На фотографии кадр из легендарного спектакля "Современника" "Крутой маршрут", поставленный в 1989 году Галиной Борисовной Волчек. Насколько я понимаю, в настоящее время он (удивительно правда?) вычеркнут из репертуара театра. Во всяком случае, беглый поиск по расписанию и наличию билетов, результатов не дал.
Но это лишь так, преамбула. Вообще же, как мне кажется, культура и искусство в нашей стране (как, впрочем, и в любой другой) не могут быть правильными или неправильными, традиционными или нетрадиционными, патриотичными или непатриотичными, оскорбляющими чьи-то чувства или ласкающими. По сути, критерий здесь может быть лишь один - талантливо или нет. А образованный, интересующийся и свободный от предрассудков зритель вправе сам отделить зёрна от плевел, как это было предоставлено ему в конце 1980-х, в 1990-х и почти во всех двухтысячных. Однако сегодня, в соответствии с государственными стигмами, подмеченными ещё Умберто Эко, отечественный обыватель сковывается всё более жёсткими рамками.
Театральная жизнь перестраивается на военные рельсы. Несогласные артисты и режиссёры
покидают страну. Пьесы "неблагонадёжных" драматургов
снимаются с репертуара. Фамилии "неблагонадежных" постановщиков
вычёркиваются с афиш и из театральных программок. Спектакли с участием артистов, посмевших публично высказаться против войны,
закрываются. Театральные деятели, которые по личным или профессиональным обстоятельствам предпочли остаться в России, стараются молчать, но молчать больше недостаточно - требуется активно и однозначно высказываться в поддержку. Необходимо творчески утверждать "традиционные ценности", клеймить врагов, отмежёвываться от предателей. Многие делают это искренне, но большинство обиняками.
Руководит этой культурной мобилизацией не министерство культуры, а анонимные телеграм-каналы, которые с начала войны стали играть в российской культуре ту роль, которую в Древней Греции играли оракулы. В своём расследовании проект "
Система" описывает механизмы чистки театра и называет имена некоторых влиятельных анонимов.
Click to view
Если кому не хочется смотреть, то текстовая версия
здесь.