Вчера мы всей семьёй попали на этот фильм. Ну как попали: нас Елена Николавна повела в честь своего дня рождения. Любопытно, что впечатления от фильма у всех сложились похожие. И что важно - о фильме хочется рассказать на публику, в первую очередь - на публику клиентскую и потенциально таковую.
Просто этот фильм - крайне своевременный. Как когда-то "Игры разума". Сейчас проблема в том, что все больше начинает захватывать умы новая волна деструктивной идеологии постоянного соревнования. Да, я вновь скажу о том, что мы с НН все-таки напишем статью об этом явлении, которое между собой пока называем "Синдромом Чёрной Королевы". Не принципом, не эффектом, не гипотезой, как в википедии (там вообще немного о другом), а именно синдромом, то есть - деструктивным, болезненным, невротизирующим фактором. Основа этого синдрома звучит так:
" Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"
Эта основа хорошо ложится на любую идею непременного, обязательного социального соревнования, которое по сути превращается в гонку на выбывание.
Об этом в том числе говорится и в фильме про Кристофера Робина. Мальчик вырос, в школьном возрасте потерял отца, получил послание "ты глава семьи"… и побежал.
Взрослый Кристофер живёт работой. Точнее, не то чтобы живёт - это работа живёт и питается им, у него нет никаких способов рекреации, он должен жертвовать временем, проведённым с семьёй, и выходными, чтобы только остаться на месте: в частности, на своём рабочем месте. Та самая гонка на выбывание: кого уволят? И ужасный слонотоп из детства превращается в карающую длань, наказывающую всех, кто смеет не включаться в пресловутое соревнование.
Потому что внутренний цензор - особенно заражённый, контаминированный - считает эту постоянную гонку обязательной. И главной в жизни: все остальные впечатления, в том числе воспоминания детства и прочие "хотелки внутреннего Ребёнка" (с) - переходят в область того, от чего нужно отказываться, что нужно отметать, чтобы не оказаться слабым, тем, кто вынужден будет выбыть и проиграть. Как говорится в фильме - "кто выплывет, а кто утонет".
Среди отзывов на фильм встретился такой крик души: мол, если бы показали все это глазами девочки, которой просто нужен папа, тогда еще ничего: но нет же, показывают это серьёзно, что не нужно работать, а нужно развлекаться, да как они могли, а если папу уволят и той же девочке нечего будет есть?..
Надо сказать, что подобные отзывы в какой-то мере предсказуемы: это отзывы тех, кто сам бежит в этом беличьем колесе, чтобы только остаться на месте, кто страшно устал, но из-за этой усталости не видит, скажем, того, что есть работа на креатив - и работа на износ. Что работа на износ приводит только к эмоциональному выгоранию, и еще вопрос, где бы оказался девочкин папа, не появись в его жизни так вовремя плюшевые игрушки из его детства. А ощущение "нет другого выхода" тоже создаётся контаминирующими установками, которые говорят, что "есть только одни правильные рельсы!" - в то время как вокруг широкое поле с массой тропинок, дорожек и даже больших трасс, да и рельсы, если угодно, тоже далеко не одни.
Опять же, заражённая цензура обычно провоцирует к бинарной системе восприятия: либо работать, либо играть. Но пользование внутренним Взрослым как раз обучает распределять нагрузку между работой и рекреацией, а кроме того - девочка в фильме вообще не представляет, зачем папа работает, для чего это нужно и сама точно так же бездумно выполняет школьные задания, даже на отдыхе: то есть папа уже начал передавать дочери свой гоночный сценарий. Тем важнее прозвучавшие наконец слова мамы: "Бегай, играй, отдыхай, придёшь чумазая, я проверю".
Потеря внутреннего ребёнка как жизненного драйва крайне чревата всякими последствиями, и важно, что хотя бы мама это наконец поняла, да и папа тоже.
Опять вспомним то, о чем мы говорили на одной из недавних скайп-конференций: часто под эгидой "ты уже взрослый, перестань заниматься ерундой" этой самой ерундой называются вещи базовые, жизненно важные: сон, еда, отдых. Точнее - ре-креация, восстановление способности к творчеству и вообще к любой работе. Причём в фильме особо подчёркивается: тот, кто говорит "хватит отдыхать и развлекаться, надо работать" - сам как раз обычно отдыхает и развлекается, пока вы работаете.
Фильм вообще очень, очень психоаналитичен. В том числе тем, что не предлагает одного решения для всех - но сообщает, что вполне возможно найти решение для каждого. Своё личное, индивидуальное. Свой собственный путь. Но - не готовый. Его важно будет разыскивать, как в том самом лесу в фильме.
И помощь психотерапевта - та самая ресурсная психотерапия в самом начале, а уж потом консультативно-аналитическая - это помощь в поисках оставшихся резервов и их задействовании в первую очередь. Работа с тем самым внутренним Ребёнком, который является источником основного драйва, но на данный момент потерялся, устал, затаился и так далее. И не в силах уже продуцировать никакого "хочу". Но только внутренний Ребёнок со своим воображением может стать основным помощником по поиску личных и не всегда стандартных выходов.
Кстати, тот факт, что мир достаточно неоднозначен и сложен, в том числе практически гарантирует, что среди этой сложности каждому можно отыскать свою собственную нишу. Главное - понять, кто и зачем гонит вас куда-то бежать толпой, причём непременно стараться обогнать остальных.
И последнее: кто будет смотреть фильм - смотрите до конца. Даже не до титров, а до после-титров: потому что там в конце, после большей части этих самых титров, очень забавный как-бы-эпилог и очень психотерапевтичная песенка. Правда, на английском языке, но язык там такого уровня, что даже мы с НН основную часть поняли на слух :)
- Этот пост обсуждают в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)
- Как присоединиться к Мастер-классу, если вы хотите: здесь