Oct 26, 2010 04:34
Герберт Уэллс, конечно, был первым, вроде Малевича, который нарисовал квадрат и ещё с десяток примитивных геометрических фигур, но тем самым заложил всю геометрию маркетинга современного искусства. Но понятно, что картины его продолжателей росли, как пирамида и дешевели каждые пять лет, а к моменту моего знакомства с современным искусством совсем уже обесценились и стоили уже чуть дороже холста и масляных красок (массовая попытка художников подсунуть клиенту дорого дешёвую акварель, под видом нового витка арт-моды, не удалась).
Так вот, понимая каким мерилом искусства в целом, был Малевич, можно понять, кем был Уэллс в создании классического уже сюжета «инопланетяне напали на Землю». Просто до Герберта никто такой сюжет не использовал. Тут можно, конечно вспоминать Рамаяму, всемирный потоп, кто-то ешё и Авесту приплетёт, но, блин, Авеста это, на самом-то деле, просто календарь садовода-огородника, но очень редкое издание. Уэллс написав «Войну миров» приоткрыл шлюзы такой же мощной плотины бесконечности вместительности человеческого сознания, как скажем, наука «история», пусть даже самая академическая, с настоящими академиками, а не та, что знает 6,5 миллиарда человек. А оставшийся миллиард, кстати, профессиональные историки. Эта профессия на Земле очень популярна.
А Уэллс, например, умудрился с Лениным встретиться, и даже в электрификацию врубился. Все вокруг к этой встрече относятся, как к анекдоту, а электрификация была, скажу я вам, не говном собачим и в идее ещё, и в исполнении после. А Уэллс, которому было несомненно офигенно интересно и понятно (когда сам Ленин объяснит, кто не врубится?) так пропёрся, что распиарил социализм на мировом книжном рынке, учитывая, что телека тогда не было, это было неплохой пропагандой. Я всё к тому, что Уэллс, вероятно говна не создавал, а склепал, минимам два вечных сюжета. Просто скажу: «МАШИНА ВРЕМЕНИ». Но речь идёт о «Войне миров».
Году так в 1999-ом смотрел я по телику американский фантастический фильм категории, наверное, уже даже не «Бэ». Сюжет тот самый. Внезапно на Землю нападают гигантские пауки. Прилетают из космоса и жрут всех подряд (землян конечно, не друг дружку, они не гуманоиды, но и не паучки под перилами деревенского крыльца). Естественно, в конце мужественные американские земляне побеждают инопланетных чудищ. В конце главный герой узнаёт чем, собственно, мотивировано было нападение. Сотни тысяч лет назад пауки на отдалённой планете отгрохали нормальную ферму по разведению корма. Прибыли собирать урожай, а еда оказывает сопротивление. Ну и дальше ликование на всей Земле. И пошли у него уже финальные титры, а я только понял, что ведь в этом фильме существование Бога вообще не рассматривается! Я мало видел художественных произведений, в которых не просматривается какая-нибудь ипостась богов. В этом фильме всё было чисто! Дистиллированная реальность. Эти ребята довели сюжет Уэллса до философской вершины, но продали фильм, уже невероятно дёшево.
Всё, что становится настоящим образцом, оригиналом, девятым по счёты борхесовским хрёниром, в своих копиях дешевеет в геометрической прогрессии. Но и первым в этой цепочке тоже быть бессмысленно, денег особо не приносит (поди, зарегистрируй в патентном бюро заявку на смену человеческого мировоззрения определённым способом) и, самое главное, никто из современников ещё не врубился, как это круто. Вот пытаются ещё при жизни таким, как Г.Уэллс давать премии Нобеля, но часто тычут пальцем в небо. Я не физик, не могу судить о точных науках, но книжек нобелевских лауреатов у меня стояла целая полка. Я почитал, ничего там нового не увидел. Да, конечно это переводы, но масштаб был бы виден даже в переводах, если бы речь шла о точном попадании премии.
Рассказать вам ещё какое-нибудь кино?