нравятся его качества?
«Каков человек, такова его судьба». А если человек не хочет быть таким и не хочет иметь такую судьбу? Может он что-либо изменить в себе коренным образом или - предопределен? Он во власти «рока»? И этот «рок» в самом человеке.
19. «Рок преследует эту семью». «Яблоко от яблони недалеко катится». «На роду написано». Так говорят, когда ребенок повторяет судьбу родителя со всеми её пороками и бедами или когда беда и всяческие негативы повторяется в семье из поколения в поколение. Жизнь показывает, что такие утверждения справедливы во многих случаях.
Здесь сходство судеб родителя и ребенка или сходство судеб поколений объясняется сходством их натур, сходством личных качеств, сходством способов (стилей) поведения. Ведут себя одинаково (похоже) и наступают постоянно на одни и те же грабли. Но могут ли они что-либо изменить? Или они во власти «рока», который «сидит» в них, в их качествах и манерах поведения?
20. Вот трусоватый, боязливый, осторожный человек. Родился он таким. И во всех ситуациях он, как правило, ведет себя осторожно, с опаской, без риска, приговаривая: «Лучше меньше, да надежнее». Это его стиль, его манера, его способ выживания. Он приспосабливается, мимикрирует, затаивается при опасностях. Но ему говорят, что надо быть смелым, напористым, что надо нападать, драться, побеждать... А он - не может! Он родился или «создался» таким и другим быть не может. Возникает конфликт между натурой и требованиями со стороны.
Или вот человек другого типа: необузданный, страстный, агрессивный, готовый на штык лечь, но добиться исполнения своей прихоти. Ему говорят: «Надо быть сдержаннее, руководствоваться разумом, надо умерить свои аппетиты...» А он - не может! Он не в силах обуздать себя. Бессилен! Не может, даже если ему самому не нравится его необузданность, которая ему больше во вред, даже если сознает свои грехи. Он - обречен? Запрограммирован на такой стиль, и программу не изменить? Вот тот «рок», который сидит в нем самом.
21. Поставьте лошадь на место. Рок, фатум, провидение - это не какая-то внешняя, автономная сила, которая гонит человека по заранее написанному сценарию, как ветер гонит мусор по улице. Оставьте любителям мистики их сказки и фантазии. Если человек не может совладать со своей натурой, не в силах сдерживать свои страсти, не в состоянии изменить характер, то его же натура, его стиль поведения, становится его роком. Литературный Обломов не мог переломить свою устремленность к покою даже под воздействием сильной любви к Ольге; обломовщина - его рок, его судьба.
22. Но изменяем ли человек? Если да, то насколько? И нужно ли его изменять? Кому нужно? И какая расплата за изменение? Фактически мы пришли к теме добра и зла.
Человек изменяем, но в разной степени. Кто-то пластичен и может сильно измениться, а кто-то за всю жизнь почти не меняется. Далее: есть требования закона и морали, т.к. человек существует в обществе. Общество озабочено своей выживаемостью, а выжить оно может, если члены общества «подогнаны» друг другу. А чтобы подогнать, надо кого-то пообтесать, воспитать, изменить, т.е. окультурить. Отсюда - ценность культуры. Общество устанавливает шкалу «добро-зло», устанавливает рамки поведения и тем самым предъявляет свои требования к индивиду. А если индивид по своим природным (врожденным?) качествам не соответствует этим требованиям: совершает преступления, развратничает, убивает, насилует? Тогда общество либо изгоняет индивида, либо презирает его, либо изолирует (тюрьма) - в любом случае пытается его изменить. Кто-то сам способен обуздать свои неприемлемые склонности, кого-то обуздывает общество (см. тему «насилие»), а у кого-то и нет таких склонностей.
Но насилие, явное или скрытое, со стороны общества или со стороны самого себя, не проходит бесследно. Сломать человека можно, но останется ли он после этого человеком?
23. «Какая судьба его ждет?» Предугадать судьбу - предугадать будущее. Здесь судьба рассматривается, не как история жизни, уже прожитое, свершившееся, а как некая дорога, по которой идет человек. Часть пути пройдена, а что впереди?
Нельзя узнать будущее человека со стопроцентной точностью, потому что есть роль случая. Но предугадать будущее человека в общих чертах можно, если знать его качества и черты характера, его явные и скрытые устремленности, его прошлое, его стиль, склонности и при этом еще верно судить, к чему может привести такой стиль и такие устремленности (см. тему «будущее»).
24. «От судьбы не уйдешь»? Уйдешь настолько, насколько сумеешь управлять собой, своими страстями и желаниями.